Контакты редакции:

ул. Коблевская 2/4 оф.4,
Одесса, 65125, Украина

Свяжитесь с нами!

Зачем «Кернелу» новый терминал за $100 млн

Агрохолдинг собирается увеличить свои портовые мощности в два раза. К этому компанию подталкивают впечатляющие финансовые результаты работы ее терминалов и планы по увеличению экспорта зерна

Собственник одного из крупнейших агрохолдингов Украины «Кернел» Андрей Веревский может быть доволен. Акции его компании на Варшавской бирже демонстрируют устойчивый рост и за год подорожали уже на 40%. Вероятно, в компании считают, что настало время подкрепить доверие рынка реализацией крупного проекта, нацеленного на дополнительное снижение издержек.

Впечатленный финансовыми результатами своего главного портового актива — «Трансбалктерминала» в Ильичевском порту — «Кернел» решил сделать ставку на стремительное наращивание собственных портовых мощностей. Если эти намерения будут реализованы, то и без того немалая роль компании Веревского в Ильичевском порту станет просто гигантской — почти половина грузопотока. Еще одна особенность нового проекта в том, что все свои портовые активы компания приобретала уже готовыми, строить с нуля — это ее первый опыт.

Насколько идея строительства нового терминала продиктована реальной необходимостью, вызванной дефицитом мощностей перевалки «Кернела», или же это просто попытка застолбить место в виду больших планов на Ильичевск со стороны конкурентов (среди которых и такой крупный зернотрейдер как, Soufflet) пока судить сложно. Впрочем, возможно годовой отчет компании, который выйдет уже в июле, прольет на это немного света.

Активы «Кернел»

Откуда грузы

«Кернел» сейчас производит около 7-8% мирового объёма подсолнечного масла. При этом около 30% своей продукции в данном сегменте компания отправляет в Индию и страны Ближнего Востока. Такая география экспорта делает черноморские порты чрезвычайно выгодной точкой отправки грузов компании.

«Кернел» также является одним из крупнейших экспортеров зерновых из Черноморского региона. Его доля в экспорте зерновых из Украины составляет около 10%, в России — около 4%. Ежегодно компания поставляет на международные рынки около 5 млн тонн кукурузы, пшеницы, ячменя, сои и рапса. Логистика зерновых находится под контролем компании благодаря собственной обширной сети элеваторов и двум глубоководным портам на побережье Черного моря.

Планы агрохолдинга наращивать объемы производства масла и экспорта зерновых заставляют искать деньги на развитие собственной портовой перевалки. Компания постепенно наращивает ее возможности на уже существующих терминалах, однако в июне собственник «Кернел» Андрей Веревский заявил о том, что планирует осенью 2016 года начать строительство нового зернового терминала в Черноморске (Одесская область) годовой мощностью 4 млн тонн. Таким образом суммарные мощности компании в ИМТП увеличатся сразу в два раза — до 8 млн тонн.

«Общий объем инвестиций в терминал оценивается на уровне $100 млн. Мы согласовали почти все документы. Надеемся, что к концу лета завершим согласование с Министерством инфраструктуры и в начале осени приступим к строительству», — рассказал Веревский.

Финансовые результаты портовых терминалов Кернел в 2015 маркетинговом году

Порты «Кернела»

На сегодня «Кернел» владеет одним крупным зерновым терминалом в Украине, еще одним небольшим терминалом по перевалке масла и контролирует 50% акций в перевалке зерна Таманского терминала в России. Оба зерновых терминала в состоянии загрузить суда класса Panamax с дедвейтом до 70 тысяч тонн. Это существенно удешевляет перевозку грузов.

«Наша среднесрочная цель — увеличить экспорт зерна до 6 миллионов тонн в год. Для достижения этой цели, мы будем инвестировать в расширение перевалки. В течении следующих двух лет мы должны увеличить наши портовые мощности на 1 млн тонн в год. В дальнейшем будем стремиться увеличить существующие портовые мощности в два раза», — утверждается в годовом отчете компании, который был опубликован в июле 2015 года.

К инвестициям в портовый сектор компанию подталкивают его впечатляюще финансовые показатели. Так, согласно отчету компании, в 2015 маркетинговом году прибыль от терминалов составила 55,3 млн долларов, что на 22% выше предыдущего года. ЕBITDA — 36,8 млн долл. (+35%). Объемы перевалки выросли на 23% с 3,9 млн тонн до 4,8 млн. Рентабельность на тонне перевалки — 10 долларов. При этом часть своего экспорта «Кернел» вынужден переваливать на портовых терминалах других собственников, а использование чужих перевалочных мощностей означает большие затраты.

В 2015 маркетинговом году прибыль от терминалов составила 55,3 млн долларов, что на 22% выше предыдущего года.

Ключевой портовый актив компании на сегодня — это зерновой терминал «Трансбалктерминал» в Ильичевском порту. Его мощность составляет 4 млн тонн в год. Терминал оборудован одной из самых эффективных приемок зерновых, современными элеваторными мощностями и имеет глубоководный причал, позволяющий грузить судна водоизмещением до 80 тыс. тонн. Комплекс состоит из 38 силосов, способных вместить около 200 тыс. тонн зерна. Терминал был приобретен в 2008 году за $100 млн.

Помимо «Трансбалктерминала» «Кернелу» на территории порта принадлежит маслоэкстракционный завод, который компания выкупила за $140 млн в 2011 году у Bunge.

«Зерновой терминальный комплекс Тамань», 100% долю которого приобрело совместное предприятие, созданное на паритетных началах Кернел и крупным международным зернотрейдером Glencore, расположен на черноморском побережье Российской Федерации. Построенный по последним технологиям в 2011 году, терминал является третьим по величине глубоководным зерновым терминалом в России. Текущая пропускная мощность терминала составляет 4 млн тонн зерновых в год.

«Ойлтранстерминал» в Николаевском порту занимается перевалкой подсолнечного масла и шрота исключительно для собственных нужд компании с пропускной способностью полмиллиона тонн в год.

Идея не новая

«Кернел» пока не комментирует заявление Андрея Веревского о скором начале строительства нового терминала. Однако, на самом деле, эти планы компания вынашивает уже несколько лет. Так еще в апреле 2014 года директор по логистике «Кернел» Леся Литвинская представляла проект нового терминала на совещании в Ильичевском порту.

Тогда, в ходе презентации, Литвинская отметила, что в течение следующих пяти лет компания планирует существенно увеличить объемы экспорта зерновых, подсолнечного масла и шрота, и подчеркнула, что «Кернел» уже имеет опыт сотрудничества с Ильичевским портом в рамках деятельности на территории ИМТП предприятия «Трансбалктерминал».

В 2014 году этот проект предполагает использование тыловых территорий 3-го терминала Ильичевского порта для создания новых производственных мощностей, которые позволят увеличить объемы перевалки сельскохозяйственных грузов с 3 до 6 млн. т в год в рамках работы в формате государственно-частного партнерства (аренды).

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *