Новый шелковый путь: взгляд из Польши

С 2013 года из Китая в Европу было отправлено 300 поездов, которые перевезли грузов на 1 млрд долларов. Китайцы прогнозируют, что в 2017 году этих поездов будет уже тысяча. Сегодня один из таких составов встретит в Варшаве лично глава КНР.

8 июня текущего года со станции китайского города Чэнду (Chengdu) отправился в Европу первый грузовой поезд с логотипом «China Railway Express». Хотя первые поезда из Поднебесной в польский Лодзь начали ездить еще  в 2013 году, этот рейс имеет символическое значение. 20 июня он торжественно принят в Варшаве во время визита главы Китая Си Цзиньпина в Польшу. И впервые все поезда, следующие из Китая в Европу обозначены единым логотипом. Если раньше перевозчиками выступали различные компании, то теперь – только China Railway Express.

Почему китайцы делают ставку на железную дорогу в грузообороте со странами Европы? Поезд может достичь Европы через 11-14 дней (рекорд – 10,5 дней), тогда как морской путь занимает 40-50 дней, хотя он и дешевле. Тем не менее, из месяца в месяц китайских поездов отправляется на запад все больше.

С 2013 года в направление Европы было отправлено уже 300 поездов, которые перевезли 38 тысяч тонн грузов на 1 млрд долларов. Китайцы прогнозируют, что в 2017 году этих поездов будет уже тысяча. С этой целью Китай планирует инвестировать миллиарды долларов в развитие инфраструктуры на пути следования этих железнодорожных составов. Это часть проекта «Новый Шелковый путь». Польша лежит на линии пути и эта концепция будет главной темой переговоров во время визита главы Китая в Варшаву.

Сейчас главная железнодорожная ветка данного пути проходит через Россию, Беларусь и Польшу. На границе Польши и Беларуси строится огромный терминал. Поэтому попытки украинских властей запустить альтернативный маршрут из Польши через Черноморск и дальше по Транскаспийскому пути выглядят уже запоздалыми.  И в Польше, и в Китае поддерживают эту инициативу, но говорят, что грузы пойдут только если предприниматели увидят там экономическую выгоду для себя, а конкурировать с полностью сухопутным и хорошо обустроенным «российским маршрутом» трудно.

В Польше считают, что у Украины есть шанс стать альтернативой для перевозки части грузов, которые сейчас идут через Констанцу. Румынский порт в Евросоюзе – и это огромный плюс для него, но уровень развития железнодорожной инфраструктуры между Констанцей и Польшей хуже, чем в Украине. Но такое преимущество будет не вечным, если ничего не делать.

Эксперт польского института Международных отношений Дамиан Внуковски подчеркивает, что темой польско-китайских переговоров во время визита генсека КНР могут стать конкретные инвестиции в железные дороги и логистику Польши, или же какие-то совместные инвестиции. Железнодорожное сообщение между Польшей и Китаем уже существует и работает. Приезд поезда с новым логотипом продемонстрирует, что Китай стремиться развивать это сообщение, отмечает эксперт.

Инициатива нового шелкового пути настолько широкое понятие, что невозможно ответить на вопрос, какое из европейских государств играет на нем главную роль.

«Концепцию Нового Шелкового пути можно сравнить с кошелкой, в которую Китай складывет различные проекты, как транснациональные, таи региональные. Каждое соглашение связанное с транспортом, инфраструктурой или энергетикой – попадает в эту кошелку. И так необходимо это и понимать – как огромный зонт поддерживающий различные проекты в Евразии. Хорошие пример складывания всех инициатив в одну кошелку – внедрение логотипа China Railway Express на все поезда, следующие из Китая в Европу» – рассказывает эксперт института восточных исследования Якуб Якубовский.

Якубовский рассказывает, что инициатива нового шелкового пути настолько широкое понятие, что невозможно ответить на вопрос, какое из европейских государств играет на нем главную роль.

«Если посмотри на наше регион, то очевидно большинство существующих маршрутов пути проходит через Польшу, впрочем это не единственная дорога. Другая начинается в греческом порту Пирей, откуда Китай старается построить коридор через Македонию и Сербию. Китайци хотят закрепиться также в странах Балтии», — утверждает он.

Якубовски подчеркивает, что на линии Азия-Европа железнодорожный транспорт пока не в состоянии заменить морское сообщение. «При нынешнем развитии инфраструктуры и технологий морская торговля всегда будет дешевле, железнодорожных перевозок. 80% транспорта из Китая в Европу отправляется морем. Перспективы развития железнодорожного сообщения будет зависеть от того, как сильно станут востребованы такие грузы как электроника, или скоропортящиеся продукты животноводства», — отмечает эксперт.

Вице-премьер, министр по вопросам развития Польши Матеуш Моравецки рассказывает, что Польша хочет, активно участвовать в проекте нового шелкового пути. «Это создает многообещающую перспективу для польских предпринимателей, которые видят свой шанс на развитие бизнеса на китайском рынке. Этот проект также шанс для реализации совместных инвестиционных проектов и инфраструктуры в странах, через которые путь будет проходить», — рассказывает министр.

Тем временем, представители китайской делегации уже заявили, что подготовили для Польши кредитную линию на 10 млрд долларов. И похоже на то, что Китай выбрал Польшу главным партнером в Центрально-Восточной Европе.

при подготовке материала использовались публикации forsal.pl

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *