Выбирая пути развития

25 ноября 2003 года в Одесском морском торговом порту прошла пресс-конференция, посвященная программе развития предприятия на период до 2013 года.

В пресс-конференции приняли участие начальник Одесского порта Андрей Егоров и начальник СЭЗ «Порто-франко» Виталий Ведутов.

Естественно, что программа развития порта должна основываться на долгосрочных прогнозах развития экономики, внешней торговли нашей страны, других стран, на тщательном анализе перспектив крупных грузопотоков, отметил А. Егоров. Здесь очень много непростых вопросов. Скажем, сегодня весьма динамично развивается металлургия Китая, который является одним из основных потребителей украинского металла, перегружаемого и через Одесский порт. Но к 2010 году Китай собирается уже сам производить свыше 300 млн т металла и экспортировать его. Безусловно, это должно негативно отразиться на нашем экспорте металла. Эти и множество других факторов необходимо учитывать, чтобы оптимально планировать развитие такого крупного предприятия, как Одесский порт.

Следствием роста грузовых перевозок крупнотоннажными судами и увеличения грузопереработки в Одесском порту стала потребность в глубоководных причалах и специализированных комплексах. Однако местоположение порта в исторической части города до недавнего времени исключало его развитие, сказал А. Егоров. Выход был найден благодаря переданным порту территориям СРЗ «Украина». На них предполагается создать три перегрузочных комплекса общей мощностью 4 млн т грузов в год. Речь идет о маслоперегрузочном (ОППК) и двух универсальных комплексах.

Заканчивается реконструкция масло-бакового хозяйства ОППК, которая увеличит объем единовременного хранения тропических масел до 23 тыс. т. За счет этого объемы перерабатываемых продуктов вырастут до 400 тыс. т в год. Кроме того, в перспективе будет построено маслоперерабатывающее производство мощностью 150 тыс. т продукции в год.

Запланирована реконструкция причала № 3 (бывшие заводские № 4 и 5), в том числе дноуглубительные работы (глубина у кордона 9,75 м), что позволит принимать здесь суда-двадцатитысячники. Расчетный грузооборот этого комплекса с учетом существующих мощностей — 900 тыс. т продуктов в год.

Зерновой комплекс, созданный на 29-м причале, уже функционирует. После модернизации, проведенной летом этого года, и переноса двух 10-тонных кранов он стал универсальным: здесь перерабатывают экспорт и импорт зерновых, сахар-сырец, другие насыпные грузы, металл. Комплекс рассчитан на перевалку 2,5—3 млн т зерна в год, 100 тыс. т сахара-сырца и металла ежемесячно.

Второй универсальный комплекс будет создан на причале 1 «Z» Андросовского мола, строительство которого начнется в 2004 году. Длина его 250 м, глубина у кордона 12,5 м, что позволит принимать здесь суда типа «панамакс». К нему будет примыкать складская площадь в 1,5 га. Грузооборот комплекса, по подсчетам специалистов, 2 млн т грузов. Его работу будут обеспечивать два портальных крана, которые планируется установить на этом причале, а также один из 64-тонных мобильных кранов «Либхерр». До конца года для нужд ППК-11 предполагается приобрести 10 погрузчиков разной грузоподъемности.

Существенная роль в перспективных планах порта отведена железнодорожному хозяйству. Всего на развитие железнодорожного хозяйства предусмотрено выделить около 30 млн грн, отметил А. Егоров.

Среди наиболее динамично развивающихся перевозок первое место занимают контейнерные. Их рост в последние годы (ежегодный прирост составляет 30 %) заставляет администрацию порта изыскивать пути увеличения мощностей контейнерного терминала. Отчасти это можно сделать за счет ускорения вывоза контейнеров, в том числе железнодорожным транспортом, о чем сейчас идут переговоры с железной дорогой и УГЦТС «Лиски». Но этого мало. Взвесив все «за» и «против», сказал А. Егоров, было решено расширить терминал на 12 гектаров путем поэтапного намыва дополнительной территории. Только это даст порту прирост складских площадей, дефицит которых он испытывает.

Поскольку этот проект дорогостоящий и требует значительных капиталовложений (только обустройство территории обойдется в 150 млн грн), разрабатывается схема временного использования под хранение контейнеров складских площадей в тылу 4-го причала (бывший Австрийский пляж).

Летом будущего года должен войти в строй TIR-паркинг общей площадью 30000 м2, на котором смогут одновременно разместиться 150 большегрузных автомашин (нынешняя TIR-площадка вмещает 70). На его территории будут располагаться зона таможенного контроля, складской модуль площадью 2500 м2, бытовые помещения, другие службы. Стоимость строительных работ — около 15 млн гривен. Строительство начнется сразу же после того, как порт получит правоустановочные документы на землю.

В ближайшее время планируется подписать договор о закладке нового, современного, маневренного буксира мощностью 5000 л. с. для швартовки судов типа «панамакс». Его длина 36—38 м, осадка 4,8—5,2 м. Район плавания — Черное, Азовское, Средиземное моря. Предполагаемая стоимость — 30 млн гривен. Финансировать строительство буксира будут ГО «Укрморпорт» и Одесский порт в равных долях.

Для обеспечения безопасности танкеров и судов, заходящих в нефте- и Хлебную гавань, порт приобрел дополнительный выносной радиолокатор с дистанционным управлением с центрального поста СРДС. Его стоимость вместе с проектными работами, установкой и монтажом составляет около 150 тыс. USD.

Нынешний год, несмотря на объективные трудности, связанные с проблемами на рынке металлов и сокращением экспорта зерновых, Одесский порт планирует завершить, превысив объемные показатели 2002-го.

Начальник СЭЗ «Порто-франко» Виталий Ведутов отметил, что перспектива развития Одесского порта в немалой степени связана со свободной экономической зоной. Из четырех инвестиционных проектов два — контейнерный терминал и комплекс минеральных удобрений — уже действуют. Инвестором контейнерного терминала выступил Одесский порт, который вложил в его развитие 5,8 млн USD. До конца года парк перегрузочной техники пополнят 42-тонный суперстакер «Белотти», фронтальный погрузчик «Феррари» и ричстакер «Фантуцци». В итоге инвестиции порта составят свыше 8 млн USD. Ввиду изменения грузопотока комплекс минеральных удобрений планируется модернизировать таким образом, чтобы он работал с насыпными в экспортном и импортном варианте — в частности, с зерном.

Третий инвестиционный проект — «Телекоммуникационные технологии», предусматривающий выпуск на территории СЭЗ радиоэлектронной аппаратуры, планируется ввести в строй в марте 2004 года.

И, наконец, 24 мая 2004 года войдет в строй четвертый инвестиционный проект болгарской компании «Приста Ойл» — комплекс по перевалке индустриальных масел мощностью 50 тыс. т грузопереработки в год.

Все проекты, реализуемые в СЭЗ «Порто-франко», производственного характера и направлены на расширение перечня услуг, предоставляемых портом. В последнее время в адрес СЭЗ прозвучало на самом высоком уровне много критических замечаний. В ноябре нынешнего года работу СЭЗ «Порто-франко» проверили две комиссии, в том числе с участием представителей Верховной Рады и Кабмина. И пришли к выводу, что СЭЗ вполне соответствует целям ее создания, отметил В. Ведутов.

Соб. инф.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *