Законопроект о мультимодальних перевозках требует значительной доработки — АМПУ

Принятый Верховной Радой в марте в первом чтении проект закона «О мультимодальных перевозках» содержит множество противоречивых норм и не отвечает ожиданиям бизнеса, поэтому требует значительной доработки. Об этом сообщил руководитель Департамента организации работы портов ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) Вячеслав Вороной.

Бизнес ожидал от этого законопроекта две вещи: преференций для мультимодальных перевозок по сравнению с обычной перевозкой и упрощения документооборота. Но единственная преференция, предусмотренная законом, — это бесплатность использования платных дорог, которых пока в Украине нет. А вместо других преференций, как стимул перехода на использование более экологичного речного и железнодорожного транспорта, использован запрет на мультимодальные перевозки автомобильным транспортом более чем на 150 км”, — отметил Вороной в ходе Украинского портового форума (UPF2021).

Также в законопроекте содержится запрет для получения статуса мультимодального терминала для предприятий, которые находятся в пунктах пропуска через государственную границу.

То есть, все морские терминалы, находящиеся в порту, не смогут быть мультимодальными терминалами, хотя по сути они таковыми являются, потому что перегружают грузы с одного вида транспорта на другой. При этом непонятно — зачем тогда, если эти мультимодальные терминалы могут находиться за пределами контролируемой пограничниками границы, получить согласование технических условий для таких терминалов в Госпогранслужбе”, — подчеркнул Вороной.

Законопроектом предусмотрено введение единого сквозного документа для всех перевозок, но непонятным остается — почему отдельно в обязательном порядке нужно оформлять договор смешанной перевозки и мультимодальный документ. По мнению АМПУ, нужно использовать аналогию коносамента, ЦМР и ЦМС НГС-накладную на морском и железнодорожном транспорте, которые выполняют функции одновременно и договора на перевозку, и перевозочного документа.

У нас позавчера была дискуссия с Министерством инфраструктуры. Они утверждали, что этот договор не является обязательным, но когда прочитали определение мультимодальной перевозки согласно проекту закона — это перевозки двумя или более видами транспорта на основании договора смешанной перевозки. То есть, согласно закону, все же он обязателен. И кроме самого перевозочного документа, на основании закона, нужно все-таки оформлять и обычные документы: и коносамент, и ТИР, и железнодорожные накладные. Потому что, согласно статье 11 этого законопроекта, при осуществлении международных мультимодальных перевозок грузов, операторы мультимодальных грузов и фактические перевозчики используют товарно-транспортные документы, предусмотренные международными договорами Украины”, — сказал Вороной.

Поэтому вместо одного документа надо будет оформлять три, подчеркнул он.

В связи с этим считаю крайне необходимым ко второму чтению доработать указанный законопроект для полноценного развития международных транспортных коридоров, в частности, «Черное море — Балтийское море». И также мы все хотели бы видеть другой законопроект, который должен был идти параллельно с законопроектом о мультимодальных перевозках — это изменения в Налоговый кодекс и другие кодексы. Это отдельный закон, который как раз и должен был предусматривать преференции для мультимодальных перевозок. Надеемся на доработку закона ко второму чтению и на опубликование второго закона, который должен урегулировать все эти вопросы мультимодальноых перевозок”, — подытожил Вороной.

В марте 2021 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №4258 «О мультимодальных перевозках». Согласно пояснительной записке к документу, он разработан для совершенствования существующей законодательной базы и вводит правовые механизмы для более широкого использования мультимодальных/контейнерных грузовых перевозок в транспортной системе Украины. Это, в свою очередь, будет способствовать защите окружающей среды из-за переориентации значительной части перевозок с автодорог на реку и другие экологические виды доставки, а также значительно оптимизирует время и расходы путем внедрения единого договора смешанной перевозки.

В октябре 2020 года Кабинет министров поддержал законопроект «О мультимодальных перевозках», разработанный Министерством инфраструктуры.

Читайте главные новости отрасли на нашем Телеграм-канале

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *