Контакты редакции:

ул. Коблевская 2/4 оф.4,
Одесса, 65125, Украина

Свяжитесь с нами!

Торговая война опять на пороге

Торговая сделка США и Китая оказалась на грани срыва.

Ухудшающиеся отношения двух сверхдержав после (отнюдь не вследствие) принятия китайского закона о безопасности, затрагивающего Гонконг, повлияют на спрос на контейнерные, танкерные, балкерные перевозки и, безусловно, нанесут ущерб перевозкам LNG. Об этом пишет Грег Миллер (FreightWaves).

Президент Дональд Трамп заявил в своей речи в пятницу 29 мая, что Китай «ободрал Соединенные Штаты, как никто и никогда раньше», и «унес краденое» в размере сотен миллиардов долларов в год; что Китай «совершил набег на американские фабрики, фактически выведя в оффшор наши рабочие места, потопил нашу промышленность, украл нашу интеллектуальную собственность… незаконно захватил территорию в Тихом океане, угрожая свободе судоходства и международной торговли, нарушил свое слово, гарантирующее автономию Гонконга, и спровоцировал глобальную пандемию».

Контейнерное судоходство

В своей огненной речи Трамп не упомянул новые тарифы. Тем не менее, для импортеров США, которые, несмотря на COVID-19, все еще имеют хорошие перспективы, говоря о росте спроса, и полагаются на китайские товары, эта ситуация может стимулировать размещение срочных, упреждающих заказов на китайских фабриках.

Еще до выступления Трампа среди контейнерных операторов велись разговоры о том, что импортеры ускоряют размещение заказов в связи с опасениями, что отношения между США и Китаем испортятся с приближением дня выборов в США. На сегодняшний день, в начале июня, розничные сети Америки по-прежнему сильно зависят от поставок товаров из Китая.

Но что означает эскалация «войны слов» (пока, к счастью) для океанских перевозок? Таможенные сборы в США обвалились в феврале из-за приостановки потоков китайского экспорта вследствие вспышки коронавируса в Ухане. Затем они вновь начали расти, и эта тенденция сохранялась в течение марта и первых трех недель апреля – после открытия китайских предприятий и несмотря на жёсткий карантин в ряде американских штатов. В сущности, китайские экспортеры выполняли отложенные американские заказы.

Однако локдаун в США привел к отмене заказов и к тому, что альянсы контейнерных перевозчиков были вынуждены отменить примерно 20% рейсов на трейде Китай — США в мае-июне. Таможенные сборы резко упали в конце апреля и в первой половине мая.

Во второй половине месяца торговые объемы начали восстанавливаться. Перевозчики возобновили ряд ранее отмененных сервисов и добавили несколько незапланированных рейсов. В частности, 1 июня компания ZIM объявила о новом скоростном (12-дневном) сервисе по маршруту Китай — Лос-Анджелес, который начнет функционировать 22 июня, «чтобы удовлетворить растущие потребности клиентов, приобретающих товары по Интернету, особенно сейчас, из-за растущего спроса на такие услуги, вызванного пандемией COVID-19».

1 июня компания ZIM объявила о новом скоростном 12-дневном сервисе по маршруту Китай — Лос-Анджелес, который начнет функционировать 22 июня. Фото: The Times of Israel.

Не мудрено, что таможенные сборы в США подскочили на треть за последнюю неделю мая – благодаря росту импорта из Китая. Вероятно, это свидетельствует о постепенном восстановлении потребительского спроса в связи с открытием мировых экономик. Однако возможно, что это вызвано растущими опасениями импортеров в связи с ухудшением американо-китайских отношений. Думается, задействованы оба фактора.

Танкерные перевозки

Торговая война традиционно оказывает негативное влияние на все секторы судоходства, поскольку она подразумевает более медленный рост мирового ВВП – по сравнению с ситуацией, когда две крупнейшие экономики мира работают рука об руку.

Однако в случае с танкерными перевозками присутствует дополнительный сдерживающий фактор: более низкий спрос (в тонно-милях) из-за снижения количества дальних рейсов VLCC (танкеры, перевозящие до 2 млн баррелей сырой нефти) из Мексиканского залива в Китай. Так полагают многие аналитики.

Однако против работают три контраргумента. Во-первых, рейсы VLCC на дальние расстояния из Мексиканского залива продолжились, несмотря на отсутстствие китайских закупок – значительные объемы американской нефти сейчас идут в Индию, Южную Корею, Сингапур, Тайвань и Таиланд. Кстати, сам Китай покупает нефть весьма активно – на Ближнем Востоке, разумеется. Так, в конце мая Bloomberg сообщал, что на пути в КНР находятся 127 VLCC. Побит рекорд, установленный еще в январе 2017 года.

Значительные объемы американской нефти сейчас идут в Индию, Южную Корею, Сингапур, Тайвань и Таиланд. Фото: архив.

Во-вторых, трения между Китаем и США могут негативно сказаться на нефтяных ценах. Чем ниже цена на сырую нефть, тем медленнее опустошаются плавучие нефтехранилища, тем меньше VLCC доступны для спотовых контрактов. Естественный стимул роста для фрахтовых ставок.

В-третьих, если американо-китайские отношения продолжат ухудшаться, под американские санкции могут попасть китайские энергетические компании и танкерные перевозчики. Такое уже было однажды, в сентябре прошлого года, когда от американских санкций пострадала COSCO, обвиненная в перевозке иранской нефти. Тогда это привело к росту фрахтовых ставок на VLCC, поскольку эффективно удалило со спотового рынка весьма крупного перевозчика. Эти санкции были отменены лишь в конце января, как раз накануне заключения первой фазы торгового соглашения между США и КНР. Именно это соглашение сейчас и находится под угрозой.

Балкерная ситуация

В связи с заключением торговой сделки самые большие надежды возлагались на то, что Китай возобновит масштабные закупки соевых бобов в США, что станет спасительным кругом для американских фермеров.

Поначалу все выглядело оптимистично. U.S. Foreign Agricultural Service (FAS) сообщал о китайских заказах к 23 апреля в размере 618 000 тонн, а к 14 мая их размер вырос до 737 400 тонн. Сейчас, в начале июня, все выглядит не столь позитивно.

По сообщению Bloomberg, китайское правительство приказало государственным компаниям Cofco и Sinograin приостановить закупки сельскохозяйственной продукции в США, включая сою, свинину, кукурузу и хлопок — в ответ на речь Трампа.

Прекращение китайских закупок может негативно сказаться на спросе на панамаксы, загружаемые в портах США. Это не обязательно негативно скажется на общемировом спросе на балкерные перевозки измеряемом в тонно-милях, а не в тоннах. Если тот же самый объем грузов транспортируется на дальние расстояния, это хорошо для фрахтовых ставок, а потерянные объемы американского экспорта в Китай вполне могут быть заменены экспортом из Бразилии и Аргентины. Стоит обратить внимание: речь идет о более длинном маршруте, когда мы сравниваем рейсы из портов восточного побережья Южной Америки в Азию через мыс Доброй Надежды и рейсы из Мексиканского залива в Азию через Панамский канал.

Ставки на крупные балкеры-кейпсайзы (приблизительно 180 000 тонн дедвейта), перевозящие железную руду и уголь обвалились на 57% процентов всего за один истекший месяц. По контрасту, ставки на панамаксы и супрамаксы, перевозящие зерновые грузы, выросли на 5% и 24% соответственно, по данным Clarksons Platou Securities.

Китайское правительство приказало государственным компаниям Cofco и Sinograin приостановить закупки сельхозпродукции в США. Фото: архив.

По словам Фроде Меркедала, управляющего директора по исследованиям Clarksons Platou Securities, рынок панамаксов «поддерживается оживлением активности, связанной с покупками зерновых за пределами Южной Америки. Бразилия в последние месяцы экспортировала рекордные объемы сои в Китай, но уровень запасов сои в КНР — по крайней мере, на портовых складах — далеко не достиг предела. Это свидетельствует о высоком спросе на соевые бобы в Китае и связано с ростом поголовья свиней в стране». Что касается торговой напряженности между США и Китаем, он высказал следующее мнение: «Трудно понять, как Китай сможет избежать приобретения американской сои [во второй половине года], учитывая текущий уровень спроса».

Перевозки сжиженного газа

Усиление напряженности в американо-китайских отношениях негативно сказываются на перевозках LNG и LPG. После того, как в середине 2018 года Китай ввел 25-процентный таможенный тариф на импорт пропана из США, американский экспорт LPG был перенаправлен на Японию, Республику Корея и страны Юго-Восточной Азии. Китай, в основном, приобретал газ на Ближнем Востоке. После подписания торгового соглашения Китай предложил отменить тарифы, и в марте 2020 года экспорт пропана из США возобновился. Эскалация напряженности может обратить все эти положительные тенденции вспять.

Надежды в секторе LNG возлагались на то, что разрядка между двумя странами приведет к заключению долгосрочных контрактов на экспорт LNG из США, что в свою очередь послужит хорошим стимулом для финансирования новых проектов по созданию LNG-мощностей (предприятий по сжижению газа) в Америке.

Обвал цен на LNG в связи с пандемией коронавируса притормозил работы по реализации новых проектов, а напряженность в американо-китайских отношениях ставит под вопрос их целесообразность.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *