Снижение портовых сборов: ложка меда в бочке дегтя
Радость от грядущей перспективы омрачается несколькими «но» и множеством важных вопросов.
Снижение портовых сборов, о необходимости которого так долго говорили представили портовой отрасли, свершилось. Точнее, почти свершилось.
6 сентября Кабинет министров Украины принял решение снизить с 1 января 2018 года ставки портовых сборов в морских портах, о чем оперативно оповестил на правительственном портале. Больше подробностей, а именно самого интригующего момента – собственно размера скидки – в весьма лаконичном сообщении правительства не содержалось. То, что речь идет о снижении ставок на 20%, стало известно благодаря журналистам.
Конечно же, решение о снижении – нужное и долгожданное. Ведь ставки портовых сборов в украинских портах в 1,5-2,5 раза выше, чем в портах Констанцы, Варны, Роттердама, Александрии. И очень сложно объяснить иностранному судовладельцу, почему одна и та же услуга в украинских портах в несколько раз превышает аналогичные услуги в портах Греции или Египта. Казалось бы, анонсированной инициативе радоваться, да и только. Однако радость от грядущей перспективы омрачается несколькими «но» и множеством важных вопросов.
О размере скидки
6 сентября Кабмин принял постановление, в котором одним из пунктов распорядительного характера Мининфраструктуры поручено «осуществить мероприятия, связанные с предоставлением скидки со ставок всех портовых сборов … в размере до 20%».
Речь идет о 7 сборах, которые согласно Закону Украины о морпортах взимаются в украинских гаванях, – корабельном, канальном, маячном, причальном, якорном, административном, санитарном. На выполнение всех мероприятий установлен двухмесячный срок.
Что это значит?
Это значит, что после официального обнародования постановления и его направления в Мининфраструктуры на протяжении 2 месяцев профильное министерство, очевидно, соберет тарифный совет. Это – коллегиально-совещательный орган, функциями которого является разработка тарифной политики. Напомню, тарифы на специализированные услуги, которые предоставляются в морском порту субъектами природных монополий, и услуги, которые оплачиваются в составе портовых сборов, подлежат государственному регулированию национальной комиссией, которая осуществляет госрегулирование в сфере транспорта. До создания нацкомиссии эти функции выполняет Мининфраструктуры.
Таким образом, озвученные в постановлении «до 20%» – вовсе не утвержденный финальный размер скидки. Это – верхняя граница возможного снижения. А вот 5% или 20% – решит тарифный совет. И хорошо, если решение будет принято в пользу 20%.
Процедуры и регламенты
После тарифного совета Мининфраструктуры готовит изменения в Приказ № 316 от 27.05.2013 о порядке взимания и размерах ставок портовых сборов. Документ направляется в центральные органы исполнительной власти – Минэкономики, Минфин, Госрегуляторслужбу, Минюст и, что очень важно, в Кабмин – на согласование. После всех согласовательных процедур и распоряжения Кабмина о его согласовании нововведения будут приняты и вступят в силу с 1 января 2018 года. И только тогда будет достоверно понятно, о каком снижении каких именно ставок и в каких портах идет речь.
Стоит также отметить, что действующим Приказом МИУ №316 уже предусмотрены скидки на портовые сборы. Что с ними будет? Применяется общее правило, та, которая больше.
Резюмируя.
Нужно ли снижать ставки портовых сборов до экономически обоснованного уровня? Бесспорно. Размеры ставок портовых сборов – один из важных факторов, который напрямую влияет на конкурентноспобность наших гаваней.
Должно ли быть экономическое обоснование новых ставок и необходимо ли синхронизировать инициативу с проектом новой Методики расчета ставок портовых сборов? Безусловно, если мы говорим об отказе от «ручного» управления размерами ставок и переходе на экономическую модель их расчета.
Какие именно ставки портовых сборов будут снижены и точно ли идет ли речь о снижении на 20%? Дождемся решений тарифного совета, необходимых изменений в Приказ Мининфраструктуры № 316 и 1 января 2018 года.
Будет ли заявленное снижение ставок ощутимо для судовладельца? Можно ли уже сейчас утверждать, что оно положительным образом скажется на повышении конкурентоспособности украинских гаваней? Теоретически – да. Но как будут обстоять дела на практике – большой знак вопроса. Ведь дисбурсмент – счет на расходы по обслуживанию судна в порту – помимо 7 портовых сборов включает в себя плату за иные виды работ, которые осуществляются с судном в порту: лоцманские, буксирные и прочие услуги. И чтобы в конечном итоге основательно «облегчить» дисбурсмент стоимость этих услуг также должна быть экономически обоснованной. Поэтому следующим шагом после снижения ставок должна стать корректировка платы за предоставляемые в порту услуги по обслуживанию судов. Обратный сценарий в виде повышения платы за услуги нивелирует возможный эффект от снижения ставок портовых сборов. Как и окончательно продемонстрирует то, что вместо создания понятной и прозрачной системы ценообразования, приведения ставок портовых сборов к конкурентоспособному уровню, чиновники будут продолжать обосновать высокую стоимость судозаходов в украинские гавани в ущерб интересам отрасли.
Таким образом, анонсированное снижение ставок до 20% – это «зрада» или «перемога»? «Перемога», если речь идет о снижении не менее чем на 20% с обязательным экономическим обоснованием и «зрада», если снижение окажется чисто номинальным. В целом уверена, что снижение ставок портовых сборов до 20% без дальнейшей работы по повышению конкурентоспособности украинских гаваней станет всего лишь маленькой ложкой меда в нынешней большой бочке дегтя.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта.