Выровнять способность грузовых фронтов с магистральной инфраструктурой. Миссия выполнима

В конце 2020 года правительство обновило Стратегию развития морских портов до 2038 года, одной из ключевых целей определено сбалансированное развитие и эффективное использование портовых мощностей. В большей степени это касается соответствия гармонизации планов развития припортовой инфраструктуры (железнодорожных путей, припортовых железнодорожных станций, автомобильных дорог) с пропускной способностью морских портов Украины.

Стратегия определяет несколько четких мер, а также ряд направлений для дальнейшего изучения. Рассмотрим несколько конкретных проектов, о которых идет речь как минимум последние 10 лет.

Для усиления лидерства на Черном море порту «Пивденный» требуется реконструкция станций Черноморская и Береговая со строительством новых приемо-отправочных и сортировочных путей, увеличение пропускной способности участка Черноморская—Береговая путем строительства вторых главных путей. Летом 2021 года Мининфраструктуры и «Укрзализныця» приняли решение начать с участка БП 5 км — БП 12 км перегона Черноморская—Береговая с обустройством второго главного пути с электрификацией и реконструкцией средств автоматики и связи. Именно на этом перегоне осуществляются перевозки в направлении крупнейших стивидорных компаний страны — ТИС, ГП «МТП «Южный» и АО «Одесский припортовый завод». Реализация этой меры позволит уже в следующем году повысить пропускную способность участка с 55 до 60 пар поездов в сутки.

Порт Одесса требует создания дополнительного железнодорожного въезда в порт и обеспечения развития станции Одесса-порт и прилегающих станций. Однако начало развития магистральной инфраструктуры в направлении порта началось с обустройства «Укравтодором» альтернативного бесплатного въезда, которого несколько лет ждали десятки экспедиторов и перевозчиков, работающих в порту. Объездная дорога протяженностью 5,3 км с эстакадой, примыкающей к имеющейся эстакаде АМПУ, строится из цементобетона. Дорога соединит трассу М-28 Одесса—Южный с Одесским портом.

Николаевский регион в ближайшие годы должен получить дополнительное развитие от электрификации железнодорожного направления Долинская—Николаев со строительством вторых главных путей для повышения пропускной способности направления Знаменка—Долинская—Николаев. Строительство первой фазы Долинская—Николаев должно стартовать уже в первом полугодии 2022 года подрядчиком, определенным по результатам международных торгов по правилам ЕБРР. Актуальным остается создание дополнительного железнодорожного въезда в порт Николаев и строительство железнодорожных путей в обход Николаева в направлении порта «Ольвия», запрос на которые должен расти, учитывая начало работы компании QTerminals в рамках проекта концессии и динамичное развитие терминалов «Ника-Тера» и ЕВТ. Перспективным также следует считать дальнейшую электрификацию на Херсон после завершения реализации проекта Долинская—Николаев—Колосовка, что позволит Херсонскому морскому порту оставаться конкурентоспособным.

В Азовском регионе для порта Мариуполь поставлена ​​задача по увеличению пропускной способности железнодорожного участка Запорожье—Камыш-Заря—Волноваха и доведение пропускной способности участка до 40 пар поездов, в том числе — 34 грузовых поездов. Также недавно министр инфрастуктуры Александр Кубраков объявил о намерении государства инвестировать до 2,6 млрд грн в линию Покровск—Курахово— Шахта «Южнодонбасская»— Волноваха— Мариуполь, что позволит перевести часть пассажирских поездов с грузонапряженного участка на скоростную электрифицированную линию через Покровск.

Стратегия портов подчеркивает важность выработки действенных механизмов инвестирования в развитие припортовых железнодорожных станций, подъездных железнодорожных путей и электрификации магистральных путей в направлении морских портов Украины. И если проекты электрификации государство и международные финансовые организации уже частично финансируют, то механизмы финансирования реконструкции станций и подходов еще предстоит определить.

Станции Октябрьская, Береговая, Одесса-порт, Измаил-порт Новый, Николаев-грузовой и многие другие ждут этого. Достичь увеличения грузооборота портов до 265 млн тонн, заявленных в Стратегии-2038, можно только путем объединения усилий и инвестиций всех видов транспорта, частного бизнеса и государства.

Автор — заместитель директора Департамента инвестиционной деятельности АО «Укрзализныця»

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *