От бумажной таможни к электронной: международный опыт и украинские реалии

Те, кто хотя бы раз пересекал границу Украины с другими странами, знают не понаслышке, что такое украинская таможня. И уж точно о том, как сложно взаимодействовать с таможенниками знают грузоперевозчики и владельцы бизнеса, связанного с поставками за рубеж или из других стран в Украину.

Созданный в качестве контролирующего органа институт таможни сегодня, скорее, становится камнем преткновения, ведь именно на таможенные проблемы приходится львиная доля задержек в поставках и на нее же изливается негодование как властей, так и бизнеса. Что делает нашу таможню неэффективной? Почему наша страна, выбравшая европейский курс развития до сих пор не может оптимизировать работу таможенных сервисов? И как реализованы цифровые решения в таможнях других стран? Об этом и поговорим.

Украинская таможня: главные задачи и проблемы

Украинское законодательство считается относительно прогрессивным, а выбранная теперешним правительством стратегия «держава у смартфоні» предполагает активное внедрение диджитал-решений во все сферы экономики страны.

Так почему же до сих пор наша таможня остается настоящим кладезем неприятностей для экспедиторов, субъектов ВЭД и предпринимателей? Давайте определим круг проблем, существующих в современной таможне.

  • Приверженность старым порядкам. Можно сказать, что эта проблема актуальна не только для таможни. Смена привычного уклада особенно тяжело даётся чиновникам всех мастей, ведь при этом приходится прикладывать существенные усилия, чтобы получить результат. А наши чиновники, в том числе таможенники, этого не любят.
  • Неправильное переложение норм закона на практику. Несмотря на точно прописанные нормы, таможенные службы умудряются трактовать их по-своему даже в рамках одного и того же пропускного пункта. То есть, один грузоперевозчик при прохождении таможни может отделаться лёгким испугом и пройти все процедуры достаточно быстро, в то время как другому не повезет, и от него могут потребовать дополнительный пакет документов (не всегда очевидный), а значит — впереди ждут затраты на простой груза и рекламации от клиентов.
  • Бюрократия на каждом этапе. В Украине, к сожалению, до сих пор должным образом не реализованы цифровые сервисы для управления документооборотом. Причём в таможне эта проблема стала поистине краеугольной. Использование электронных деклараций? Электронная запись на прохождение таможенного досмотра? Подача документов в цифровом формате? Об этом приходится только мечтать. Таможенные службы хоть и заявляют о том, что они пытаются реализовать диджитал-стратегии, но пока что они даже не определились до конца, какие именно из этих стратегий применять, какие цифровые инструменты использовать. Например, в Одесском торговом порту уже несколько лет пытаются внедрить цифровизацию всех операций. Что же в итоге? Единого решения, объединяющего все электронные реестры и системы нет, и логистическим операторам всё так же приходится бегать с бумажными экземплярами документов, чтобы растаможить груз, отгрузить его и отправить в конечный пункт доставки. Отсутствие решений, которые объединят всю таможенную систему Украины в точно работающий и при этом эффективный механизм пока что просто нет.
  • Деньги. Таможня — это большие деньги, причём не только официальные. Не будем умалчивать, что таможенные службы не просто блюдут безопасность страны, но и хорошо пополняют государственный бюджет за счёт таможенных сборов. Чего стоит только вопрос определения стоимости товаров на усмотрение таможенных служб? В результате неправильно задекларированной стоимости грузоперевозчик оказывается вынужден или оплачивать увеличенную сумму сборов и затем оспаривать решение таможни уже после отгрузки грузов, или же начинать разбирательство на месте, рискуя сорвать сроки поставок. И уж точно не нужно лукавить: суммы, которые оседают в карманах таможенной службы в обход официальных платежей тоже никто не отменял. И расставаться с возможностью их получать при реализации электронных сервисов таможенники, разумеется, не хотят.
  • Ручной режим. В то время как во всём мире таможня уходит от проверки грузов и обработки таможенных операций вручную, в Украине это стандартная практика. Что это даёт в реальности? Задержки в таможенном оформлении, «человеческий фактор», ошибки и нервотрёпку. Очереди на пропускных пунктах тому яркое подтверждение.

Знаете ли вы, что 2016 год был официально признан «Годом электронной таможни»? То есть, ещё 5 лет назад весь мир признал необходимость диджитализации таможенных сервисов. Но для нашей страны, как пять лет назад, так и сегодня цифровые услуги в сфере таможенного оформления грузов остаются утопией.

Диджитал в таможенных сервисах: как это реализовано в других странах?

А что же другие страны? Как у них реализованы электронные сервисы на таможне? Давайте тезисно рассмотрим эффективные решения, уже задействованные в практике государств-лидеров мировой экономики.

  • В Китае ещё в 2016 году была реализована глобальная программ УЭО — поощрение экономических операторов, прошедших сертификацию государства. Благонадёжные операторы получают массу преференций, а единая электронная система обмена информацией позволяет китайской таможне как контролировать соответствие таких операторов статусу благонадёжных, так и предоставлять им преференции при прохождении таможенного контроля. Причём грузоперевозчики могут подавать заявки на получение сертификации УЭО и множество таможенных сервисов просто онлайн на единой сервисной платформе. Аналогичный проект попытались запустить и в Украине, но желающих пройти сложную и, чего греха таить, затратную сертификацию в украинских коррупционных реалиях пока не так уж много.
  • Евросоюз совместно с Китаем запустил проект SSTL — «умных и безопасных торговых линий». Таможни стран ЕС и Китая осуществляют регулярный обмен информацией, который позволяет оптимизировать время прохождения таможенных процедур на маршрутах между этими странами и обеспечивать непрерывную цепочку поставок.
  • США внедряет цифровые решения в таможенных сервисах уже более 35 лет — с 1984 года! А с середины 90-х в Америке функционирует единая система таможенного оформления и контроля ACE. Более того, в США таможня и иммиграционная служба объединены в единую систему, контролирующую перемещение как грузов, так и людей, транспорта и платежей из страны и в страну. Причём контроль этот направлен как на взаимодействие со службами безопасности, так и на оптимизацию времени на прохождение таможни.
  • А с 2020 года в США началась реализация проекта по усилению защиты интеллектуальной собственности. Чтобы снизить вероятность контрафактной продукции, таможня США создала блокчейн-платформу, объединяющую производителей, ритейл, правообладателей интеллектуальной собственности, операторов импорта. Что это даёт в результате? Возможность выпускать и продавать свой товар под торговой маркой без рисков фальсификации и ввоза контрафакта. Выгода очевидна для всех сторон, работающих с этой платформой.

Как видите, диджитализация возможна и легко реализуема даже в масштабах стран-гигантов, где координировать таможенные пункты пропуска гораздо сложнее. Так что же мешает нашим таможенникам использовать опыт западных и восточных коллег?

Что мешает украинской таможне стать лучше?

  • Закостенелость чиновников. Зачастую, управленцы таможенными службами стремятся всеми правдами и неправдами сохранить за собой тёплые кресла. И для них внедрение цифровых решений — это фактически расшатывание собственного трона.
  • Многолетняя практика коррупции и ручного управления. Зачем внедрять то, что лишит таможенную вертикаль и «присосавшихся» источника дохода наличности и поступлений платежей в бюджет источника доходов
  • Отсутствие системного подхода и централизованного управления процессами внедрения электронных сервисов. Верхушка власти и управленцы таможенного сектора даже не могут согласовать общую стратегию реформирования таможни.
  • И ключевой фактор в неэффективности таможни — это сама украинская власть, которая пока так и не определилась ни с основными функциями и задачами таможни, ни со стратегией воплощения в жизнь реформы таможни. И на этом факторе стоит остановиться подробнее.

Реалии украинской таможни как государственного института

Что происходит на украинской таможне сегодня? Фактически у нас нет единого органа таможенного контроля — вместо него функционирует целый ряд полуфеодальных структур на пунктах пропуска. И каждый из таможенных пунктов пропуска диктует свои правила и порядки. Если на одном из них вы столкнетесь с командой компетентных лиц, знающих закон и следующих ему, то на другом вы можете попасть на коррупционеров, имеющих свои внутренние порядки, и вынуждающих следовать им. И это только малая часть проблемных зон украинской таможни. Давайте расскажем о них тезисно.

  • Кадры. Кадры, как известно, решают все. О какой эффективности таможни может идти речь, если за последние годы кадровые решения было нелогичными, непоследовательными, а руководство таможни как на высшем уровне, так и на региональном, менялось чуть ли не ежемесячно?
  • Кроме кадров, как таковых, еще одной проблемой стало вливание в таможню бывших кадров СБУ. То есть, вместо того, чтобы набрать компетентных специалистов, таможенные службы принимают на работу силовиков, к тому же нередко имеющих свои амбиции и схемы для их воплощения.
  • Финансирование. Правительство при рекордной инфляции в 11% в 2021 году заложило в бюджет финансирование таможни на уровне прошлого года. Этого и так было недостаточно на покрытие основных затрат таможни, начиная от закупки униформы сотрудникам, заканчивая выплатой зарплат. Логично, что при низком финансировании мотивации быть честными и неподкупными у таможенников просто нет.
  • Старые проверенные схемы. Несмотря на кадровую чехарду, схемы в таможне остаются все теми же. И их множество. То есть, даже с новым руководством и при наличии сразу нескольких антикоррупционных органов таможенная служба продолжает коррупционную деятельность.

И пока, к сожалению, перспектив переломить сложившуюся ситуацию просто нет.

Выводы

Пока мировое сообщество всячески стремится оптимизировать таможенные сервисы, ведь их работа определяет скорость и эффективность мировой торговли, Украина цепляется за прошлое и пытается как можно дольше откладывать внедрение «цифры» в таможенное делопроизводство. Опыт США, ЕС и Китая показывает, что при грамотном управлении и разработке единых цифровых инструментов можно сделать работу таможни эффективной и удобной, как для самих таможенников, так и для предпринимателей. Но, к сожалению, наша страна не ищет лёгких путей, и трансформация таможни в дружественный для благонадёжного бизнеса орган для нас все еще невозможна.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *