Контакты редакции:

ул. Коблевская 2/4 оф.4,
Одесса, 65125, Украина

Свяжитесь с нами!

Президенту рассказали о портовых сборах и проблемах, связанных с ними

4-5 июля Президент Украины совершил поездку в Одесскую область. Во время его встречи с одесскими бизнесменами, большинство из которых представляли морскую и портовую отрасль, значительная часть времени была посвящена обсуждению проблемы портовых сборов и ситуации в экономике, связанной с ними. Это очередное доказательство того, что сегодняшнее положение дел не устраивает бизнес. Ему приходится обращаться к руководителю государства, не имеющему непосредственных полномочий для оперативного вмешательства в процесс.

Видимо потому, что на уровне правительства, непосредственно занимающегося экономическими вопросами, эта проблема не находит понимания. Как и часть других, затронутых в дискуссии. Мы публикуем отрывки из стенограммы этой части встречи для понимания позиций сторон и фиксации ситуации на начало июля 2020 года. Мы еще неоднократно вернемся к теме портовых сборов, поскольку ее влияние на положение дел в отрасли достаточно существенно, что и подтверждается высоким уровнем учасников дискуссии.

Юрий Князев, Allseeds:

– Мы можем показаться «белой вороной», но мы везде заявляли, что, на наш взгляд, нет смысла снижать портовые сборы. Мы их платим. Во-первых сегодня есть спецставки и все остальное. Это те же самые причальные сборы. Если речь идет о строительстве причала, то никто не будет строить причал, получая 40-50 центов с тонны. Государство теряет на этом снижении порядка 10 млрд.

Еще одна проблема — равенство портов. У нас есть порты Большой Одессы — Черноморск, Одесса, Южный. Суда одного дедвейта заходят с одного рейда в эти порты по разным ставкам. Как мы можем конкурировать, если одно и то же судно заходит и 90 тысяч платит в Черноморске и 170 платит в Южном? Это уже не конкуренция.

Александр Голодницкий, АМПУ:

– На сегодняшний день ставки регламентированы приказом министерства, пришедшим из постановления кабмина, по сути, с советских времен. Министерство занимается доработкой методики расчета и взимания портовых сборов, и порядка их использования. Сегодняшняя ситуация — действительно разные тарифы портовых сборов в портах Одесса, Южный, Черноморск. Сложилось это исторически, потому, что Южный — молодой порт, в советское время закладывали его окупаемость, Одессе к этому времени, условно говоря было 200 лет. В методике портовых сборов, которая сегодня активно обсуждается с бизнесом, есть два подхода. Первый — посчитать каждый порт самостоятельно, а второй подход — это выравнивание ставок в идентичных, по сути, портах для того, чтобы уравнять конкурентную составляющую. Бизнес все больше склоняется к этой точке зрения, соответственно, мы в Методике готовы отрегулировать это таким образом.

Андрей Ставницер, ТИС:

– Действительно несправедливо, если одно и то же судно заходит в разные порты и платит по-разному. Это не честно. Исторически так сложилось, но это нужно менять. Эта новая Методика, которую пишет министерство, должна это учесть. И вопрос по поводу уменьшения портовых сборов. Наша задача сегодня — не просто, чтобы государство стало меньше получать, мы должны привлекать транзитные грузы. Сегодня нет таких грузов, которые отказываются идти в Украину, потому, что у нас большие портовые сборы. Наоборот, мы должны смотреть грузы, которые огибают украину и говорить: «Ребята, мы точечно вам дадим скидку, и вам дадим скидку. А вы нам миллионы тонн. Потому что Укрзализныця заработает, порты заработают, переработка заработает. Если мы на 20-30-40 процентов понизим портовые сборы, это ни к чему не приведет — новых грузов не прибавится, а казна станет получать меньше».

Юрий Князев, Allseeds:

– Полностью солидарен. Надо бороться за то, чего нет. Мы платим, все платят. Мы не умираем, платя 170 тысяч за пароход. Мы не просим выровнять нам. Мы просим выровнять всем. Под нас.

Шота Хаджишвили, Risoil:

– В этой ситуаци все, с одной стороны правы, а с другой стороны не правы. Объясню почему. На сегодня у нас произошла подмена понятий — что такое «портовые сборы»? Портовые сборы собираются в каждом порту и должны оставаться в каждом порту для развития этого конкретного порта. Мы же превратили их в доходы Администрации морских портов и потом, когда они не использовались, перечисляем их в бюджет. Порты перестали развиваться именно из-за этого. На самом деле АМПУ забюрократизирована, годами до конца года не имеет финпланов, не может ремонтировать причалы (даже на ремонт причалов у них нет денег), а к концу года — 90% списано в виде налогов. И, действительно правильно сказал Юрий причалы у нас на 90% изношены во всех портах, не только в Черноморске. Не вкладываются деньги. Но и новые никто строить не дает. Я буду спорить с Юрием, что не окупятся за 50 центов причалы. Окупаются. Причалы — это сложные гидротехнические сооружения, срок их окупаемости не три и не пять лет, как считает бизнес, строящий завод. Срок их окупаемости 25 лет.

Это системная ошибка. Мы не должны забирать деньги у каждого конкретного порта. Мы должны оставлять их там для развития этого конкретного порта. Потому, что мы все собираем в один котел, потом этот котел не может все это переварить и оно уходит в бюджет в виде налогов. Это не налоги! Это сборы.

Владислав Криклий, министр инфраструктуры:

– Поддерживаю позицию Шоты. Это часть дивидендной политики, откровенно говоря, странной. Понятно, что необходимо делать поступления в бюджет, но 90% прибыли, которая уходит в виде дивидендов в бюджет, она не позволяет должным образом АМПУ выполнять инвестиционные планы и развивать портовую отрасль.

Шота Хаджишвили, Risoil:

– В портовых сборах есть административный сбор. Этот сбор всегда шел на поддержку в отрасли неприбыльной организации, которая на данном этапе у нас называется Морская администрация. У нее нет финансирования. Соответственно, она не может нанять кадры, которые имеют 15-летний опыт, которые обязаны работать в Port State Control и капитании порта. У них зарплаты были 15 тысяч долларов, они не пойдут на зарплату 12 тысяч гривен. Или если пойдут, то только для создания коррупционных схем. Это первое.

Второе — я вас очень прошу вернуть в отрасль профессионалов. Запретить прием на работу людей, у которых нет профессионального опыта. Ну, нельзя, чтобы отраслью управляли одни юристы. Бывшие. Это неправильно. У нас есть тысячи образованных людей! Раньше у нас была норма: если ты не имеешь пятилетнего профильного образования и пятилетнего стажа управления в отрасли, то ты не можешь руководить предприятием. Сегодня у нас руководят бывшие СБУ, прокуроры и так далее и тому подобное. Какой у них опыт в морской отрасли? Никакого. Они уже на суда ходят и проверяют как Port State Control. Им 15 лет капитаном надо было проплавать, чтобы туда попасть! Это беда на самом деле. И это все коррупционная система. Она будет выстраиваться. Туда не пойдут капитаны, туда не пойдут стармехи. Туда пойдут люди, которые будут выстраивать схемы.

Александр Голодницкий, АМПУ:

– Точно не отношусь к тем, кто из СБУ и прокуратуры… Шота Гурамович затронул тему относительно «от финплана к финплану». По инициативе АМПУ министерством направлено в минфин и минэкономики следующая инициатива: у нас сегодня еще существует постановление еще Кабмина Николая Азарова 2012 года, которое говорит: пока у госпредприятия нет финплана, вы тратьте на все текущее, кроме… И дальше жесткое: запрет на капитальные инвестиции, кроме когда есть особое разрешение Кабмина. Так вот, инициатива министерства — под решением Кабмина понимается: если в предыдущем финплане на что-то дано «добро», то оно не может ждать финплана следующего года. Если правительство сказало «а», оно должно продолжить «б,в, г». Что происходит сегодня? Все госпредприятия, весь госсектор— не только АМПУ — 31 декабря, если нет финплана, заканчивает все и ждет появления финплана. К сожалению, инициатива министерства уже не поддержана министром экономики… Это абсурд и это стыд. Мы не можем смотреть в глаза бизнесу. При этом, благодарю бизнес — ТИС, «Бунге», «Ковко», Allseeds: — извините, если кого-то не упомянул, бизнес нас поддержал. Мы не можем останавливаться 31 декабря и ждать декабря или ноября следующего года по тем проектам, по которым в предыдущем финплане есть «добро». Если можно, нужно, чтобы минфин и минэкономики это поддержал. Это важно, это здравый смысл, это логика и это необходимо бизнесу.

Юрий Князев, Allseeds:

– Нужно сделать такие портовые сборы, чтобы их хватало и на обслуживание причалов, и на достойные зарплаты, и на привлечение инвестиций. Потому, что если взять уважаемую компанию ТИС, у них шесть причалов, они переваливают 33 млн. На один причал выходит 6 млн. А теперь если взять по 50 центов на тонну, то при стоимости причала 30 млн. евро не хватит, чтобы проценты по кредиту отдать, не то, чтобы содержать этот причал. 100 лет, говорит, нужно.

Юрий Губанков, «Бруклин-Киев»:

– Сроки окупаемости причалов — 30 лет максимум. Я бы хотел внести ясность. Сегодня, кажется, что портовые сборы платит судовладелец. На самом деле платит трейдер, поскольку он фрахтует судно, которое закладывает эти портовые сборы. И когда в стране были сверхприбыли, и по 80% и по 100%. Перевалка зерна 5-6 лет назад была 22 доллара, сейчас — 7-9 долларов. Это конкуренция. И когда речь идет о снижении, конечно, вопросы портовых сборов возникнет. Потому, что возникнет вопрос конкурентоспособности страны, даже не трейдеров. Поэтому, сегодня сказать: повысим портовые сборы — завтра мы не получим судов. Фактически, за это повышение заплатит сельхозпроизводитель, у которого потом не появятся семена, топливо. Это комплексный вопрос. Нельзя сказать: давайте посмотрим только на порт или только на перевалку. Это комплексный вопрос. Он очень сложный.

Александр Курлянд , «Укрферри»:

– Скажу как судовладелец. У нас две беды. Портовые сборы, безусловно. И обработка в портах. Это, прежде всего, контролирующие органы. Пограничники, надо сказать, исправились, неплохо работают. Таможня — это катастрофа. Мы работаем сегодня в условиях колоссальной конкуренции. Это Болгария, Турция, Финляндия. Сейчас собираются отдавать в концессию паромный комплекс. Я надеюсь, что конкурс будет открытый. Мы, безусловно, примем участие. Не знаю — выиграем, но крови попортим. Но нужно определить правила игры. Пока мы их не понимаем.

В конце дискуссии Президенту предложили провести еще одну встречу по проблемам морской отрасли. Он согласился и пообещал, что она может состояться приблизительно через месяц.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *