УЗ зажгла зеленый свет частной тяге
УЗ окончательно расписалась в том, что самостоятельно, без частных денег, вырулить из этого коллапса не сможет.
Скоро осень, а вместе с ней Украину традиционно накрывает острый дефицит подвижного состава для перевозки грузов – в первую очередь зерна. В последние годы особенно остро наблюдается еще и нехватка локомотивов.
Несмотря на то, что реформа «Укрзализныци», начавшаяся в 2015 году предусматривает полную либерализацию рынка (в том числе и допуск частного подвижного состава), в УЗ пока не определились, рубить ли тот сук, на котором сами сидят.
Сама УЗ решить проблему не может из-за и без того огромного уровня долговой нагрузки (в 2014 году был даже технический дефолт и реструктуризация). Поэтому в ход идут различные половинчатые варианты: лизинг и псевдо- открытый рынок. Госмонополист хочет, чтобы частные компании покупали себе локомотивы и передавали их ПАО УЗ в лизинг или аренду.
Впрочем, среди чиновников есть вполне влиятельные лоббисты и полного открытия рынка для частной тяги.
Все это пока вылилось в два решения. Во-первых, в июне Тернопольская дирекция железнодорожных перевозок Львовской железной дороги начала диалог с грузоотправителями, имеющими собственный тяговый подвижной состав, относительно возможности для них забирать и доставлять грузы на опорные ж/д станции посредством собственных локомотивов. Таких клиентов в дирекции сегодня насчитывается 16.
А в июле стало известно, что региональные филиалы УЗ смогут арендовать частные локомотивы у частных владельцев на любую сумму при условии получения предварительного письменного согласия ПАО УЗ.
Пока неизвестно, выгодной ли будет такая аренда для того, чтобы грузоотправители начали инвестировать в закупку локомотивов. Очевидно одно, УЗ окончательно расписалась в том, что самостоятельно, без частных денег, вырулить из коллапса не сможет.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта.