Скрытые угрозы нового проекта Методики расчета ставок портовых сборов

Всеволод Попов,
к.э. н., участник разработки системы портовых тарифов и судовых сборов

Пояснительная записка к проекту Методики расчета портовых сборов не отвечает предъявляемым к ней требованиям, так как не содержит обоснования принципов, положенных в основу ее разработки. Их отсутствие затруднит ее согласование в министерствах и принятие правительством. К сожалению, это далеко не единственный недостаток рассматриваемой Методики

Так как морские порты Украины входят в мировую систему торгового мореплавания, являясь неотъемлемой его частью, в рассматриваемой Методике как нормативно-методическом документе в сфере ценообразования следовало бы указать, что расчет ставок портовых сборов (за исключением административного) производится, исходя из принятой в зарубежных портах стоимостной концепции формирования их уровня. А в основе базового уровня их ставок лежит стоимость услуг, оказываемых судовладельцам в морских портах, – как и в цене любого товара и услуги.

Приняв стоимостную основу ставок портовых сборов, следует использовать и принятое в ней понятие объема услуг, являющееся исходной базой для расчета ставок по каждому портовому сбору, кроме административного.

Следует различать концепцию формирования базового уровня ставок портовых сборов и проводимую правительствами зарубежных стран портовую тарифную политику в области портовых сборов. Стоимостная основа ставок портовых сборов не зависит от портовой тарифной политики: французской, устанавливающей портовые сборы в национальных портах на предельно низком их уровне – на уровне себестоимости услуги, или английской – на уровне их стоимости.

Ни в одном из восьми вариантов проекта Методики не приведены формулы расчета себестоимости – важнейшего результирующего показателя основной производственной деятельности предприятий, взимающих портовые сборы

Если при проведении МИУ портовой тарифной политики ставки портовых сборов будут установлены ниже их предельного нижнего уровня, это приведет к убыточности оплачиваемых ими услуг. Причем согласно ЗУ «О ценах и ценообразовании», недостающие средства должны быть возмещены предприятиям из госбюджета (ст. 15 п. 1).

К сожалению, ни в одном из восьми вариантов проекта Методики не приведены формулы расчета себестоимости. А ведь себестоимость услуг, оплачиваемых портовыми сборами, является важнейшим результирующим показателем основной производственной деятельности предприятий, взимающих портовые сборы. Этот показатель необходим и для оценки эффективности для них действующей системы портовых сборов.

При определении с помощью Методики экономически обоснованного уровня ставок портовых сборов реализуется основная функция цены – учетная. Регулирование уровня портовых сборов (осуществляемое правительством при проведении портовой тарифной политики) осуществляется с помощью таких функций цены, как стимулирующая, распределительная и др. Невозможно эффективно проводить регулирование уровня портовых сборов в зависимости от конъюнктуры рынка транспортных и портовых услуг, не зная экономически обоснованного уровня ставок портовых сборов и их себестоимости. Так же, как и проводить портовую инвестиционную политику в зависимости от сложившегося в стране инвестиционного климата.

Очень сложно. Надо проще

В этом варианте Методики, как и в ее предыдущих редакциях, сохранены сложные формулы расчета ставок портовых сборов, особенно канального сбора за прохождение судами Бугско-Днепровско-Лиманского канала (БДЛК). Это объясняется сложностью, а по некоторым сборам и практической невозможностью определить величину облагаемой сборами валовой вместимости судов – знаменателя их формул. Такой валовой вместимости, которая учитывала бы все принятые Порядком их начисления и условия взимания, предусматривающие предоставление некоторым судам скидок со ставок сборов и применение различных коэффициентов к валовой вместимости судов. Разве возможно в представленных в Методике формулах расчета некоторых ставок портовых сборов, особенно в формуле для расчета канального сбора за прохождение судами БДЛК, учесть еще и коэффициенты для специализированных судов? Не потому ли и было принято субъективное решение (это при разработке нормативного документа объективного характера!) учитывать их только при расчете ставок корабельного сбора? Теперь придется дополнительно учитывать в расчетах базы начисления портовых сборов льготные условия взимания или освобождение от уплаты портовых сборов судов, относящихся к определенным категориям и признакам, – предусмотренные соответствующими нормативно-правовыми актами, действующими на момент расчета ставок портовых сборов (см. пункт 15 Методики).

Підпишіться, щоб прочитати весь матеріал

Якісна незалежна журналістика може існувати завдяки підтримці читачів, тому продовження цього матеріалу є тільки нашим передплатникам

Консультація: info@uports.com.ua

Репосты: