Почему украинским морякам и грузинским реформаторам рано радоваться

«Прозрачность, автоматизация и исключение человеческого фактора — наши основные приоритеты в реформировании системы дипломирования моряков. Мы упрощаем эту систему, чтобы исключить коррупцию, внедрить удобные цифровые сервисы и освободить моряка от посредников при подтверждении квалификации», —  так министр инфраструктуры Владислав Криклий прокомментировал обнародованный для обсуждения проект приказа Министерства инфраструктуры, который внедряет автоматизированную систему тестирования моряков без участия человека-экзаменатора. 

А вот цитата министра от 19 августа 2020 года: «Мы упрощаем систему подготовки и дипломирования моряков, чтобы исключить коррупцию, внедрить удобные цифровые сервисы и освободить моряка от посредников во время прохождения этих процедур. Первым нашим шагом является уменьшение количества органов, вовлеченных в этот процесс. Мы передаем функции Морской администрации и ликвидируем Инспекцию по вопросам подготовки и дипломирования моряков. Благодарен членам правительства за поддержку этого решения».

Обращают на себя внимание слова «упрощаем», «внедрить», «освободить», «передаем». Нет ни одного глагола совершенного вида прошедшего времени, например, «сделали», «внедрили», «реформировали» и т.п.

И тут кроется главный секрет работы нашего министерства — лозунги, популизм и бесконечные обещания. Как говорят у нас, «одесский шум, похожий на работу».

В Украине процедура принятия нормативно-правовых актов (НПА) — очень трудоемкий и длительный процесс. Разработанный министерством проект приказа необходимо опубликовать для общественного обсуждения и согласовать с заинтересованными органами власти, в том числе — с Государственной регуляторной службой. Далее необходимо пройти экспертизу и государственную регистрацию в Минюсте. Только после этого он может быть официально опубликован и принят к исполнению. (Процедура принятия НПА регулируется постановлением Кабинета министров от 28 декабря 1992 года №731.)

Это займет около двух месяцев, если руководитель центрального органа исполнительной власти действительно заинтересован в принятии НПА и лично контролирует процесс. Если нет — проект НПА может «гулять» по коридорам власти годами.

Чиновник громко заявляет о проводящихся реформах, надвигающихся улучшениях — даже публикуются для общественного обсуждения проекты приказов. После чего созываются круглые столы и начинаются бесконечные согласования. Но до официального опубликования доходят только те документы, к которым у этого чиновника действительно есть интерес. Это и является одним из самых простых способов замыливания глаз народу.

Возвращаемся к морякам. В начале ноября 2020 года на сайте Мининфраструктуры уже был опубликован проект приказа, якобы уничтожающий коррупцию в сфере дипломирования моряков. Посыпались победные заявления, посты, лайки и репосты. В итоге документ специально отправили в Минюст, не выдержав положенного срока для общественного обсуждения. Минюст, разумеется, документ вернул назад без рассмотрения. Кроме того, в проект специально внесли спорные нормы, которые затронули сферу образования, что привело к долгим дебатам с Минобразования. Закончилось все тем, что документ просто похоронили.

Новый проект приказа, опубликованный 19 февраля 2021 года, вполне может ожидать та же судьба.

Не буду анализировать сам текст приказа в этой публикации. Он далек от идеала, хотя и мог бы решить часть проблем (в теории). Отмечу, что уже размещение проекта приказа для общественного обсуждения на официальном сайте министерства произошло с грубыми нарушениями законодательства.

Так, согласно статье 9 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», сообщение об обнародовании проекта регуляторного акта должно содержать:

  • краткое изложение содержания проекта;
  • почтовый и электронный, при его наличии, адрес разработчика проекта и других органов, к которым в соответствии с настоящим Законом или по инициативе разработчика направляются замечания и предложения;
  • информацию о способе обнародования проекта регуляторного акта и соответствующего анализа регуляторного воздействия (название печатного средства массовой информации и/или адрес страницы в Интернет, где опубликован или размещен проект регуляторного акта и анализ регуляторного влияния, или информация о другом способе обнародования, предусмотренном частью пятой статьи 13 этого Закона);
  • информацию о сроке, в течение которого принимаются замечания и предложения от физических и юридических лиц, их объединений;
  • информацию о способе предоставления физическими и юридическими лицами, их объединениями замечаний и предложений.

На странице сайта Мининфраструктуры, на которой опубликован проект приказа, видно, что не соблюдены четыре из пяти требований.

А вот как публикуются подобные документы, касающиеся автодорог и «Большого строительства», которые так любит наш президент.

Разница очевидна. Могут, когда надо.

Завершу высказыванием Михаила Саакашвили, который похвалил министра: «Сейчас важно соблюсти все бюрократические процедуры, чтобы впоследствии этот, такой неудобный для коррупционной мафии приказ, не был отменен под надуманными предлогами. Поэтому пока это не приказ министра, а только его проект. Но даже это — очень позитивный сигнал, который означает не просто обещания, а реальные действия и намерения».

Покажите Михаилу этот разбор того, что на самом деле опубликовало Мининфраструктуры на своем сайте и какие «реальные» действия предпринимает. Или, возможно, мафия уже добралась и до министерского сайта?

Автор — вице-президент Морской палаты Украины

Читайте главные новости отрасли на нашем Телеграм-канале

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *