Рынок морской перевалки контейнеров Украины. Итоги и тренды 2020 года

Перевалка контейнеров в портах Украины стабильно растет даже в сложных экономических условиях. Второй год подряд контейнерооборот в портах страны преодолевает миллионную отметку. В 2020 году он вырос почти на 4% и достиг 1,046 млн TEU. Рекорд Украины, установленный в 2008 году, составляет 1,254 млн TEU. Потребовались годы на восстановление контейнеропотоков, которые резко сократились под влиянием глобального экономического кризиса 2008 года.

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в рынок контейнерных перевозок через отечественные порты. В начале 2020 года возникла сложная ситуация, когда с запретом экспорта из Китая резко сократился импорт в Украину. В результате на контейнерном рынке Украины произошла переориентация грузопотоков в сторону экспорта. Затем с восстановлением привычных связей между производителями и потребителями баланс между экспортными и импортными контейнерными грузопотоками стал постепенно выравниваться.

Структура контейнеропотоков

По итогам 2020 года импорт контейнеров составил 519 171 TEU, экспорт — 526 009 TEU. Разница между ними выросла до 6838 TEU в пользу экспорта. Соотношение импорта и экспорта в общем контейнерообороте оценивается как 49,7% к 50,3%. К тому же экспортные объемы контейнеров продолжают расти немного быстрее (+4,7%), чем импортные (+2,7%).

Росту экспортных объемов контейнеров способствуют благоприятные цены на мировом рынке на сельхозпродукцию (зерно, шрот, растительное масло во флекси-танках). Вырос в экспорте и возврат порожних контейнеров.

Импортные потоки более подвержены влиянию кризисных факторов, таких как разрыв логистических цепочек в связи с пандемией, а также ослабление гривни и, как результат, падение спроса и покупательной способности у населения.

По числу груженых контейнеров в 2020 году (846 684 TEU) украинские порты вновь превысили пиковые показатели рекордного 2008 года (728 416 TEU). В общем контейнерном потоке соотношение груженых и порожних контейнеров составляет 81% к 19%.

Традиционно доля груженых контейнеров больше в импорте, чем в экспорте. То есть груженых завозят больше, чем отправляют на экспорт. В прошлом году импортировано в Украину груженых 453 130 TEU, экспортировано 393 554 TEU. Темпы роста груженых контейнеров в импорте немного выше, чем в экспорте — 4,4% и 1,9% соответственно. Порожние контейнеры больше отправляют на экспорт (132 455 TEU, +14,3%), чем ввозят в Украину (66 041TEU, -7,2%).

Порты и терминалы

Контейнерные грузы в Украине перерабатываются на четырех контейнерных терминалах: «Контейнерный терминал Одесса» (КТО) и «Бруклин-Киев Порт» — в Одесском порту, DP World TIS Pivdennyi — в акватории порта «Пивденный» и на терминале Черноморского рыбного порта. Все операторы терминалов — частные компании. Причем, DP World TIS Pivdennyi и Черноморский рыбный порт работают на собственных причалах. Их доля в общем контейнерообороте продолжает расти и по итогам года составила порядка 38%.

Крупнейший порт по переработке контейнерных грузов — Одесский. На двух контейнерных терминалах порта обрабатывают более половины всего украинского потока — 61,9%. На долю порта «Пивденный» приходится 23,4%. Через Черноморский рыбный порт проходит 14,7% всего контейнерооборота.

Неизменный лидер среди терминалов Украины по объему переработки контейнерных грузов — терминал КТО, дочерняя структура немецкого логистического холдинга HHLA. «КТО» также входит в тройку лидеров международного рейтинга Черноморских контейнерных терминалов.

В 2020 году терминал сократил оборот на 5%, до 371 886 TEU. Через причалы КТО проходит более трети общего контейнерного потока, обрабатываемого в Украине — 35,7%. Сегодня мощность терминала достигает 850 тыс. TEU в год. Проектная мощность — 1 млн 200 тыс. TEU в год.

Терминал принимает суда крупнейших мировых перевозчиков — MSC, ZIM, Hapag-Lloyd, ONE, Yang Ming Line, Arkas Line. В начале 2020 года на терминал зашла новая линия судоходной компании Milaha, которая предоставляет сервис из Египта, Греции и Турции в порты Черного моря.

КТО оперирует контейнерным терминалом порта с 2001 года и является примером успешного государственно-частного партнерства. Компания продолжает инвестировать в строительство терминала на Карантинном молу — проект, который реализуется с 2010 года совместно с АМПУ. В октябре 2020 года завершилось строительство четвертого пускового комплекса контейнерного терминала на Карантинном молу. Комплекс представляет собой шестиполосную площадку для хранения и обработки контейнеров, со всеми коммуникациями и освещением, оснащенную современными козловыми контейнерными перегружателями на пневматическом ходу фирмы Liebcherr. Общая сумма инвестиций в данный объект составила более €20 млн.

Также компания реализует проект внедрения современного веб-портала для перехода на электронный документооборот, что позволит оптимизировать основные процедуры для клиентов терминала, включая кардинальное сокращение времени на оформление въезда грузового автотранспорта. Новый сервис сертифицирован Госслужбой специальной связи и защиты информации Украины и отвечает передовым европейским стандартам.

КТО продолжает диверсифицировать свою деятельность и наряду с перевалкой контейнеров предлагает своим клиентам сервис по перевалке генеральных и проектных грузов, практикует догрузку судов зерновыми грузами.

В начале 2020 года немецкий холдинг HHLA, помимо инвестирования в расширение контейнерного терминала на Карантинном молу, создал еще одну компанию в Украине — оператора железнодорожных контейнерных перевозок «Украинская интермодальная компания» (UIC). В июле 2020 года между холдингом HHLA и «Укрзализныцей» был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в развитии интермодальных железнодорожных перевозок в Украине, и уже 19 сентября терминал КТО принял первый контейнерный поезд, запущенный «Украинской интермодальной компанией». Поезд еженедельно курсирует по маршруту Одесса-порт — Тернополь. В ноябре «Украинская интермодальная компания» расширила маршруты перевозок из Одесского порта в Запорожье и Харьков.

Компания HHLA планирует дальнейшее инвестирование в Украине в развитие качественных интермодальных сервисов по европейским стандартам и организацию регулярных контейнерных поездов на другие направления.

Второй по объемам обработки контейнерных грузов в Украине — терминал «Бруклин-Киев Порт». Первое судно было принято терминалом в октябре 2008 года. В 2020 году перевалка контейнеров на терминале выросла на 6,5% — до 274 826 TEU, в результате доля компании на контейнерном рынке Украины достигла 26,3%. Мощности терминала позволяют перегружать более 300 тыс. TEU в год.

У своих причалов «Бруклин-Киев Порт» принимает крупнейшие контейнеровозы свыше 10 тыс. TEU. Терминал обслуживает суда мировых перевозчиков, входящих в Ocean Alliance (CMA CGM, COSCO, Evergreen, OOCL).

В марте 2020 года совладелец терминала «Бруклин-Киев Порт», компания CMA CGM, закрыл сделку о продаже своей доли в контейнерном терминале компании Terminal Link. Последняя  является совместным предприятием, созданным в 2013 году компаниями CMA CGM и China Merchants Port, где 51% акций принадлежит CMA CGM и 49% — China Merchants Port.

«Бруклин-Киев Порт» для повышения эффективности взаимодействия между терминалом и клиентами запустил веб-портал электронных услуг, разработанный на основе современных технологий. Сегодня в режиме on-line клиент может получить оперативную информацию о судозаходах, о текущем статусе контейнера, а также оформить пропуск на въезд в порт и получить ряд других электронных услуг.

В планах развития терминала планируется реконструкция причалов №13-з, 14-с, продление линии причала №42 на 370 м и создание 9 га складских площадей на территории бывшего судоремонтного завода. Все это позволит увеличить мощности терминала с 300 тыс. TEU до 500 тыс. TEU в год.

Наивысших темпов роста среди украинских контейнерных терминалов по итогам 2020 года достиг DP World TIS Pivdennyi. Переработка контейнеров выросла на 12%, до 244 858 TEU. Компания лидирует по темпам роста контейнерооборота не только в Украине, но и на Черном море.

Терминал имеет самый глубоководный (16 м) контейнерный причал в Украине. Установленные в одну линию пять кранов STS позволяют одновременно обрабатывать три контейнеровоза. Терминал был введен в эксплуатацию в 2009 году, но свой первый контейнеровоз обработал в ноябре 2011 года. До этого на терминале велась переработка зерновых грузов.

На терминале DP World TIS Pivdennyi обрабатываются суда крупнейшего мирового перевозчика Maersk, доставляющего контейнеры в порт на четырех сервисах: прямые — МЕ3 и ECUMED; фидерные — ТИС—Поти и Мерсин—Одесса. Сервис из Мерсина, стартовал в ноябре 2020 года. На нем компания Sealand (бренд Maersk) доставляет из Турции в Украину цитрусовые грузы в рефконтейнерах.

DP World TIS Pivdennyi — единственный терминал в Украине, который работает в режиме трансшипмента, соединяя Грузию и Украину, а также замыкая на себя грузы из Армении, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана.

Одно из главных преимуществ DP World TIS Pivdennyi — развитая железнодорожная инфраструктура и высокая скорость обработки грузов. Компания первой стала системно развивать регулярные перевозки грузов контейнерными поездами. Первый поезд отправился с терминала в конце 2017 года. Сегодня еженедельно отправляется уже 15 контейнерных поездов в Киев, Днепр, Чернигов, Харьков и Тернополь.

В 2020 году состоялось знаменательное событие — интеграция контейнерного терминала ТИС в глобальную семью DP World (ОАЭ). В июне была закрыта сделка по приобретению 51% акций контейнерного терминала ТИС одним из глобальных портовых операторов мира DP World. Для Украины — это одна из крупнейших сделок в инфраструктурной отрасли. Логическим продолжением интеграции стало изменение названия терминала «ТИС-КТ» на DP World TIS Pivdennyi и его логотипа.

Компания готовит уникальное для Черноморского региона предложение: прямое сообщение между терминалами в Констанце, Яримдже и портом «Пивденный» с использованием собственной фидерной сети UniFeeder. Это даст возможность отправлять грузы по ключевым для Восточной Европы торговым маршрутам, используя активы DP World в Румынии и Турции. На самом терминале DP World TIS Pivdennyi началась оптимизация складских ресурсов, что позволит увеличить контейнерные мощности до 980  тыс. TEU.

Терминал в Черноморском рыбном порту, четвертый по объемам перевалки контейнерных грузов, переработал 153 610 TEU, что на 10,1% больше, чем годом ранее. Мощности терминала в рыбном порту позволяют перерабатывать до 200 тыс. TEU в год. В порт заходят суда крупнейших контейнерных перевозчиков — Maersk, MSC.

В морском порту «Черноморск» находится еще один контейнерный терминал, мощность которого составляет 850 тыс. TEU. Но в настоящее время он используется не по назначению, переваливая уголь и руду. Переработка контейнеров на терминале прекратилась еще в 2016 году, после смены оператора терминала. Весь контейнеропоток был переориентирован в Черноморский рыбный порт.

Сегодня контейнерный терминал порта «Черноморск» является потенциальным объектом для концессии. Уже готовятся технико-экономические обоснования (ТЭО) по проекту и ожидается, что до конца 2021 года будет объявлен конкурс на передачу терминала в концессию новому владельцу.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *