О востребованности кадров в условиях глобально меняющейся логистики

В Одессе каждый третий житель так или иначе связан с морской деятельностью — у нас сотни логистических и экспедиторских компаний, десяток морских контейнерных линий, порт. Для одесситов это совершенно привычная работа, и многие даже не представляют насколько востребованными специалистами они могли бы стать в других наших крупных городах, где наметился ощутимый дефицит кадров логистической сферы.

За время пандемии логистический рынок претерпел значительные изменения, но сначала были страх и неизвестность. Весной 2020 года правительства объявили карантин, многие перешли на самоизоляцию. Кто-то остался без работы, но большинство специалистов перешло в режим Home Office и WFH (Work From Home).

Одним из изменений, вызванных карантинными ограничениями и самоизоляцией, стал повышенный спрос на товары массового потребления (consumer goods). Например, США, как огромный потребитель, стали закупать домашнюю технику, оборудование, товары домашнего обихода и продукты питания в больших размерах. Возник огромный ажиотаж. Западное и Восточное побережье США переполнено грузами, на рейдах крупнейших портов образуются очереди из контейнеровозов.

В логистических кругах поговаривают, что в ближайшие несколько лет Европа планирует вернуть обратно свои фабрики из Китая – это сотни производств. Из-за нестабильности рынка, высоких фрахтовых ставок и долгого транзитного времени. А ведь и рабочая сила в Поднебесной уже не такая дешевая.

Огромный спрос рождает предложение

Логистический рынок адаптируется к новым реалиям, меняются стратегии крупнейших игроков. Морские контейнерные линии стали вести более агрессивную политику на суше, скупать логистические и экспедиторские компании — теснить независимых логистов и экспедиторов. Они создают монополию на транспортные перевозки и доставку под ключ, внедряют сервисы от двери до двери. Все это усиливает конкуренцию на суше. И тем самым подталкивает экспедиторов пересматривать стратегию, предлагать новые ценности и сервисы для клиента. Сектор получил новый импульс для конкуренции и развития.

Именно этот фактор формирует в крупных «неморских» городах растущую потребность в профильных специалистах, которые традиционно сосредоточены в приморских регионах. Бытует мнение, что вся «морская» работа сосредоточена именно в Одессе — могу поспорить. Например, рынок труда в Киеве сейчас, в ковидные времена, перенасыщен предложениями от работодателей.

Работа в условиях пандемии и карантина перестраивает рабочий процесс. Налицо глобальная тенденция перехода от физического взаимодействия к цифровому, термин «удаленность» перестал нести сомнительный оттенок и перерос в организационную бизнес-модель, произошла перенастройка рабочих процессов, многие компании работают посменно — несколько дней в офисе, несколько — дома, для видеоконференций придумали множество фонов, имитирующих рабочий стиль офиса, теперь невозможно понять, откуда работает сотрудник, присутствующий на совещании. И это не особо важно.

Например, моя компания предлагает каждому сотруднику один месяц в год работать удаленно откуда хочешь — нужно присуствовать на совещаниях, выполнять другие обязанности, а физически можно находиться где удобно.

Профессионалы нужны не только в Одессе

В последнее время в Украину зашло много иностранных компаний логистической сферы, например, открылись офисы и представительства многих компаний из США — и соискателям предлагают гибкие условия работы и хорошую компенсацию.

Не могу не выделить представителей глобального форвардинга, которые успешно конкурируют с морскими линиями и предоставляют широкий спектр услуг, зачастую нишевых, среди которых, например — услуги подразделений дипломатических грузов и личных вещей (removals and relocations), выставок и мероприятий (fairs and exhibitions), проектной логистики (project cargo). Такие компании предлагают европейские условия труда соискателям — со страховым полисом и последовательным погружением в рабочий процесс, без риска быстрого выгорания сотрудника.

Что интересно, многие клиенты — мировые компании по своей идеологии и установке от главного офиса сотрудничают только с глобальным форвардингом, опасаясь высокого уровня коррупции при взаимодействии с локальными экспедиторами.

Конечно, отбор сотрудников в глобальные экспедиторы очень тщательный — соискатель должен иметь послужной список из известных международных компаний, что автоматически причисляет кандидата к определенному кругу профессионалов.

По словам HR-руководителя одной крупной сетевой компании, специалистов в каждой отрасли на рынке не больше 3%. Работодатели ищут таланты в свои ряды, и зачастую готовы перекупать (сманивать) готовые кадры из рядов конкурентов. И, конечно, компании пересматривают свою кадровую политику, чтобы быть на плаву.

Отдельно хочу отметить фактор старения отрасли логистики в целом. Раньше, лет десять назад, отрасль росла, это был новый рынок. Сейчас все силы уже распределены, рынок немного утратил свою привлекательность как работодатель. Поэтому компаниям надо активнее выстраивать свою идентичность и доказывать, что эта работа несет ценность для специалиста.

Одним словом, меняющиеся сети глобальных цепочек поставок, растущая конкуренция на суше открывают новые возможности для соискателей — не только в портовых, но и в крупных «неморских» городах. Сейчас хорошее и перспективное время развивать карьеру в логистике — важно инвестировать в самообразование и каждый день двигаться вперед.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *