Ветер перемен: что дают портам изменения в Таможенный кодекс
В начале сентября Верховная Рада поддержала законопроект, который значительно упростит процедуры контроля в портах и даст дополнительный стимул для привлечения грузопотоков в украинские гавани
Документ, который приняли украинские парламентарии, был действительно долгожданным для отрасли. Военно-политические события в стране наложили свой отпечаток на экономику в целом и транспорт в частности, полностью перекроив карту грузопотоков и оставив порты в весьма затруднительном положении. Для решения этих проблем требовались радикальные изменения, касающиеся, в том числе, и сложных бюрократических процедур, которые грузовладельцам приходится проходить в украинских гаванях. Принцип “единого окна”, который успешно применяется в соседних странах, не один год обсуждался в отраслевых кругах. И вот, наконец, 6 сентября власти приняли это судьбоносное решение.
Как изменятся правила игры после вступления в силу данного документа? Прежде всего, законопроект №7010 о внесении изменений в Таможенный кодекс упрощает правила подачи документов, необходимых для контроля грузов в портах. Рассмотрим эти изменения более подробно.
Определились!
Как известно, нередко камнем преткновения в законодательстве становится трактовка тех или иных положений. А потому создателям нормативных актов нужно четко прописывать нормы и, конечно же, определения. Принятый законопроект дает юридическую формулировку понятию принципа “единого окна”. Согласно документу, это механизм взаимодействия декларантов, их представителей и других заинтересованных лиц с органами доходов и сборов, другими государственными органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на совершение соответствующих разрешительных или контрольных функций относительно перемещению товаров, транспортных средств коммерческого предназначения через таможенную границу Украины.
Претерпел изменения и термин “Меры официального контроля”. Если ранее в статье 319 Таможенного кодекса говорилось, что товары, которые ввозятся в страну, могут подлежать определенным видам контроля (государственному санитарно-эпидемиологическому, экологическому, радиологическому и т.д.), то теперь все выглядит несколько иначе. После принятия нового законопроекта все виды контроля имеют название “Меры официального контроля”, определение которого законодатель выносит в пункт 13-1 статьи 4.
Меры официального контроля включают в себя фитосанитарный, ветеринарно-санитарный контроль, государственный контроль над соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных. Отдельно стоит отметить, что из этого списка исключен радиологический и экологический контроль. Но об этом мы поговорим ниже.
Время – деньги
Задержка в порту оборачивается для грузовладельца миллионными убытками. Довольно часто причиной простоя является сложная процедура контроля. Принятый законопроект предполагает изменения в статью 319 Таможенного кодекса, которые коренным образом меняют процесс оформления и проверки.
Исчерпывающий перечень товаров (с описанием и кодом УКТ ВЭД), которые подлежат официальному контролю, устанавливается Кабинетом министров. Проверку проводит Государственная фискальная служба (ГФС) путем предварительного контроля документов, список которых также определяет правительство.
Изменилось и само понятие предварительного документального контроля. Теперь он предполагает проверку соответствующих документов и ведомостей, а в случае необходимости – применение автоматизированной системы управления рисками. Процедура будет проходить в сжатые сроки – двух часов, в течение которых должностные лица должны принять решение о пропуске грузов через границу либо о запрете или взятии дополнительных проб для анализа.
С любовью к окружающей среде
Экологический контроль также доставлял участникам рынка немало хлопот и отнимал много времени. Постепенно эти сложные процедуры упрощались: в 2014 году был отменен обязательный контроль изолированного балласта. В 2015 году изменился порядок радиологического контроля на границе. А принятый Верховной Радой законопроект в сентябре 2018 года законопроект поставил жирную точку в затяжном споре между экологами и грузовладельцами.
Теперь, согласно утвержденным новшествам, полномочия Государственной экологической инспекции, касающиеся радиологического контроля товаров на границе, передаются Государственной пограничной службе. Однако при этом сама процедура проведения проверки не прописана четко, основывается на общих положениях и потому нуждается в серьезной доработке. В противном случае разночтения могут создать дополнительные трудности для грузопотоков.
Изменения коснулись и закона “О морских портах”, который предоставил дополнительные полномочия Администрации морских портов Украины (АМПУ). Теперь АМПУ будет официально участвовать в выявлении выбросов судами загрязняющих веществ в акватории портов.
Хорошо это или плохо? С одной стороны, Госэкоинспекция получает своего рода независимого контролера в лице АМПУ, что, несомненно, является плюсом. В то же время, Кабинету министров предстоит проработать и официально утвердить порядок участия Администрации в процедуре экологического контроля и выработать механизм эффективного взаимодействия между двумя ведомствами. На это правительству отводится три месяца.
Резюме
Таким образом, принятый документ предусматривает такие изменения в текущее законодательство:
- Пересмотрен порядок проведения таможенного контроля, вводится прототип “единого окна”;
- Функция проведения радиологического контроля передается пограничной службе;
- Администрация морских портов получает право участвовать в выявлении случаев выброса судами загрязняющих веществ в акватории порта. Любопытно, что сначала законопроект предусматривал полную передачу контроля от Госэкоинспекции к АМПУ, но инициативу не поддержали еще в первом чтении;
- Законодатель вводит термин “Меры официального контроля”, заменяя существующий перечень видов контроля.
Безусловно, внедрение новшеств на практике потребует достаточно много времени, а в дополнение к основному документу нужно будет принять еще не один подзаконный акт для эффективной работы системы. Но в целом одобренный Радой законопроект – серьезный шаг на пути к реформированию отрасли и повышению привлекательности украинских портов для грузовладельцев.
Примечание: Анализ законопроекта проводился на основании документа, который обнародован на официальном сайте Верховной Рады Украины. Редакция, направленная на подпись главе государства, может отличаться от текущей.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта.