Пандемия и дисбалансы глобальной логистики: взгляд экспедитора

Пандемия внесла заметные коррективы в мировую сферу грузоперевозок и логистики. Рассмотрим ретроспективу непростого прошлого года и нынешнее состояние рынка, определяющим параметром которого являются аномально высокие фрахтовые ставки.

Грузоперевозки в 2020 году: как это было

Начало прошлого года ознаменовалось событием, которое так или иначе переставило жизнь всей планеты на новые рельсы — пандемией COVID-19. Вспыхнувшая эпидемия в Китае привела к тому, что местный рынок потребительских товаров, на секундочку, один из самых больших в мире, попросту схлопнулся: карантин вынудил производителей останавливать производство, закрывать рабочие места, вводить жесткие карантинные меры и санитарно-эпидемиологический контроль. Вследствие падения производства потребность в транспортировке грузов из Китая закономерно снизилась.

Следом за Поднебесной политику «постановки на паузу» ввели и другие страны — от СНГ и Европы до США. Что это дало в результате: к концу первого полугодия 2020 года снизились не только объемы производства товаров, но и их потребление. Многие люди остались без работы, а давать прогнозы, когда экономика вернется в стабильное русло и вернет хотя бы докарантинные позиции не мог ни один эксперт.

Но карантин оказался палкой о двух концах. С одной стороны, производство и перевозки товаров упали, люди неохотно тратили деньги на покупки, а карантинные ограничения делали поставки нерегулярными. С другой — миру пришлось отказаться от множества привычных видов деятельности. Уже спустя пару месяцев после начала карантина потребление товаров во всем мире стало расти. Одновременно, к июню, правительство Китая дало добро на возобновление производства, и после карантинного перерыва потребность в китайских товарах начала расти. Но тут возникла новая проблема: существующая на данный момент логистическая система просто перестала справляться с выросшим спросом и удовлетворять потребности в грузоперевозках. Как результат — конец 2020 года ознаменовался настоящим коллапсом контейнерных перевозок. Прежде всего — морских грузоперевозок как наиболее дешевого, но затратного по времени способа доставки.

К сентябрю 2020 года рынок контейнерных перевозок вырос на 16% по сравнению с показателями аналогичного периода 2019 года. Для компаний, занятых в грузоперевозках, это, казалось бы, стало хорошим знаком. Но на деле привело к тому, что теперь ставки фрахта выросли, причем фиксировался их троекратный рост, что стало многолетним максимумом. Почему так вышло, и что это означает для потребителя? 

Рост ставок фрахта. Как это повлияет на потребителя?

Итак, почему выросли фрахтовые ставки? Причина кроется в целом комплексе событий.

Производство в Китае восстановило свои объемы гораздо быстрее, чем европейские производственные компании, что привело к дисбалансу экспорта: количество контейнеров, прибывавших из Поднебесной оказалось большим, чем количество отправленных в Китай контейнеров с европейскими и американскими товарами.

Карантин вынудил многих операторов грузоперевозок сократить штат, отказаться от планируемого масштабирования бизнеса, в том числе — обновления парка техники. Это создало дефицит на рынке услуг грузоперевозок.

Аналогичная ситуация произошла и с портами: сокращение персонала, закрытие на карантин причалов и доков, отказ от расширения портовых мощностей вылились в невозможность быстро принимать и переправлять грузы в крупнейших портах мира. Авиаперевозки затронула та же проблема.

Кроме того, в 2020 году начали действовать новые правила регулирования вредных выбросов, что сразу же сказалось на цене топлива, а значит — итоговой стоимости грузоперевозок автомобильным транспортом.

Скачок цен. Кто заплатит за контейнерный коллапс?

Что произошло в результате? Компании-производители и их контрагенты оказались перед лицом дефицита контейнеров. Если вам необходимо было зафрахтовать контейнер на определенную дату в ближайшем будущем — вы просто не могли этого сделать. Некоторые операторы пошли дальше и предложили платную услугу гарантированной брони контейнера, что тоже увеличило стоимость перевозок. По состоянию на конец 2020 года индекс Container Xchange, показывающий доступность контейнеров, опустился до минимального зафиксированного показателя.

Разумеется, часть нагрузки удалось перераспределить за счет других видов грузоперевозок, в первую очередь — железнодорожных. Так, страны Азии, первыми вышедшие из жесткого карантина, переориентировали свои внутренние перевозки на железнодорожный транспорт, а с июня начали активно продвигать этот вариант перевозок и в мировом масштабе. Но спрос рождает повышение цен, и операторы железнодорожных перевозок также подняли ставки, хоть и не втрое, как это произошло с контейнерными морскими перевозками.

Увеличение ставок фрахта ляжет на плечи потребителей, ведь цена товаров, которые мы покупаем в итоге в магазинах, формируется не только из себестоимости и наценки, но и на основании стоимости транспортировки. Ранее этот показатель, если и влиял на цену, то не в первую очередь, однако теперь он становится реальной ложкой дегтя.

Кроме того, дисбаланс в мировой логистической сфере уже привел к появлению дефицита определенных категорий товаров:

  • пандемия вынудила выставить приоритеты и отвести существенную часть логистического рынка под поставки фармы;
  • многие перевозчики сделали приоритетными дальние направления, а перевозки в соседние страны оставили за бортом своих интересов;
  • выросшие ставки фрахта вынудили производителей отказаться от экспортных поставок и переориентироваться на внутренний рынок, оставляя потребителей других стран ни с чем.

Дефицит товаров, в свою очередь, порождает повышение цен при наличии спроса, ведь потребителю ничего не остается, кроме как приобрести товар по выставленной спекулятивной цене.

Рост ставок фрахта — ложка дегтя в потребительской корзине

Впрочем, потребителям не стоит унывать. Пиковая ситуация, сложившаяся в конце 2020 года и первые месяцы 2021 года, должна постепенно стабилизироваться. А это значит, что ставки фрахта постепенно снизятся. Почему стоит ждать их понижения в будущем?

Повышение ставок — отчасти результат контейнерного коллапса. Как только грузоперевозчики смогут обеспечить контейнерами всех производителей, выровнять мировой круговорот контейнеров и разгрузить порты, ставки закономерно упадут.

Зимние месяцы традиционно считаются наиболее загруженными для сферы грузоперевозок. Период между китайским праздником Золотой недели и китайским Новым годом обычно называют пиковым. С наступлением весны нагрузка на перевозчиков падает, что также скажется на стоимости ставок фрахта.

Точно предугадать, когда и насколько упадут ставки фрахта, сегодня вряд ли возьмется хоть один эксперт: с одной стороны, ожидать выравнивания стоит уже в конце февраля, с другой — пандемия и текущее состояние отрасли могут оттянуть этот процесс еще на несколько месяцев. Но в итоге уже летом 2021 года рост ставок должен прекратиться к радости потребителей, которым не придется дополнительно оплачивать выросшую стоимость транспортных расходов.

Автор — Президент Ассоциации международных экспедиторов Украины

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *