Контакты редакции:

ул. Коблевская 2/4 оф.4,
Одесса, 65125, Украина

Свяжитесь с нами!

О Евротерминале, АМКУ, дорогах и Одесском порте.

Решением АМКУ № 720-р от 21 декабря 2017 года ООО «Евротерминал» признан субъектом монополии, исключительно через территорию которого (НТП «Евротерминал») возможен въезд в Одесский порт. На совещании 13 июля 2019 года в Одесском порту Президентом Зеленским было дано поручение решить проблему монопольного въезда в Одесский порт. Решение Антимонопольного комитета вступило в законную силу, прошло апелляцию и кассацию, но сейчас, к сожалению, не выполняется. Антимонопольный комитет Украины ведет работу в отношении «Евротерминала» сейчас в трех направлениях.

Первое – это судебное разбирательство по поводу пени в размере около 1 млн грн за просрочку оплаты штрафа по решению Антимонопольного комитета. Второе – это повторный штраф в размере 10% от оборота за невыполнение решения АМКУ № 720-р от 21.12.2017. Причина – выполнение не в полном объеме решения АМКУ с момента признания «Евротерминала» субъектом монополии. Сумма штрафа составляет более 5 млн грн. Третье – это рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, но уже в новый период 2018-2019 годов.

Расследования АМКУ – не единственные неприятности, с которыми предстоит разбираться «Евротерминалу». Еще одной точкой риска является ст. 55 закона Украины о защите экономической конкуренции. Она дает возможность компаниям-клиентам предъявить иск монополисту и получить компенсацию в двукратном размере. На данный момент есть ряд экспедиторских компаний, которые готовы предъявить иск «Евротерминалу», чтобы получить компенсацию. Общая сумма иска достигает 20 млн грн. Первые выигранные дела создадут прецедент. У любого экспедитора появится возможность подать иск в суд и получить компенсацию.

Если такие иски будут предъявлены в массовом порядке, это может негативно закончиться для субъекта монополии.

Одновременно решается вопрос создания альтернативного проезда в порт, в обход территории «Евротерминала». По инициативе мэра Одессы Геннадия Труханова была создана рабочая группа Одесского горсовета и проведено несколько заседаний. В результате группа разработала три варианта строительства альтернативной дороги. Два из них предусматривают отрезок дороги, который соединит Одесскую эстакаду и дорогу «Хаджибей 2». Согласно третьему варианту, альтернативная дорога соединит Одесскую эстакаду с новой Объездной дорогой. Вот только ни один из предложенных вариантов не решает существующую проблему. «Хаджибей 2» планируют построить на частной территории. И по идее дорога будет принадлежать предприятию, близкому к владельцам компании-монополиста «Евротерминал», а значит проезд по ней будет скорее всего платным. Объездная дорога, о которой говорится в третьем варианте, существует только на бумаге. По ней нет ни проекта, ни бюджета, ни сроков строительства. Мы наблюдаем абсолютное бездействие городских властей, Администрации морских портов и попытку введения в заблуждение руководства Министерства инфраструктуры Украины. Создается видимость активной работы, но на самом деле этот вопрос просто стараются «заговорить». Кто должен нести финансовую нагрузку в вопросе создания дороги? Практика функционирования терминалов припортовой логистики Европы и США предусматривает несколько источников финансирования.

Стивидорные компании (при наличии прав собственности на данный объект), грузопотоки которых обслуживаются на таких мультимодальных комплексах, как «Евротерминал», – это первый источник финансирования. Второй источник – это Администрация морских портов либо/и железных дорог, которые также заинтересованы в увеличении грузопотока через данный пункт пропуска. Третий источник – это местные власти. Они выделяют землю для того, чтобы создавались технопарки и создавались новые рабочие места, что приведет к росту экономики региона. Такой концепт успешно функционирует в портах США и мультимодальных комплексах Европы. К сожалению, в нашем случае мультимодальный комплекс в виде «Евротерминала» функционирует во многом за счет платежей экспедиторских компаний за услугу, которая по факту не предоставляется, то есть за проезд участка около одного километра по территории «Евротерминала».

Мы считаем, что решить данный вопрос без вмешательства руководства государства не получится.

Стивидорные компании не обязаны финансировать строительство дорог и участвовать в процессе организации бесплатного проезда в порт, поэтому занимают нейтральную позицию. Но это может сыграть с ними злую шутку.

Если «Евротерминал» будет оштрафован и понесет расходы, эти расходы он возложит опять-таки на экспедиторов. Въезд в Одесский порт может стоить уже не $17, а $20-50. Это та угроза, о которой мы говорим.

Стивидорные компании не смогут контролировать стоимость перевалки груза через свои мощности. Если же будет построена дорога «Хаджибей 2», то это станет еще одним элементом зависимости стивидорных компаний Одесского порта от «Евротерминала». Поэтому мы пытаемся донести до всех, что необходимо проявить волю и сообща решать вопрос с въездом в порт. И этот въезд должен быть бесплатным для экспедиторов и перевозчиков. Более того, в планах развития Одесского порта предусмотрено увеличение пропускной способности более чем на 15 млн тонн. Возникает вопрос, как этот грузопоток будет поступать в Одесский порт, какими подъездными путями, по каким дорогам он будет заезжать? 

Поэтому вопрос более масштабный, чем монополия на въезд. Грузы сейчас движутся по объездной дороге, которая не предназначена для такого трафика, ни у кого не находится на балансе и представляет из себя берегоукрепительное сооружение. Существует напряженный вопрос с блокированием автодорог при въезде в город с Киевского и Николаевского направлений местными жителями пригородных поселков. Чтобы реализовать планы по развитию Одесского порта, правительство, министерство, Укравтодор и УЗ уже должны заниматься строительством подъездных путей и увеличением пропускных способностей авто и ж/д дорог, но пока этого нет не только в планах, но и осознания самого факта наличия данной проблемы. Мы находимся в коммуникации со стивидорными компаниями, с МИУ, Кабмином, АМКУ, Офисом президента Украины и «Евротерминалом» по данному вопросу.

К сожалению, мы видим, как информация искажается и как затягивается решение по этому вопросу в надежде дождаться следующей смены власти. Еще один аргумент. Сейчас в порт «Пивденный» зашел мировой контейнерный оператор DP World, что обострит конкуренцию между контейнерными терминалами.

Мы пытаемся объяснить, что если стивидорные компании Одесского порта не будут уделять должного внимания припортовой логистике, то у них будут менее конкурентные условия для привлечения грузопотока по сравнению с портами «Черноморск» и «Пивденный».

Наконец, в рамках решения АМКУ дальше не может функционировать такой формат взаимоотношений, при котором экспедиторы платят за услугу, которая фактически не предоставляется. Мы будем продолжать защиту членских компаний согласно уставу Ассоциации.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *