Танкеры раздора: МИУ предлагает ужесточить требования к конструкции танкеров

Думаю, многие из вас часто слышали фразу «законодательство у нас в стране не работает», а возможно и сами ее произносили. Одна из основных причин неэффективности законодательства — низкое качество подготовки самого текста нормативно-правового акта, несовершенство его структуры и изложения.

Есть мнение, что подавляющее большинство «аномалий» в правоприменительной деятельности в виде несистемности и коллизионности правовых норм, их теоретической несостоятельности, пробелов в законодательстве, правовой некомпетентности субъектов происходит вследствие непонимания нормотворцами или преднамеренного игнорирования ими объективных закономерностей и тенденций существования и развития отношений, которые должны регулироваться создаваемыми правовыми нормами. Подобных законодательных «аномалий» в сфере морского и речного транспорта очень много и, судя по работе профильного министерства — в скором времени будет еще больше.

Так, одной из отраслевых проблем является невыполнение требований международных договоров, касающихся безопасности мореплавания и экологии. В пересмотре национального законодательства в этой части Украина очень отстает.

Мининфраструктуры 19 октября опубликовало на своем сайте проект постановления Кабмина «О внесении изменений в Порядок ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины». Проект предлагает запретить регистрировать под Государственным флагом Украины нефтяные танкеры, конструкция которых не соответствует требованиям правил 19 и 28 Приложения I к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (MARPOL-73/78), а также нефтяные танкеры возрастом 25 лет и более после даты поставки судна.

Остановимся подробнее на новых нормах, которые МИУ предлагает утвердить постановлением Кабмина. Правило 19 Приложения I MARPOL-73/78 устанавливает требование к наличию двойного корпуса и двойного дна на нефтяных танкерах, поставленных 6 июля 1996 года или после этой даты, а правило 28 — критерии деления на отсеки и аварийной остойчивости. В следующем году нефтяным танкерам, построенным в 1996 году, исполнится 25 лет, а потому, по мнению разработчиков проекта, их эксплуатацию нужно запретить. После прочтения проекта складывается впечатление, что все верно, а МИУ — молодцы, ведь наконец-то решили имплементировать международные требования к конструкции танкеров, чтобы предотвратить загрязнение моря.

Но вот если копнуть глубже, то окажется, что не все так радужно. Внимание привлекает громкая фраза в пояснении к проекту: «Достижение цели государственного регулирования предполагается за счет установления требований относительно двойного корпуса или эквивалентной конструкции для нефтеналивных однокорпусных судов и запрета транспортировки внутренними водным морскими путями Украины и в/из морских портов, прибрежных морских терминалов Украины тяжелых нефтепродуктов в однокорпусных танкерах». Иными словами, проект писался экспертами МИУ для того, чтобы запретить эксплуатацию в морских водах однокорпусных нефтяных танкеров, однако в самом тексте проекта этого не подразумевается.

Кроме того, в MARPOL-73/78 нет положений о запрете эксплуатации нефтяных танкеров возрастом 25 лет и больше. Это исключительно инициатива МИУ. В правиле 20 Приложения I к Конвенции указаны лишь конечные даты эксплуатации однокорпусных танкеров с одним дном. Так, танкеры категории 1 должны быть выведены из эксплуатации до конца 2005 года, а танкеры категорий 2 и 3 — до конца 2010 года.

Здесь следует заметить, что, хотя поправки к Конвенции, которые касаются требований по двойному корпусу, вступили в силу еще в 1993 году, до этого момента в Украине никто не инициировал реализацию такого графика постепенного вывода из эксплуатации однокорпусных танкеров. Не подразумевается она и в проекте постановления.

Вместе с тем MARPOL-73/78 разрешает эксплуатацию нефтяного танкера категории 2 или 3, у которого нет двойного дна и двойного корпуса, и после 2010 года, но только если судно пригодно для эксплуатации, при условии, что эксплуатация не продолжится после даты, в которую судно достигнет возраста 25 лет. Однако указанные сроки не распространяются на нефтяные танкеры, которые удовлетворяют требованиям правила 19 Приложения I к MARPOL-73/78. То есть, в Конвенции написано, что танкер с двойным корпусом и двойным дном или эквивалентной конструкции может эксплуатироваться без ограничений по возрасту.

Если допустить, что проект постановления Кабмина будет утвержден в его нынешней редакции, то под украинским флагом не будут регистрировать нефтяные танкеры без двойного корпуса и двойного дна, а также танкеры возрастом 25 лет и старше независимо от их конструкции. При этом в морских водах Украины все так же будут плавать однокорпусные нефтяные танкеры без ограничения по возрасту, нарушая все международные требования. А если кто-то захочет зарегистрировать под Государственным флагом Украины, например, 26-летний танкер с двойным дном и двойным корпусом, полностью соответствующий MARPOL-73/78, то сделать это будет невозможно.

Допустим, что специалисты МИУ, которые писали проект, невнимательно читали Конвенцию и неверно спрогнозировали последствия предложенного ими регулирования. Однако известно — чтобы изменить модели поведения, приводящие к существованию проблемы, положения проекта нормативно-правового акта должны предлагать решение, которое учитывает причины такого поведения. Если проект не предлагает таких решений, связанных с причиной проблемы, он потерпит неудачу на этапе вступления в силу и исполнения. Сам по себе проект МИУ не предполагает устранение проблемы и ее причины — требования международных договоров Украины к конструкции танкеров будут нарушаться так же, как и сейчас.

Кроме того, проект постановления абсолютно не учитывает требований MARPOL-73/78 к танкерам-химовозам. Возможно, для этого даже есть веские причины.

Так, в конце августа этого года некоторые предприятия заявили о попытках со стороны МИУ устранить их с рынка речных перевозок (ключевое слово здесь — «речных»). Якобы профильное министерство безосновательно инициировало пересмотр классификационных документов, выданных Регистром судоходства Украины (РСУ). Таким образом компании, вложившие в речные перевозки значительные средства якобы могут потерять свои инвестиции.

Некоторые из судов, указанные в заявлении перевозчиков, классифицированы РСУ как суда внутреннего плавания, другие — как суда смешанного плавания. Но практически все они плавают не только по реке, но также и в морских прибрежных водах. Это означает, что на такие суда также распространяются требования МАРПОЛ-73/78. Однако, судя по всему, никто выполнение требований не контролирует.

Например, упомянутые в открытом письме танкеры-химовозы смешанного плавания перевозят в каботаже растительное масло по морским и речным водным путям, в том числе — в территориальных водах и акваториях морских портов. Странность в том, что у этих судов двойное дно, но одинарный борт. Вместе с тем в Правилах классификации и постройки судов смешанного плавания РСУ четко обозначено, что такие суда должны иметь двойные борта и двойное дно. Двойные борта должны быть предусмотрены в пределах расположения грузовых танков. Двойное дно должно быть предусмотрено на участке от таранной (форпиковой) переборки до ахтерпиковой переборки. Остается загадкой, чем руководствовались в РСУ, когда классифицировали такие суда по типу «река-море», и почему в морских портах инспекторы контроля государства флага не задерживают эти суда как субстандартные.

А вот другой пример. В открытом доступе есть информация, что одно из предприятий осуществляет перевозку растительных масел речными танкерами «Позитив-1, -2, -3, -4» (1973-1987 годов постройки), а также перевалку на Банке Трутаева (якорная стоянка №359) по схеме «судно-судно». Танкерам присвоен класс К✦В1 N22, то есть эти суда допущены к плаванию в так называемой зоне 1 — по Днепру и БДЛК только до Очакова. А Банка Трутаева находится в 13 морских милях западнее Очакова — это уже морские воды.

Поскольку в МАРПОЛ-73/78 растительное масло обозначено как жидкое загрязняющее вещество категории Y, то в обоих описанных примерах танкеры-химовозы должны соответствовать правилу 11 Приложения II к МАРПОЛ-73/78 и Международному кодексу постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, то есть  иметь двойной корпус и двойное дно — а они не соответствуют.

Согласитесь, что МИУ и Морская администрация не могут не знать о таких нарушениях международных договоров Украины. Они знают, но ничего с этим не делают. Потому что путают «бизнес-ориентированный» подход с необходимостью выполнения международных требований к обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения моря с судов.

А ведь МИУ могло бы дополнить свой проект постановления Кабмина положениями о запрете регистрации под украинским флагом и эксплуатации танкеров-химовозов, конструкция которых не удовлетворяет требованиям Приложения II к МАРПОЛ-73/78, запрете эксплуатации однокорпусных нефтяных танкеров. А Морская администрация могла бы просто выполнять законодательство, касающееся контроля судов с целью обеспечения безопасности мореплавания. Возможно, такие шаги в дальнейшем хоть немного приблизили бы Украину к выходу из «Черного списка» Парижского меморандума (Paris MoU).

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *