Реформы или коррупция: куда движется отрасль логистики в Украине?

Вот уже не первый год власти провозглашают реформы, призванные улучшить жизнь украинцев, причем как простых обывателей, так и представителей бизнеса. Но так ли уж радужно все обстоит на практике? Думаем, ответ очевиден: реформы либо проводятся неэффективно, либо не проводятся вовсе. Но если во всегосударственном понимании мы пока эффективности не наблюдаем вовсе, то что можно сказать о логистике как сфере, близкой нам непосредственно?

Совсем недавно, 25 ноября, «Порты Украины» провели конференцию «Зерновые терминалы: новые проекты, оборудование и технологии», одна из панелей которой была посвящена как раз обсуждению темы реформирования и коррупции. Собственно, она так и называлась — «Реформы или коррупция: куда движется отрасль?». В конференции приняли участие и представители госструктур, непосредственно связанных с регулированием работы логистической сферы. Но ни один из них не посетил данную панель. О чем это может говорить? У нас есть два варианта, почему такую острую тему на международной конференции откровенно проигнорировали представители властей:

  1. Таким образом наша власть в лучших своих традициях показала свое отношение к спикерам панели, среди которых есть те, кто эту власть критикует и критикует обоснованно. В таком случае можно смело говорить о саботаже со стороны государственных структур вопроса противостояния коррупции и запуска реформ. В этом варианте нет, собственно, ничего экстраординарного. Скорее, вся политика теперешней власти строится на подобных «обидах» на правду и игнорировании проблем.
  2. Возможно, представители власти просто-напросто пропустили столь важную часть конференции. Безалаберность и непрофессионализм — это два ключевых определения всего, что происходит в государственном регулировании логистики и инфраструктуры в целом. И мы вполне допускаем, что представители АМКУ, МИУ и АМПУ, которые были замечены на других панелях конференции в качестве участников, просто упустили из виду третью в очереди сессию.

Но если вы думаете, что только сознательным или несознательным игнорированием актуальных вопросов отрасли проблемы госструктур, связанные с логистикой, исчерпаны, то вы, конечно, ошибаетесь. И мы решили сконцентрировать внимание на тех остроактуальных проблемах, с которыми наш бизнес сталкивается ежедневно.

  • Откровенно проигрышные для бизнеса условия ведения дел. Как можно выполнять все нормы законов, которые приняты в ходе реформы инфраструктуры и логистики, если эти нормы загоняют бизнес в угол? Приведем пример в виде одиозной организации весового контроля в Украине. Согласно свежепринятому закону о габаритно-весовом контроле, для соблюдения режима труда и отдыха водители и экспедиторы обязаны оставлять транспортное средство и груз на специальных площадках ответственного хранения. Напомним, что именно коллапс с вереницами фур сейчас постоянно происходит возле портов и зернохранилищ. Но норму закона приняли, а площадок, где можно было бы разместить транспорт на ответственное хранение, просто нет. В итоге соблюдать норму бизнес просто не может, но вина остается именно на нем как на нарушителе закона.
  • Принятие законов без оглядки на украинские реалии. Не так давно правительство предложило новый закон о мультимодальных перевозках, который был составлен в соответствии с рекомендациями ЕС. В этом законе дальность мультимодальных перевозок по Украине строго ограничена 150 км. Далее экспедиторам нужно заключать договор с так называемым мультимодальным терминалом, причем на условиях владельцев этого терминала, чтобы затем грузы передать на хранение на склады этого самого терминала. Обещается, что такие терминалы будут построены в рамках Большого строительства. Но пока нет ни складов, ни точного регулирования мультимодальных перевозок, а работать экспедиторам нужно здесь-и-сейчас. Кроме того, обязаловка подписания договоров с такими складами ответственного хранения — это очередное вымогательство денег, только завернутое в «официальную обертку».
  • Непрофессионализм управляющих сферой дорожной инфраструктуры и логистики на государственном уровне. Оставим за скобками одиозные назначения «Укрзализныци» в последние годы. Но ведь и министры инфраструктуры, которые в последние годы менялись за последние семь лет уже пять раз, особого профессионализма в реформировании инфраструктуры Украины не показали. На данный момент министр инфраструктуры Александр Кубраков может показаться настоящим профи среди своих предшественников, но сможет ли он внедрить действенные и бизнес-ориентированные реформы — пока неясно.
  • Монополизация отрасли и внедрение собственных «феодальных» законов. Несмотря на то, что все отрасли логистики и инфраструктуры подчиняются непосредственно министерству, практически — это монополисты, которые устанавливают собственные правила на свое разумение. Например, мы уже писали ранее о беспределе со стороны таможни, где каждый пропускной пункт — это фактически феодальное княжество со своими законами и мздой. Не меньшей выглядит и монополия АМПУ, которая запросто устанавливает собственные тарифы в одностороннем порядке, не считается с представителями морского бизнеса и «гребет под себя» все процессы.
  • Коррупция. От нее никуда не деться, она остается неизменной составляющей работы в сфере грузоперевозок. В законах всегда есть лазейки, которые позволят власти препятствовать «неугодным» представителям бизнеса и наживаться на них. Потому что все процедуры и согласования построены таким образом, чтобы вы, как представитель бизнеса, неоднократно вступали в контакт с работниками регулирующих органов. И каждый такой контакт — это сумма, которую вам необходимо заплатить за то, чтобы ваш груз отправился в точку назначения без препятствий, задержек, штрафов. И если вы отказываетесь от навязанной схемы — потеряете в итоге больше, поскольку вас просто не внесут в негласную базу «разрешенных» перевозчиков и будут стопорить на каждом пункте весового контроля, посту национальной полиции, пропускном пункте таможни. О чем говорить, если в стране пользуется спросом юридическая услуга по противостоянию действиям властей! То есть, наш бизнес нуждается в дополнительной защите не от кризисов, не от внешнеэкономических факторов, не от бандитов, а от собственной власти, которая этот самый бизнес должна развивать!

Все это только небольшой перечень проблем, которые с каждым годом накапливаются по принципу снежного кома, и решить их нельзя, пока власть будет генерировать эти проблемы, а не заниматься поиском эффективных решений для работы с бизнесом. Пока представители АМПУ будут улыбаться на конференциях и гнуть свою линию с монополизацией, пока представители Министерства инфраструктуры и других государственных органов будут откровенно игнорировать важные вопросы, поднимаемые представителями бизнеса на конференциях, пока во главе угла будут коррупционные схемы, а не реформирование отрасли — толку от попыток взаимодействия с властью будет мало.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *