Проект приказа Минприроды о порядке исчисления ущерба от загрязнения с судов требует доработки — Морская Палата Украины

Морская Палата Украины не поддерживает предложенный Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов проект приказа «Об утверждении Положения о порядке исчисления размера возмещения и уплаты убытков, причиненных вследствие загрязнения с судов, кораблей и других плавучих средств внутренних морских вод и территориального моря Украины» в целом и просит о его тщательной доработке с учетом замечаний и предложений, которые высказала в письме Минприроды и Госэкоинспекции.

В своем письме МПУ отмечает, что вопрос порядка исчисления размера возмещения и уплаты убытков был урегулирован Положением о порядке исчисления размера возмещения и уплаты убытков, причиненных вследствие загрязнения с судов, кораблей и других плавучих средств территориальных и внутренних морских вод Украины, утвержденного приказом Минприроды №116 от 26 октября 1995 года, которое применялось для исчисления размеров возмещения убытков, причиненных вследствие загрязнения с любых судов, кораблей и других плавучих средств. Указанное Положение определяло порядок расчетов количества сброшенных в море загрязняющих веществ, исчисления размера возмещения и т.п.

Однако, 21 мая 2017 года Положение и Приказ, которым оно было утверждено, были отменены в соответствии с распоряжением Кабинета министров Украины №166-р от 10 марта 2017 года как потерявшие актуальность и устанавливающие регуляторные барьеры.

Ознакомившись с текстом предложенного к общественному обсуждению проекта, эксперты МПУ вынуждены констатировать, что он в значительной степени повторяет отмененное Положение. При этом, предложенный Проект значительно ухудшает положение судовладельцев, поскольку:

• не предусматривает алгоритмов действий в случае отказа от добровольного возмещения ущерба из-за несогласия с размером или основаниями взыскания убытков;

• не предусматривает сроки и порядок обращения Государственной экологической инспекции или ее территориальных органов по оформлению и передаче в суд исков в установленном порядке для взыскания их сумм;

• не предусматривает принятия Государственной экологической инспекцией мероприятий по получению гарантии об уплате убытков с целью предотвращения задержки судна, корабля, другого плавучего средства;

• не предусматривает алгоритмов действий Государственной экологической инспекции в случае непредставления гарантии; • не устанавливает обоснованный и последовательный порядок принятия мер по задержанию судна, в порядке ст. 80 КТМ Украины путем направления капитану морского порта документа установленного образца (согласно отмененного Положения, это было «предписание»)”, — указывается в письме.

Морская Палата Украины напоминает также, что в 2018-2019 годах получил резонанс и огласку за пределами Украины вопрос относительно незаконных действий инспекторов Государственной экологической инспекции, которые приводили к необоснованным претензиям к судам под иностранным флагом в морских портах Украины. Это привело к включению украинских портов в перечень портов с высокими коррупционными рисками. При этом, иностранные судовладельцы оказались в ситуации, когда действующее законодательство Украины не предусматривает никаких альтернативных механизмов — таких как предоставление надлежащего обеспечения (банковской или другой гарантии) во избежание необоснованной задержки судна.

Результатом отсутствия правового механизма предоставления гарантий в случае несогласия с претензиями Государственной экологической инспекции стали многочисленные иски в национальные суды общей и административной юрисдикции для отмены уже оплаченных претензий. Более того, Верховный суд в октябре 2020 года отметил, что отсутствие альтернативного механизма обеспечения требований ГЭИ создает «эффект власти, от которой невозможно защититься».

По мнению Морской Палаты Украины, при доработке проектов должна быть учтена наработанная судебная практика, а также проведен анализ отмененных в судебном порядке претензий, оформленных с нарушениями и злоупотреблениями со стороны инспекторов ГЭИ.

Также МПУ предлагает предусмотреть механизм предоставления безотзывной банковской гарантии и/или безотзывной гарантии клуба взаимного страхования ответственности судовладельцев (P&I клуба) в сумме, соответствующей размеру претензии. Как отмечается, в таком случае интересы государства будут обеспечены, поскольку со вступлением в законную силу судебного решения по иску Государственной экологической инспекции Украины к судовладельцу, гарант обязан уплатить сумму претензии в соответствии с условиями гарантии.

Отмечается также, что практика уплаты средств по претензиям ГЭИ непосредственно в Государственный бюджет в случаях несогласия с суммой или основанием требований показывает, что в дальнейшем судовладелец сталкивается со сверхсложным механизмом возврата уплаченных денежных средств, ведь, во-первых, вернуть гривни на счет нерезидента невозможно; во-вторых, уплаченные денежные средства не резервируются на период разрешения спора судом, что приводит к отсутствию средств на этапе исполнения решения. Так, решение в пользу судовладельца т/х Gertrude Oldendoff, которое вступило в законную силу в июле 2019 года, до сих пор не выполнено — денежные средства не возвращены.

В связи с этим, МПУ видит целесообразным предусмотреть возможность зачисления средств на депозитный счет в Государственной казначейской службе, открытый на имя Государственной экологической инспекции для зачисления средств судовладельцев на период разрешения спора в судебном порядке — по аналогии того, как это предусмотрено и уже много лет работает в сфере таможенных правоотношений.

С полным текстом письма можно ознакомиться по ссылке

Читайте главные новости отрасли на нашем Телеграм-канал

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *