Райвис Вецкаганс: «Уверен, что передача «Ольвии» концессионеру состоится до конца года»

Более полугода назад, 20 августа 2020 года, состоялась официальная передача в концессию госстивидора «Ольвия» катарской компании QTerminals. Концессионер обязался в последующие пять лет инвестировать в развитие украинского порта 3,4 млрд грн. Но сама передача объекта еще не состоялась. О том, как продвигается процесс, «Порты Украины» расспросили консультанта представителя QTerminals («Кютерминалз Ольвия») и учредителя RV Transport Consulting («РВ Транспорт Консалтинг») Райвиса Вецкаганса.

— Каковы Ваши роль и полномочия в концессионном проекте? Как давно Вы сопровождаете проект?

— В этот проект я пришел в марте 2020 года — после того, как ушел с должности главы АМПУ (Райвис Вецкаганс возглавлял АМПУ с января 2017 года по январь 2020 года — ред). Как вы помните, я участвовал в работе по привлечению компаний в концессионные проекты в украинских портах. С 2017 года АМПУ совместно с Мининфраструктуры провели три конференции для инвесторов, были сформированы единые имущественные комплексы для передачи в концессию.

Сегодня я являюсь консультантом QTerminals, портового оператора, который предоставляет услуги по перевалке контейнерных и генеральных грузов, ро-ро грузов, домашнего скота и услуг поставок для морских судов в рамках первой и второй фазы развития в порту Хамад, который есть выходом Катара в мировую торговлю. Я работал с QTerminals в период после моей отставки из АМПУ.

Помогать в реализации концессионного проекта в «Ольвии» очень почетно для меня — хоть QTerminals не стала первым концессионером порта в Украине, а вторым, зато реализация проекта в «Ольвии» станет крупнейшей прямой иностранной инвестицией в портовую отрасль Украины за всю историю независимости. Всего за 35 лет концессии планируется привлечь 17,3 млрд грн инвестиций. А ежегодный концессионный платеж составит 80 млн грн.

— На каком вы этапе? Когда запланирована передача госстивидора концессионеру?

— Министр инфраструктуры Владислав Криклий недавно сообщал, что передача ГП «Стивидорная компания «Ольвия» концессионеру произойдет во второй половине осени. Уверен, что до конца года это точно произойдет. Таким образом, до конца года закончится переходный период. Срок концессии — 35 лет. Мы идем по графику, движемся эффективно и очень хорошо продвигаемся.

— По Вашему мнению, как консультанта QTerminals, насколько отрегулированы вопросы концессии в законе о концессии? Есть ли в регуляторном поле недоработки, из-за которых у концессионера возникают проблемы?

— Скажу сразу, что приняв новый закон «О концессии», Верховная Рада улучшила условия реализации пилотных проектов концессии госcтивидоров в портах. Он значительно ускоряет начало реализации проектов и упрощает для инвесторов количество переходных процедур. А сокращение бюрократических процедур дает возможность скорее перейти к операционной фазе — непосредственному освоению инвестиций. Отмечу, что в концессионные проекты были включены и причалы, а также четко прописаны обязательства по их содержанию со стороны концессионера.

Два концессионных проекта — в Херсоне и «Ольвии» — потому и являются пилотными, чтобы обозначить те проблемы, с которыми могут сталкиваться другие концессионеры в дальнейшем. Сам процесс начался, еще когда действовал старый закон о концессии, теперь мы действуем уже в рамках нового закона. Это новая ситуация для всех — и для концессионера, и для правительства. Каждый шаг — что-то новое. Конечно, все вопросы оговорены в договоре, но на практике никто еще в рамках нового закона в концессию объекты не передавал. Более детально о сложностях можно будет говорить уже после того, как закончится транзитный период.   

Первое заседание рабочей группы по выполнению концессионного договора для передачи в концессию имущества «Ольвии» и имущества АМПУ в течение переходного периода состоялось в ноябре прошлого года. Затем график переходного периода был обсужден и согласован со всеми заинтересованными сторонами.

— Коронавирус и соответстствующие ограничения влияют на прохождение процедур?

— Да — из-за карантина возникло много сложностей. Например, из-за ограничений мы не можем активно привлекать внешних специалистов. Процесс предусматривает создание комиссий для инвентаризации, оценки и передачи активов компании.

Для концессионеров ситуация с коронавирусом усложняет работу. Возвращаясь из Украины, они вынуждены находиться в изоляции. И тем не менее они прилетают в Украину и ведут активный диалог с представителями Мининфраструктуры и других государственных структур. И не только с ними — они принимают участие во всех совещаниях, где необходимо их присутствие.

Скажу так: в любом случае у нас с точки зрения процедуры все движется нормально. Мы проходим процесс с коллегами из Мининфраструктуры и других ведомств. Есть график имплементации.

 — Как Вы оцениваете взаимодействие концессионера с Мининфраструктуры, ГП «АМПУ», другими органами исполнительной власти и регуляторами?

— Взаимодействие отличное. Все стороны будут проходить всю процедуру. QTerminals Olvia стали членами совета порта «Ольвия». И включаемся в эту работу, ведем дискуссии с Морской администрацией и коллегами из стивидорных компаний.

QTerminals подписала меморандум с «Укрзализныцей». Проектная компания «Кютерминалз Ольвия» и «Укрзализныця» будут сотрудничать для того, чтобы улучшить качество услуг железнодорожных перевозок в Николаеве. Также подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с ГП «Укроборонсервис», в котором регулируются вопросы общего пользования инфраструктурными объектами и развития стратегической инфраструктуры вокруг порта.

Что хочется особо подчеркнуть: даже если руководство государственных структур меняется, наши взаимоотношения с хозяйствующими субъектами не меняются.

— Успешно ли вы взаимодействуете с местными властями? Есть ли проекты развития местной инфраструктуры?

— Есть взаимодействие со всеми соответствующими местными властями. Регулярно общаемся с властями области и города. QTerminals вложит 80 млн грн в развитие инфраструктуры города на местном уровне, подписан меморандум с мэрией Николаева.

— А что есть общего и что отличает концессию «Ольвии» и концессию ХМТП?

— Со стороны концессионера я участвую только в одном проекте, нюансы могут быть разные, но сам процесс одинаков. Это проведение инвентаризации, получение земли, передача активов и перевод коллективов, далее — эффективное управление. Так что разница основная в масштабе, в том числе — в «Ольвии».

— Поделитесь планами концессионера по развитию мощностей порта?

— Концессионер будет развивать порт «Ольвия» в соответствии с условиями концессии. Все эти намерения впоследствии будут отражены в плане развития специализированного морского порта «Ольвия».

— Недавно Верховная Рада приняла закон «О внутреннем водном транспорте». «Ольвия» — морской порт. Но речной транспорт «завязан» на рейд, взаимодействует с морскими портами. По Вашему мнению, могло бы QTerminals заинтересовать создание бизнеса по речной логистике вокруг порта «Ольвия»? Особенно, учитывая то, что компания нацелена на перевалку аграрных грузов.

— Честно говоря, я все-таки сомневался, что этот закон примут — там было противостояние интересов различных игроков. Но то, что закон есть — это позитивно, поскольку это все-таки регламентация, это четкие правила игры, которых ждали участники рынка. Да, нужно еще принять много подзаконных актов, но сам закон есть — и это главное. Это возможности для комфортного инвестирования. Это важно и для таких финучреждений, как ЕБРР или ЕИБ — они в первую очередь смотрят на наличие профильных законов в государстве.  

Речная логистика дешевле наземной. И рейдовая перевалка важна — Николаев конкурирует с портами Большой Одессы, в которых большие глубины. Это постоянное коммерческое противостояние — вопросы глубины, стоимости судозахода, железнодорожной логистики и перевалки. Река Днепр интересна стивидорам Николаевского региона и Херсона. Важно, чтобы государство продолжило работу в этом направлении. Чтобы был решен вопрос с БДЛК. Либо сборы снизить до эксплуатационных расходов с небольшой рентабельностью, либо вкладывать деньги в углубление канала. Используя сборы, которые получает АМПУ.

— Недавно Президент Украины подписал законы о инвестициях и «инвестнянях». Поможет ли это как-то концессионерам? Или они получают такую поддержку?

— Я лично позитивно оцениваю принятия этих законов. Это поможет привлекать инвесторов. Ведь не только они берут на себя обязательства — государство также должно брать на себя определенные обязательства. Но это разное нормативное поле. Концессия идет в других рамках, и прямо мы не можем получить какие-то дополнительные преимущества, которые дают эти законы. Это, скорее, можно как-то использовать в будущем.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *