Парадоксы конъюнктуры. Обзор фрахтового рынка сухогрузного тоннажа в феврале 2021 года

Тон фрахтовой конъюнктуры балкерного тоннажа в конце января 2021 года совершенно неожиданно для всех игроков рынка оказался выше, чем в конце декабря 2020 года. Последний раз подобный диссонанс (с учетом фактора сезонности перевозок) наблюдался лишь на пике рынка в 2008 году. При этом уровень спотовых ставок на кейпсайзы в конце февраля 2021 года оказался почти вдвое ниже, чем для остальных категорий балкеров.

Парадоксальность данной ситуации подчеркивает тот факт, что балкеры хендисайз, имеющие грузоподъемность в четыре раза меньше, чем кейпсайзы, в конце февраля стали зарабатывать в среднем 19 254 $/сут., в то время как у самых крупных балкеров этот показатель составлял лишь 11 934 $/сут. Дело дошло до того, что некоторые фрахтователи стали всерьез рассматривать возможность осуществления перевозок зерна кейпсайзами, что по образному выражению аналитиков Breakwave Advisors «случается крайне редко, если не никогда».

В самом коротком месяце года динамика Балтийского фрахтового индекса сухогрузного тоннажа (БФИ) имела весьма неоднозначный характер. В течение первых двух недель февраля, в преддверии Нового года по Лунному календарю БФИ снизился с 1444 до 1364 пунктов (-5,5%). Затем последовал существенный, но кратковременный всплеск БФИ до 1770 пунктов (+29,8%), завершившийся постепенным снижением на последней неделе февраля до 1675 пунктов. Как результат, среднее значение БФИ в феврале 2021 года, составив 1500 пунктов, оказалось на 158 пунктов, или 9,5%, ниже, чем в январе.

Средние значения БФИ в 2020-2021 годах

wdt_IDТип тоннажаФевраль 2021 годаЯнварь 2021 года2020 год

Источник: Baltic Exchange

Основное влияние на подобную динамику БФИ в феврале оказал субиндекс BCI для кейпсайзов, имевший практически синусоидальный характер. В течение первой половины февраля BCI обвалился с 1871 пунктов до 1242 пунктов (-33,6%). Затем последовал короткий период восстановления до 1912 пунктов (+53,9%) с последующим снижением до 1439 пунктов в конце февраля (-24,7%). В итоге среднее значение BCI в феврале оказалось на уровне 1535 пунктов, что на 1079 пунктов, или 41,3%, отстает от январского показателя. Средний заработок кейпсайзов в феврале находился в диапазоне от 10 300 до 16 000 $/сут., то есть имел волатильность более 50%.

В отличие от кейпсайзов, балкеры класса панамакс с начала месяца и вплоть до 17 февраля наслаждались повышательным трендом фрахтовой конъюнктуры, о чем свидетельствует рост субиндекса BPI с 1630 до 2518 пунктов, или на 54,4%. Правда, затем так же, как и для кейпсайзов, для них последовало падение фрахтовых ставок и BPI закончил февраль на отметке в 2140 пунктов, что на 15% ниже отмеченного выше пика, но на 31,3% больше, чем в начале месяца. Соответственно, среднее значение BPI в феврале, составив 1998 пунктов, на 406 пунктов, или 25,5%, превышало январский уровень. Показательно и то, что, если в начале февраля по среднему заработку панамаксы на 6% отставали от кейпсайзов, то в конце февраля уже на 35% его превосходили.

В конце второй декады февраля средний заработок панамаксов достиг почти 23 000 $/сут., чего рынок не видел с сентября 2010 года. Это более чем вдвое выше безубыточного уровня ставок для панамаксов, составляющего, по подсчетам морских аналитиков (с учетом капитальных издержек), порядка 10 200 $/сут. Дело дошло до того, что на Балтике, из-за ледовой обстановки и дефицита судов соответствующего класса, балкер дедвейтом 95 500 тонн постройки 2014 года был зафиксирован по ставке 100 тыс. $/сут., чего не наблюдалось с лета 2008 года, до того, как грянул мировой финансовый кризис. Еще один балкер класса камсармакс дедвейтом 82 тыс. тонн был зафрахтован под перевозку угля по ставке 110 тыс. $/сут. По оценкам Braemar ACM, ставки на панамаксы в середине февраля 2021 года на 177% превышали их средний уровень за последние пять лет. К этому остается добавить, что, помимо перевозок угля, дополнительную поддержку высокому тону фрахтового рынка в Северной Европе оказывали отправки удобрений, зерна, металлопроката и металлолома.

Еще удачнее, чем для панамаксов, февраль нынешнего года сложился для супрамаксов, для которых субиндекс BSI на протяжении всего этого периода имел лишь повышательный тренд и вырос с 1162 до 1878 пунктов, или на 61,6%. В последний раз подобный уровень индекса BSI наблюдался еще в апреле 2017 года, то есть почти четыре года назад. Среднее значение BSI в феврале составило 1366 пунктов, что на 274 пункта или 25,1% выше, чем в январе.

Средний заработок хендисайзов по основным направлениям перевозок в феврале 2021 года, $/сут.

wdt_IDНаправление перевозокНачало февраля 2021 годаКонец февраля 2021 годаРазница, (+) (-)

Источник: Allied

Средний заработок супрамаксов в феврале колебался в пределах 12 800-20 700 $/сут. В круговых транстихоокеанских рейсах ставки для супрамаксов в конце февраля стали достигать 17 300 $/сут., а в трансатлантических — 26 500 $/сут. На плече Средиземноморье — Дальний Восток ставки для супрамаксов стали зашкаливать за 34 000 $/сут., а Мексиканский залив США — Дальний Восток достигли 36000 $/сут. При перевозках зерна на плече Бразилия — Алжир супрамакс дедвейтом 57,8 тыс. тонн получил 30 000 $/сут., а чуть больший супрамакс дедвейтом 58 тыс. тонн на плече Аргентина — Алжир был зафрахтован по ставке 31 500 $/сут.

Весьма успешным февраль 2021 года был и для хендисайзов, для которых индекс BHI вырос с 703 до 1070 пунктов, показав рост сразу на 52,2%. Столь высокого уровня индекса BHI рынок не видел на протяжении последних 10 лет. Последний раз до этого индекс BHI превышал отметку в 1000 пунктов в октябре 2010 года. Весьма высоким оказалось и среднее февральское значение индекса BHI в размере 819 пунктов, что на 153 пункта, или 23%, больше, чем в январе текущего года.

Средний заработок хендисайзов дедвейтом 38 тыс. тонн в течение февраля подскочил с 12 650 до 19 250 $/сут., а дедвейтом 28 тыс. тонн — с 10 500 до 16500 $/сут. На плече Мексиканский залив США — Континент средний заработок хендисайзов в конце февраля стал превышать 23 000 $/сут., а Бразилия — Континент — 30 000 $/сут. В обратном направлении с Континента на Бразилию и Восточное побережье США ставки для хендисайзов стали достигать 19 000 $/сут. Открывшийся в Касабланке хендисайз дедвейтом 37 тыс. тонн был зафрахтован под перевозку зерна с Континента на Алжир по ставке 19 000 $/сут. На плече Мексиканский залив США — Марокко хендисайз дедвейтом 38 тыс. тонн получил ставку в размере 23 500 $/сут., в то время как хендисайз дедвейтом 39 тыс. тонн, открывшийся в Аргентине, был зафрахтован для перевозки зерна на Египет по ставке 29 500 $/сут.

Во многом столь высокий уровень ставок для хендисайзов и супрамаксов, которых рынок не видел очень долгое время, определили наращиваемые на волне обеспокоенности продовольственной безопасностью из-за пандемии COVID-19 отправки зерновых грузов.

Как на дрожжах росли в феврале ставки на перевозку американской и бразильской сои в направлении Китая. Заметно укрепились и фрахтовые ставки на перевозку причерноморского зерна. Этому в немалой степени способствовали введенные правительством РФ с 15 февраля экспортные пошлины на пшеницу (вызвавшие ажиотаж с отправками до этого момента), а также увеличившиеся отгрузки зерновых из Румынии и Болгарии на фоне дефицита свободных балкеров в регионе.

Переходя к период-чартеру, отметим, что, по данным Allied, в конце февраля 2021 года ставки годичного тайм-чартера для кейпсайзов составляли порядка 18 250 $/сут., панамаксов — 15 750 $/сут., супрамаксов — 16 000 $/сут. и хендисайзов — 14 500 $/сут. Наглядным примером роста ставок в период-чартере является отфрахтовка принадлежащего Diana Shipping панамакса Ismene дедвейтом 77 901 тонн постройки 2013 года компании Tongli Shipping сроком на 7-9 месяцев по ставке 16 500 $/сут. До этого этот балкер находился в период-чартере у компании Phaethon по ставке 10 800 $/сут., которая на 35% ниже.

В Banchero Costa отмечают, что довольно высокий тон фрахтового рынка в первые два месяца 2021 года привел к тому, что ставки годичного тайм-чартера для кейпсайзов в конце февраля оказались на 33,3% выше, чем годом ранее. Для остальных категорий балкеров этот разрыв был еще больше и составлял 52,6% для панамаксов, 55,6% — для супрамаксов, и 81,3% — для хендисайзов. Для сравнения, уровень спотовых ставок в конце февраля 2021 года превышал показатели аналогичного периода прошлого года для кейпсайзов — на 406,1%, для панамаксов — на 149%, для супрамаксов — на 225,5%, и для хендисайзов — на 235,7%. То есть спотовый рынок показал более существенный рост по сравнению с период-чартером.

Рынок новостроя

Оживление фрахтовой конъюнктуры в первые месяцы 2021 года не преминуло самым положительным образом сказаться и на рынке новостроя, получившем достаточно большое количество новых заказов. Более того, сдвинулись в сторону повышения и цены на балкерный новострой.

По данным Allied Shipping Research, агрегированный индекс цен на новые балкеры к концу февраля вырос до 84 пунктов (+1,5%).

Представительные заказы на новострой в феврале 2021 года

wdt_IDСудостроительная верфьК-во судов, ед.Дедвейт, тоннЦена судна, $ млнСроки поставки, годСудовладелец/ оператор

Источник: Advanced, Intermodal

По оценкам Athenian Shipbrokers, цены на новые кейпсайзы (dwt 185 тыс. тонн) при постройке на верфях Южной Кореи/Японии в конце февраля составляли порядка $49 млн, что на 5,4% выше, чем в декабре 2020 года, камсармаксы (dwt 83 тыс. тонн) — $27,3 млн (+5,0%), ультрамаксы (dwt 64 тыс. тонн) — $25,0 млн (+4,2%), и хендисайзы (dwt 35 тыс. тонн) — $23,8 млн (+3,5%).

Приток заказов на новые балкеры не остановили и длительные празднования китайского Нового года. Как и прежде, в первую очередь заказывались ультрамаксы и камсармаксы. Из других категорий балкеров можно выделить очередной заказ Aston (РФ) на постройку в КНР еще 4 коастеров дедвейтом 8 тыс. тонн стоимостью $10 млн с поставкой в 2023 году. Кроме того, следуя своей программе обновления флота, Navibulgar заказала в Китае два (плюс два в опционе) хендисайза дедвейтом 31,8 тыс. тонн с поставкой также в 2023 году.

По состоянию на конец февраля мировой портфель заказов на балкерный новострой состоял из 623 балкеров суммарным дедвейтом 52,6 млн тонн, в том числе кейпсайзы — 121 ед. (dwt 23,9 млн тонн), камсармаксы — 178 ед. (dwt 13,8 млн тонн), супрамаксы — 198 ед. (dwt 11,5 млн тонн) и хендисайзы — 126 ед. (dwt 3,4 млн тонн).

Мировой портфель заказов на балкерный новострой и его планируемые поставки на ближайшие годы по состоянию на конец февраля 2021 года

wdt_IDТипоразмер балкеров2021 год2022 год2023 год+Всего

Источник: Athenian Shipbrokers S.A.

В целом же, по прогнозам Clarksons Research Services, мировой рынок новостроя в 2021 году может вырасти на 23,7% по сравнению с 2020 годом. Основным бенефициаром при этом могут стать судостроительные верфи Южной Кореи за счет заказов на высокотехнологичные суда (газовозы LNG и т. д.). К этому можно добавить то, что Overseas Economic Research Institute при Eximbank of S. Korea предрекает 100% рост заказов на верфях этой страны. И пока что эти радужные прогнозы сбываются. Во всяком случае, по итогам января 2021 года южнокорейские верфи вернули себе мировую пальму первенства по объему заказов (исходя из их трудоемкости), по подсчетам Clarksons.

Рынок судов «сэконд-хэнд»

Еще в большей степени, чем новострой, рост фрахтовой конъюнктуры подстегнул активность рынка подержанных балкеров. Несмотря на короткий месяц и длительные праздники, в феврале было зафиксировано рекордное количество проданных балкеров. Из 319 предлагавшихся к продаже судов своих владельцев сменили 135 балкеров, или 42,3%. Столь высокого уровня активности рынок не видел со времен фрахтового бума в 2007-2008 годах. Естественно, что пошли в рост и цены на подержанные балкеры, увеличившиеся для современных балкеров возрастом до пяти лет за последние три месяца на 7% — для панамаксов и хендисайзов, 9% — для кейпсайзов, и на 16% — для супрамаксов.

Активность рынка подержанного балкерного тоннажа в 2011-2021 годах

wdt_IDГодыКоличество проданных судов, ед.Суммарный дедвейт, тыс. тоннОбщая стоимость, $ млнСтоимость 1 тонны дедвейта, $/т

Источник: Allied

Представительные сделки по продажам сухогрузов «сэконд-хэнд» в январе 2021 года

Название судна Год постройки DWT/TEU Цена, млн $
Возраст 6-10 лет
ES PLUTO201229 0617,20
ATLANTIC EMBLEM201129 63710,00
ARISTOS II201132 3778,60/8,00*
ASIA PEARL VI201135 2846,30
JOIE N201156 6008,40/8,60*
ORCHARD QUAY201156 7428,60
FORTUNE DAISY201174 9794,25
Возраст 11-20 лет
CONTINENTAL TAIGA200928 3386,50
EDEN BAY200828 3426,80/6,40*
ANTA200247 3055,80
BELORIENT200850 2927,00/7,70*
RED JACKET200852 2248,75
KITANA200352 4545,70
GLOBAL FUTURE200652 4847,80/8,00*
GENCO LORRAINE200953 4168,10
CAPTAIN CHERIF200453 5566,60/6,80*
MELPOMENI200253 8065,30
ZHONGYU 89**201054 8086,98**
SEAHOPE II201056 8948,25
SEAPACE201056 8948,75
BEAUFORT201057 0229,40/8,90*
ADIRONDACK201057 0179,40/8,50*
SERENE LYDIA201057 5738,50
NICOS L200273 1936,00
PARASKEVI200374 3007,30/7,20*
EVANGELIA PETRAKIS200774 5008,80/8,80*
GOLDEN SAGUENAY200875 0008,00
VASSOS200476 0158,65
Возраст свыше 20 лет
SUN PRIME1998294783,50/2,90*

* Vesselvalue ** Auction sale 
Источник: SeaSure

Рассчитываемый Allied агрегированный индекс цен на подержанные балкеры в конце февраля 2021 года для кейпсайзов достиг 58 пунктов, увеличившись на 2,5% по сравнению с месяцем ранее, для панамаксов — 65 пунктов (+5,9%), для супрамаксов — 62 пункта (+6,8%), и для хендисайзов — 65 пунктов (+5,5%).

Разделка балкеров на скрап в 2010-2021 годах

wdt_IDГодыКоличество судов, ед.Дедвейт, тыс. тоннСредний возраст, лет

Источник: ALLIED

По данным Allied, за первые два месяца 2021 года своих владельцев сменили 187 балкеров суммарным дедвейтом 13,5 млн тонн и общей стоимостью $2,2 млрд. При этом их средний возраст составил 11 лет, а стоимость одной тонны дедвейта — 163 $/т, что заметно превышает уровень 2020 года.

Среди февральских сделок брокеры выделяют продажу односерийных супрамаксов Beaufort и Adirondack дедвейтом 57 000 тонн, построенных в Китае в 2010 году за $9,4 млн за каждое судно. Двумя неделями ранее односерийный супрамакс Orchard Quay постройки 2011 года (то есть на год младше) был продан только за $ 8,6 млн, то есть на 8,5% дешевле.

Представительные сделки по продажам балкеров на скрап в январе 2021 года

Название судна Год постройки DWT/TEU Цена
млн $ $/LDT
AMAL NEPTUNE*19816 4710,88398
HELGIS**19869 7231,56440
ORHAN-Y***198427 5622,24392
KT 02**199845 1463,33415
KT 05**199847 3752,38410
POWER LOONG***199269 6184,32443

* Индия “”Бангладеш””Пакистан
Источник: Intermodal

Вопреки ожиданиям, не снизил своей активности в январе-феврале текущего года рынок судового металлолома. По данным Allied, за неполные два месяца 2021 года на скрап ушло 36 балкеров суммарным дедвейтом 2,87 млн тонн и средним возрастом 27,17 года. Среди них 4 минибалкера, 8 хендисайзов, 11 супрамаксов, 6 панамаксов и 7 кейпсайзов.

Остающееся пока что стабильным состояние рынка судового металлолома в сегменте разделки балкеров на скрап в первую очередь объясняется достаточно высоким уровнем цен, составляющим порядка 430-440 $/LDT в странах Индийского субконтинента и 250 $/LDT — в Турции. Принимая решение об отправке своего старого балкера на скрап, судовладелец прежде всего оценивает свою выручку от этой операции, сравнивая ее со стоимостью этого же актива на рынке подержанного тоннажа. Если последний показатель оказывается выше, то вряд ли судно уйдет на разделку.

Прогноз развития фрахтового рынка

Нетипично высокий тон фрахтового рынка балкерного тоннажа в течение первых двух месяцев 2021 года породил очередную волну оптимизма по поводу перспектив его дальнейшего развития. И основой для этого оптимизма служат улучшившиеся фундаментальные факторы спроса и предложения.

Прежде всего большинство аналитиков апеллируют к тому, что МВФ улучшил свой же (датированный октябрем 2020 года) прогноз роста мировой экономики в 2021 году с 5,2% до 5,5%, сохранив прогноз на 2022 год на уровне 4,2%.

По расчетам Haver Analytics, базирующимся на прогнозах МВФ и Morgan Stanley Research, уже во втором квартале 2021 года мировая экономика возвратится на докризисную (из-за COVID-19) траекторию роста и далее будет превосходить ее.

Прогнозируемый состав флота на 2020-2022 годы

Типоразмер балкеров 31 декабря 2020 года 31 декабря 2021 года 31 декабря 2022 года
Дедвейт, тыс. тонн К-во, ед. Дедвейт,тыс. тонн
 К-во, ед Дедвейт,тыс. тоннК-во, ед.
Балкеры VLOC77 268,46424978 093,65925178 021,684251
Балкеры кейпсайз326 357,5692 053334 834,2272 105339 068,2132 133
Балкеры панамакс186 430,1992 371190 837,6422 423192 384,1232 440
Балкеры ультрамакс69 753,8251 11473 799,5031 17875473,9641 205
Балкеры супрамакс144 289,0152 704143 900,1172 697143 224,0152 685
Балкеры хендисайз84 616,6992 52785 617,6672 55185 455,4992 545
Итого888 715,77111 018907 082,81511 205913 627,49811 259

Источник: Alphabulk

Но дальше всех пошли аналитики из Shipping Strategy, заявившие в своем последнем Dry Bulk Outlook Quaterly о начале нового цикла для балкерного рынка, который, по их мнению, продлится как минимум до 2024 года. При этом уже в 2021 году средний заработок кейпсайзов составит 24 000 $/сут., а супрамаксов — 17 000 $/сут.

На чашу весов оптимистов играют и взлетевшие практически вдвое по сравнению с декабрем прошлого года котировки акций основных балкерных компаний.

Весомую толику уверенности добавляют и растущие объемы сухогрузного импорта со стороны Поднебесной. Особенно большое значение для благополучия панамаксов и супрамаксов имеет наращивание Китаем объемов импорта сои и кукурузы, причем как в весовом, так и в тонно-мильном исчислении.

Уровень фьючерсных котировок на балкерный тоннаж на второй-четвертый кварталы 2021 году, $/сутки

Типоразмер тоннажа Период фьючерса
2-й кв. 2021 года 3-й кв. 2021 года 4-й кв. 2021 года
Балкеры кейпсайз16 14420 55019 891
Балкеры панамакс17 43715 50514 445
Балкеры супрамакс15 50013 49612 586
Балкеры хендисайз13 93712 85012 063

Источник: FIS, Banchero Costa

Справедливости ради заметим, что есть и более осторожные аналитики, считающие, что высокий тон фрахтовой конъюнктуры в первые месяцы 2021 года еще ни о чем не говорит. По их мнению, спрос на балкерные перевозки в целом по 2021 году будет весьма умеренным и весьма дифференцированным по секторальному признаку. Соответственно, балкерный рынок ожидает еще один непростой год.

Но как бы ни развивалась ситуация со спросом на перевозки, непреложным фактом остается то, что рост предложения тоннажа в 2021-2022 годах будет одним из самых низких за несколько десятилетий.

По данным Alphabulk, нетто-прирост балкерного тоннажа в 2021 году составит 2% (от 0% для супрамаксов, до 5,8% для ультрамаксов). Такую же цифру прироста балкерного тоннажа (на уровне 2%) в 2021 году видят и аналитики Bimco, в то время как в Intermodal оценивают ее в пределах 1,5%-2,0%.

Автор — фрахтовый обозреватель, кандидат экономических наук

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *