Первый океанский ледокол под украинским флагом прибыл в порт приписки Одесса
У причала №19 морского вокзала Одесского морского порта утром во вторник, 5 октября, впервые ошвартовался океанский ледокол James Clark Ross, приобретенный у Великобритании. Об этом сообщила пресс-служба администрации Одесского порта.
5 октября в 11 утра в акваторию Одесского порта зашел ледокол James Clark Ross. Это исследовательское судно для экспедиций в высокие широты было недавно приобретено в Великобритании. Портом приписки ледокола определена Одесса. (…) После прохождения всех необходимых процедур приема судна в состав отечественного научного флота и изменения названия ледокол уже в этом году выйдет в океан и возьмет курс на Антарктиду, в направлении украинского полярной станции «Академик Вернадский”, — указала пресс-служба.

Отныне ледокол James Clark Ross принадлежит Национальному антарктическому научному центру Украины (НАНЦ). По словам директора научного центра Евгения Дикого, наличие такого судна, приспособленного к работе в условиях низких температур, позволяет значительно расширить диапазон научных исследований.
Этот плавучий институт имеет 8 специализированных лабораторий и приспособлений для отбора любых проб с глубины до 8 км. То есть нашим исследователям становятся доступными практически 90% дна мирового океана”, — подчеркнул Дикий.
На момент постройки в 1990 году теплоход James Clark Ross входил в топ-3 лучших научных судов мира, и даже три десятилетия спустя все еще входит в топ-20. Приобретя этот ледокол, Украина возвращается в клуб государств с развитой инфраструктурой научных исследований мирового океана и полярных широт. По словам директора НАНЦ, сумма в $5 млн, выделенная Кабинетом министров на приобретение ледокола, по большому счету является символической за судно такого класса.

Это уже второй случай передачи исследовательских активов Соединенным Королевством Украине. В 1996 году за 1 фунт стерлингов нашей стране была передана антарктическая станция «Фарадей», которая теперь носит название «Академик Вернадский».
До приобретения ледокола James Clark Ross у украинские полярники испытывали значительные логистические трудности, так как станция 9 месяцев в году закрыта плавучим льдом, и окно возможностей для пересменки людей и завоза грузов открывалось только на короткий период антарктического лета — с января по март. При этом НАНЦ нужно было успеть на этот период зафрахтовать иностранное судно. Коммерческий фрахт обходился довольно дорого. Наличие собственного ледокола позволит доставлять людей и грузы на станцию «Академик Вернадский» в любое время года с меньшими финансовыми затратами”, — подчеркнул Дикий.

Научно-исследовательский ледокол James Clark Ross отправился из порта Фредериксхавн (Дания) в Одессу в середине сентября. Во время перехода через Северное, Средиземное и Черное моря на борту флагмана украинского исследовательского флота находились два капитана: украинский капитан Олег Новосильный и британский «капитан-наставник» Саймон Уоллес.
В августе на ледоколе James Clark Ross был поднят флаг Украины.
Ранее НАНЦ и учреждение «Исследование и инновации» Великобритании (куда входит Британская антарктическая служба) подписали акт о покупке Украиной ледокола James Clark Ross.
Кабинет министров на заседании 7 июля принял решение выделить средства на приобретение научно-исследовательского судна — ледокола для украинских антарктических экспедиций. По информации НАНЦ, стоимость научно-исследовательского ледокола James Clark Ross составляет $5 млн.
Собственный океанографический ледокол позволит Украине после длительного перерыва вернуться к исследованиям Мирового океана, решить логистические проблемы на антарктической станции «Академик Вернадский» и расширить возможности сезонных экспедиций, создавать научно-исследовательские и логистические консорциумы с другими странами, а также проводить исследования не только в Антарктиде, но и в Арктике, и, при необходимости, в других регионах океана.
Судно построила судостроительная компания Swan Hunter (Уоллсенд, Велдикобритания), спуск на воду состоялся в 1990 году. Длина — 100 метров, ширина — 18 метров. Водоизмещение — 5732 тонн. Судно способно двигаться сквозь слой льда толщиной до четырех метров.