Балкерный фрахт за полугодие: судовладельцы полны оптимизма, фрахтователи его оплачивают

Июнь нынешнего года лишний раз продемонстрировал высокий потенциал фрахтовой конъюнктуры на рынке балкерного тоннажа, которая вплотную приблизилась к вершинам 11-летней давности. Судовладельцы с огромным удовольствием пожинают плоды стремительного роста фрахтовых ставок и увеличения стоимости активов, покрывающих потери трех последних лет, не говоря уже о сплошь убыточном 2016 г., когда фрахтовый рынок откатился до беспрецедентно низкого уровня, как минимум, за последние три десятилетия. Достаточно сказать, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года средний заработок балкерного тоннажа всех типоразмеров вырос от трех до трех с половиной раз. Соответственно, фрахтователи, скрепя сердце, вынуждены платить повышенные ставки фрахта. Хотя, справедливости ради заметим, что рост фрахтовых ставок вполне сопоставим с наблюдавшимся в 1-м полугодии 2021 г. увеличением цен по многим товарным позициям. Кроме того, при общем повышательном тренде ставок на балкерный тоннаж, они в течение всего рассматриваемого периода имели чрезвычайно высокую волатильность, в первую очередь, для самых крупных судов класса кейпсайз.

Несмотря на то, что в июне 2021 г. Балтийский фрахтовый индекс сухогрузного тоннажа (БФИ) достиг своей максимальной за последние 11 лет планки в размере 3418 пунктов, чего не наблюдалось, начиная с июня 2010 г., его среднее значение на уровне 2930 пунктов все же оказалось на 35 пунктов или 1,2% ниже чем в мае этого года. Зато по итогам всего 2-го квартала среднее значение БФИ, составив 2792 пункта, более чем на 1000 пунктов или 60,6%, превысило уровень 1-го квартала нынешнего года. А уровень 4-го квартала 2020 г. превзойден более чем в два раза.

По итогам всего первого полугодия 2021 г. средний уровень БФИ составил 2230 пунктов, что значительно превосходит аналогичный показатель 2017 г., когда фрахтовый рынок начал восстанавливаться после провального 2016. А по сравнению с первым полугодием 2020 г., когда фрахтовый рынок обвалился из-за Covid-19, средний уровень БФИ в 2021 г. вырос более чем в три раза.

Как и обычно, на динамику индекса БФИ в первом полугодии 2021 г. оказали балкеры кейпсайз, для которых соответствующий индекс BCI систематически менял свой тренд то в сторону повышения, то снижения, демонстрируя чрезвычайно высокую волатильность. К примеру, только в июне текущего года волатильность индекса BCI составила 76% – от 2393 до 4212 пунктов. Если же рассматривать все первое полугодие, то индекс BCIопускался до 1200 пунктов в феврале и поднимался до 5400 пунктов в апреле, то есть диапазон его колебаний достигал почти пятикратной величины, чего не наблюдалось ни для одной другой категории балкеров.

Средние значения БФИ в 2020-2021 годах


Тип тоннажаИюнь
2021 г.
Май
2021 г.
2-й
кв. 2021 г.
1-й
кв. 2021 г.
4-й
кв. 2020 г.
Балкеры кейпсайз (BCI)3 4414 2823 7532 0652 043
Балкеры панамакс (BPI)3 3562 8862 8952 0551 338
Балкеры супрамакс (BSI)2 6802 3202 3221512977
Балкеры хендисайз (BHI)1 4031 2651 250923619
БФИ сухогрузного тоннажа2 9302 9652 7921 7391361


Источник: BalticExchange

По итогам 2-го квартала среднее значение индекса BCI составило 3753 пункта, что на 81,5% выше, чем в 1-м квартале текущего года. В целом за первое полугодие 2021 г. среднее значение индекса BCI составило 2871 пункт, что в 5,2 раза больше, чем в 2020 г. и на 62,2% превышает показатель первого полугодия 2017 г.

Притом, что средний заработок кейпсайзов в целом за первое полугодие 2021 г. был почти в два с половиной раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, непосредственно в конце июня этого года он лишь на 1207 $/сут. или 3,9% превышал прошлогодний уровень. При этом, если в конце июня 2020 г. средний заработок кейпсайзов был почти в три раза выше, чем для панамаксов, то сейчас он на 14% ниже. Это говорит о том, что фрахтовая конъюнктура для панамаксов в последнее время развивалась более благоприятно, чем для кейпсайзов.

Средние значения БФИ в 1-ом полугодии 2017-2021 годов


Тип тоннажа1-е п/г 2017 г.1-е п/г 2018 г.1-е п/г 2019 г.1-е п/г 2020 г.1-е п/г 2021 г.
Балкеры кейпсайз (BCI)1 7701 5691 1315472 871
Балкеры панамакс (BPI)1 3731 0751 0307972 427
Балкеры супрамакс (BSI)1 0007847285451 885
Балкера хендисайз (BHI)5914794103251 073
БФИ сухогрузного тоннажа1 2189828956672 230


Источник: ALLIED

Соотношение среднего заработка балкеров различного типоразмера в 1-ом полугодии 2020-2021 годах, $/сутки


Тип тоннажа1-е п/г 2020 г.1-е п/г 2021 г.Соотношение (+) (-), %
Балкеры кейпсайз6 81923 806+249,1
Балкеры панамакс7 16621 843+204,8
Балкеры супрамакс5 99420 734+245,9
Балкеры хендисайз5 84119 322+230,8


Источник:ALLIEDShippingResearch

Среднее значение индекса BPI за 2-ой квартал 2021 г. достигло 2895 пунктов, превзойдя аналогичный показатель 1-го квартала на 840 пунктов или 40,9%. А по сравнению с 4-м кварталом 2020 г. индекс BPI вырос более, чем вдвое. По итогам первого полугодия 2021 г. среднее значение индекса BPI составило 2427 пунктов, что от 1,8 до 3-х раз превосходит уровень, имевший место в 2017-2020 гг., и лишний раз свидетельствует о кардинальном улучшении фрахтовой конъюнктуры для данной категории тоннажа в рассматриваемом периоде. Это же подтверждает более чем двукратный рост среднего заработка панамаксов в первом полугодии текущего года по сравнению с аналогичным предшествующим периодом.

Весьма неплохо складывалась в первом полугодии 2021 г. фрахтовая конъюнктура и для супрамаксов. За 2-ой квартал среднее значение индекса BSI достигло 2322 пункта, превысив уровень 1-го квартала на 810 пунктов или 53,6%. А по сравнению с 4-м кварталом 2020 г. этот разрыв достиг почти двух с половиной раз. В целом за первое полугодие 2021 г. среднее значение индекса BSI вышло на уровень 1885 пунктов, превысив показатель 2017-2020 гг. от 88,5% до трех с половиной раз.

Не утратили свои высокие позиции в рассматриваемом периоде и балкеры хендисайз. Во 2-м квартале среднее значение индекса BHI достигло 1250 пунктов, что на 327 пунктов или 35,4% превышает уровень 1-го квартала 2021 г. и вдвое больше, чем в 4-м квартале 2020 г.

По итогам первого полугодия 2021 г. среднее значение индекса BHI составило 1073 пункта, что почти вдвое больше по сравнению с аналогичным периодом лидировавшего до этого 2017 г. и более, чем в три раза больше, чем в 2020 г. На основных маршрутах перевозок средний заработок хендисайзов в конце июня 2021 г. от 3,3 до 5,7 раз превосходил аналогичный показатель минувшего года.

Средний заработок хендисайзов по основным направлениям перевозок в конце июня 2020-2021 годах, $/сутки


Направление перевозокКонец июня 2020 г.Конец июня 2021 г.Разница, раз
Континент – Бразилия4 33624 5365,66
Континент – ВП США5 01825 6435,11
Бразилия – Континент9 27835 3893,81
Мексиканский залив США –
Континент
6 49422 8573,52
ЮВА – Австралия – Япония8 39427 7813,31
Круговой транс тихоокеанский
рейс
7 34426 7153,64


Источник:ALLIED

Непосредственно в июне 2021 г. наибольший рост ставок продемонстрировало направление Бразилия – Континент, где они увеличились на 6256 $/сут. или 21,5%. Не менее впечатляюще ставки выросли и на плече Континент – Восточное побережье США, где они прибавили 6079 $/сут. или 31,1%. На сопряженном направлении Континент – Бразилия рост ставок составил 5357 $/сут. или 27,9%. Еще одно атлантическое направление Континент – Бразилия продемонстрировало более скромный рост ставок на уровне 3307 $/сут. или 16,9%. Ну и совсем немного, порядка 600-900 $/сут. прибавили тихоокеанские трейды, для которых рост ставок для хендисайзов, очевидно, достиг своего пика.

Несмотря на некоторое ослабление фрахтовой конъюнктуры в конце июня в Черноморском регионе (из-за запаздывания отгрузок зерна нового урожая), тон рынка здесь все равно остается очень высоким. К примеру, хендисайз дедвейтом 34000 т был отфрахтован в рейс на Равенну по ставке 28000 $/сут. При удлинении маршрута до Континента ставки составляли 29000 – 30000 $/сут., а в направлении Черное море - Марокко ставки для такой же категории балкеров достигали вообще 31500 $/сут.

Таким образом, безусловной заслугой июня 2021 г. явилось то, что ставки рейсового тайм-чартера для хендисайзов на многих направлениях перевозок вплотную приблизились или уже достигли уровня 1 $/тонну дедвейта в сутки, чего не наблюдалось уже очень долгое время. Например, хендисайз BONA дедвейтом 32844 т постройки 2012 г. был отфрахтован под перевозку зерна из Сантоса (Бразилия) на Марокко по ставке 32000 $/сут., а более крупный хендисайз INTERLINK LEVITY дедвейтом 37135 т постройки 2014 г. под аналогичную перевозку получил ставку в размере 38250 $/сут.

Более того, брокеры приводят данные, что за августовскую перевозку зерна с Континента на Западную Африку трейдеры согласны заплатить 50000 $/сут. за хендисайз дедвейтом 35000 т, а это уже 1,43 $/тонну дедвейта в сутки.

То есть, активизация отгрузок зерна нового урожая, по мнению многих игроков рынка, должна привести к еще большему укреплению фрахтовой конъюнктуры, во всяком случае, для хендисайзов, супрамаксов и панамаксов.

Підпишіться, щоб прочитати весь матеріал

Наш продукт – незаангажована, перевірена та важлива фахова інформація. Наші передплатники отримують її в повному обсязі, бо розуміють її цінність. Приєднуйтесь до тих, хто підтримує якісну журналістику!

Консультація: info@uports.com.ua

Репосты: