В обход «Евротерминала». Новую дорогу в Одесский порт обещают сдать к концу 2022 года

В Одессе ведется строительство новой автодороги в Одесский морской порт. Подготовительные работы стартовали в марте 2021 года после нескольких лет дискуссий, споров и конфликтов. В итоге альтернативный въезд в порт в обход «Евротерминала» обрел не только реальные очертания, но и статус важного инфраструктурного проекта, который стал частью программы «Большая стройка».

История вопроса

То, что проект запущен уже, — можно сказать, победа, учитывая масштаб проблемы, которая имеет экономические, социальные и экологические аспекты. Не случайно в разные периоды к ее решению были привлечены городские, областные и государственные структуры.

Еще в 1990-е годы была разработана программа по выводу потока грузового транспорта за пределы жилых районов города. В рамках этой программы возвели 6-киломметровую эстакаду, которая впоследствии соединила Одесский порт с Сухим портом, созданным компанией «Евротерминал» для складирования груза, отстоя транспорта и других услуг. А вот трассу, которая бы состыковала магистральный путепровод порта с Объездной дорогой, так и не построили. По сути, был реализован коммерческий проект, в результате которого ООО «Евротерминал» занял монопольное положение на рынке.

За услуги, связанные с обслуживанием грузового транспорта, следующего в порт или из порта, а попросту говоря, за проезд через территорию «Евротерминала», компания брала $26 с каждого груженого автомобиля, сейчас — около $17. В результате часть автоперевозчиков, которые не нуждаются в услугах Сухого порта, едут в Одесский порт по городским улицам.

В одном случае страдают жители города — от разрушения дорог, грязи, пыли и грохота фур, превращающих жизнь горожан в сущий ад. В другом — автоперевозчики, которые вынуждены оплачивать проезд по частной территории, включая невостребованные услуги. Как первые, так и вторые давно протестовали против такого положения дел. В итоге перекрытие улиц, конфликты, разбирательства «вокруг дороги в порт» стали привычным делом для портовой Одессы.

Конфликт

Ситуация заметно обострилась в 2016 году, когда Одесский горисполком утвердил новую схему движения грузового транспорта. И ограничил проезд по одесским улицам таким образом, что фуры вынуждены были следовать в порт через «Евротерминал». Это привело к «бунту».

Ассоциации международных экспедиторов Украины тогда обратилась в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) с жалобой. Комитет, изучив все доводы и аргументы сторон (в том числе информацию СБУ, НАБУ и Одесской таможни о нарушениях законодательства о защите экономической конкуренции), признал за «Евротерминалом» монопольное положение на рынке услуг, (связанных с обслуживанием грузового транспорта), без оплаты которых въезд в Одесский порт невозможен. АМКУ наложил на «Евротерминал» штраф в размере 5,4 млн грн и обязал компанию обеспечить бесплатный проезд перевозчикам, которые пересекают территорию Сухого порта без использования услуг компании. Это было в 2017 году. Ранее комитет рекомендовал одесским властям обеспечить проезд транспорта в порт, минуя территорию частной компании.

Однако «Евротерминал» при поддержке мэрии продолжал усиливать свои позиции на рынке и работал над запуском проекта строительства трассы для соединения Объездной дороги с «Евротерминалом» и эстакадой порта. Как было официально заявлено, с целью окончательного вывода с улиц города большегрузного транспорта. Будущая трасса получила название «Хаджибей-2». Точно так же называется и созданная для этих целей компания, которая на реализацию проекта получила от горсовета 6,6 га земли. При этом просьбы Администрации морских портов Украины о выделении земельного участка для альтернативного бесплатного въезда в порт, который бы действительно освободил улицы города от фур, оставались без удовлетворения.

Дело сдвинулось с мертвой точки два года назад. Президент Владимир Зеленский, который в ходе визита в Одессу в 2019 году принял участие в совещании по вопросам развития морских портов, потребовал от городских властей предоставить землю для строительства альтернативной дороги. В результате была создана совместная рабочая группа с участием АМПУ и Одесского горсовета. В ходе непростых дискуссий она и определила оптимальный вариант строительства новой магистрали, для которой мэрия таки вынуждена была предоставить землю.

Подножка на старте

Несмотря на оптимизм, связанный с началом строительства, старт работ уже принес первые сюрпризы. Речь идет о затяжных торгах на этапе проведения аукциона по выбору подрядчика и о самовольных строениях, которые неожиданно выросли неподалеку от «Евротерминала», на участке, где должна пройти новая трасса Самострой демонтировали по распоряжению Суворовской райадминистрации г. Одессы. По данным управления государственного архитектурно-строительного контроля и городского управления земельных ресурсов, разрешительные документы для строительства на землях, запланированных под новую дорогу, никому не выдавались. Одесский горсовет в июле 2020 года предоставил областной Службе автомобильных дорог право на разработку проекта землеустройства. Общая ориентировочная площадь земельного участка, запланированного для передачи в общее пользование, составляет 20,5 га.

Что же касается вышеупомянутых торгов, то они, хотя и остались в прошлом, тем не менее внесли в реализацию проекта свою ложку дегтя. Аукцион был объявлен в сентябре 2020 года, а состоялся в феврале 2021-го. Один из претендентов — ООО «Элит-строй» — подавал жалобы о недопуске к торгам своих конкурентов: ООО «Ростдорстрой», ООО «Автомагистраль-Юг» и турецкой фирмы Onur, что изрядно затянуло процедуру. Более того, когда ему было отказано, он обратился с иском в суд. В конечном итоге к участию в аукционе были допущены две компании. Победителем стал «Ростдорстрой», предложивший 2,2 млрд грн при стартовой цене 2,28 млрд. Разрыв между его предложением и «Автомагистраль-Юг» составил менее 2 млн грн.

Кстати, пока магистраль строится, три экспедиторские компании — ООО «Интер Транс Лоджистикс», ООО «С. М.Т.- Лтд» и ООО «Юнимар Логистик» — через суд пытаются взыскать с «Евротерминала» нанесенный им ущерб за взимание необоснованной платы за проезд. Иск был подан в начале 2021 года.

Виктор Берестенко, президент Ассоциации международных экспедиторов Украины:

— Строительство альтернативного въезда в Одесский порт — проект, который долго ждал своего времени. По сути, это прорыв, который смогут ощутить не только участники транспортно-экспедиторского рынка, но и экономика Одесского региона в целом. Поскольку новая дорога является частью более масштабного проекта строительства объездной дороги, соединяющей юго-западную и восточную части Украины.

Особо подчеркну, что проект решит ряд важных вопросов, ранее считавшихся болезненными и проблемными. Участники транспортного рынка были заложниками «драконовских цен», которые установила компания-монополист. В таких условиях невозможно прогнозировать стоимость обслуживания грузопотока.

Сейчас строительные работы ведутся активными темпами, а это значит, что проект существует уже не на уровне идеи, концепции или перспективы, а находится на стадии активной реализации. Если все будет проходить по намеченному плану, то в следующем году мы будем иметь беспрепятственный въезд в Одесский порт. Это даст возможность преодолеть монопольное положение отдельных субъектов и обеспечить грузовладельцам и участникам рынка транспортных услуг равные конкурентоспособные условия, предусмотренные законодательством. Обеспечение свободного въезда в порты - это требование, которое прямо предусмотрено ст. 4 и 25 действующего закона «О морских портах Украины».

Денис Павильианити-Карпов, заместитель начальника администрации Одесского морского порта по операционной деятельности:

— Администрация Одесского порта совместно с портовым сообществом приложила немало усилий для организации альтернативного въезда в порт. Мы входили в рабочую группу, специально созданную для решения этого вопроса. На рассмотрение было предложено несколько вариантов, в том числе вариант порта. В итоговом документе наши предложения учтены частично, в силу ряда причин. При проектировании необходимо было учитывать границы земельных участков организаций и предприятий, которые находятся в этом районе. Строить дорогу можно было только на землях коммунальной собственности. Кроме того, необходимо было учитывать генплан развития города.

На данном этапе мы пытаемся внести некоторые коррективы в проект строительства. Сейчас они находятся на стадии согласования. Администрация порта должна будет выполнить свою часть работ — оборудовать контрольно-пропускной пункт перед въездом на эстакаду порта (установить шлагбаум, подвести коммуникации) и в дальнейшем обслуживать и содержать КПП.

Хочу подчеркнуть, что новая дорога будет общего пользования, то есть доступной для всего транспорта. Ежедневно в промышленную зону Одессы въезжает около 5-6 тыс. большегрузных автомобилей. Из них только 2-2,5 тыс. идет в Одесский порт. В этой связи новая дорога решает две основные задачи — освобождает улицы города от большегрузного транспорта и предоставляет бизнесу свободный, бесплатный въезд в порт.

Дмитрий Рыбалко, начальник Службы автомобильных дорог в Одесской области:

— В данный момент подрядчиком выполняются подготовительные работы и дополнительно нашей службой подано заявление в Государственную архитектурно-строительную инспекцию Украины на получение разрешения на выполнение работ.

Хочу отметить, что проектом предусмотрено строительство именно цементобетонной дороги, цена которой значительно выше, чем асфальтобетонный аналог. При принятии решения учитывался будущий поток большегрузного транспорта и состояние грунта, а это подтопленные участки с высоким уровнем залегания подземных вод.

Підпишіться, щоб прочитати весь матеріал

Наш продукт – незаангажована, перевірена та важлива фахова інформація. Наші передплатники отримують її в повному обсязі, бо розуміють її цінність. Приєднуйтесь до тих, хто підтримує якісну журналістику!

Консультація: info@uports.com.ua

Репосты: