Новые рекорды, старые тревоги. Обзор фрахтового рынка сухогрузного тоннажа в апреле 2021 года

По прошествии первых четырех месяцев 2021 года, отмеченных настоящим фрахтовым бумом, все больше экспертов занимают умеренно осторожную позицию по поводу перспектив развития фрахтового рынка балкерного тоннажа к концу года.

Например, в BIMCO обращают внимание на слишком большое количество судов действующего флота, считая, что в любой момент может наступить охлаждение рынка — и к этому нужно быть готовыми. Весьма хрупкой расценивают сложившуюся на фрахтовом рынке ситуацию и в Allied Shipping Research, полагая, что в любой момент все может измениться. В агентстве Moody's прогнозируют рост спроса на балкерные перевозки в 2021 году на уровне всего 3-5%, что выглядит несколько пессимистично на фоне других источников. Несколько консервативный обзор в отношении ситуации на фрахтовом рынке опубликовали в середине апреля и аналитики Maybulk. Они считают, что рано или поздно влияние китайских стимулов на фрахтовый рынок балкерного тоннажа закончится и за этим последует падение ставок.

Некоторые игроки рынка полагают, что имеющийся на данный момент очень высокий спрос на балкерный тоннаж иссякнет раньше, чем этого ожидают. Они апеллируют к явно недостаточному количеству долгосрочных чартеров продолжительностью хотя бы один год: ведь большинство сделок фрахтователи сегодня заключают на четыре-шесть месяцев или даже три-пять месяцев.

Но все же пока что на рынке превалируют оптимистично настроенные голоса. К числу явных оптимистов можно отнести аналитиков MSI, IHS Market, Cleaves Securities, Torvald Klaveness East Gate Shipbroking, Navios Maritime и другие источники. В пользу оптимистов говорят и подскочившие в среднем на 85% в течение первого квартала 2021 года котировки акций балкерных перевозчиков на фондовых биржах мира. Апрель нынешнего года еще более укрепил эту тенденцию, доведя величину роста до 135%. Например, стоимость акций Eagle Bulk подскочила с начала года на 264%, Safe Bulkers — на 232%, Star Bulk — на 230%, Genco Shipping & Trading — на 163%, и Golden Ocean — на 140%.

В последнем, апрельском обзоре Drewry Maritime Financial Insight прогнозируется продолжение фрахтового бума на балкерном сегменте рынка еще как минимум в течение третьего квартала 2021 года.

Заключаемые на два-три квартала 2021 года фьючерсы на балкерный тоннаж пока что котируются в пределах 30 00040 000 $/сут. на кейпсайзы, 21 000-22 750 $/сут. — на панамаксы, 19 150-22 650 $/сут. — на супрамаксы, и 18 250-20 400 $/сут. — на хендисайзы.

Уровень фьючерсных котировок на балкерный тоннаж на май и II-IV кварталы 2021 года, $/сутки


Типоразмер тоннажаПериод фьючерса
Май
2021 года
2-й
кв. 2021 года
3-й
кв. 2021 года
4-й
кв. 2021 года
Балкеры кейпсайз39 85036 89530 00027 271
Балкеры панамакс24 75022 75020 95020 279
Балкеры супрамакс23 25022 65019 15016 792
Балкерыхендисайз21 75020 40018 25016 200


Источник: FIS, Banchero Costa

Аналитики Cleaves Securities ожидают рост спроса на балкерный тоннаж в 2021 году на уровне 10,1%, в 2022-м — 3,4%, и в 2023-м — 2,2%. При этом нетто-прирост балкерного флота в 2021 году составит 3,3% и 1,7% — в 2022-2023 годах. То есть фундаментальные факторы рынка, особенно в 2021-2022 годах, выглядят весьма оптимистично.

Рост фрахтовых ставок в течение 2021-2022 годов прогнозируют и аналитики Torvald Klaveness. По их мнению, это станет возможным благодаря увеличению объемов перевозок руды, зерна, а также целого ряда других балкерных грузов — при ограниченных поставках нового тоннажа.

К этому можно добавить недавнее высказывание руководителя океанского дивизиона одного из крупнейших мировых трейдеров — компании Cargill, где считают, что спрос на балкерные перевозки останется сильным, а высокие фрахтовые ставки будут носить устойчивый характер. Кстати говоря, Cargill является одним из ведущих глобальных фрахтователей, в чартерах у которого находится около 600-700 судов, из которых 90% — балкеры.

Главным «виновником» текущего фрахтового бума, безусловно, является Китай, на который, по оценкам BIMCO, приходится примерно 45% мировых перевозок сухогрузов. В течение первого квартала 2021 года Китай нарастил морской импорт железной руды и угля на 7,9% и 9% соответственно, а импорт кукурузы — в четыре раза.

В отношении железной руды отметим, что, если в 2017 году на КНР приходилось 56,8% мирового импорта этого сырьевого ресурса, то в 2020 году этот показатель подскочил до 72,6%. При этом Китай наращивает объемы импорта руды из Бразилии, что благоприятно влияет на фрахтовый рынок за счет роста тонно-мильной продукции. Сама же Бразилия, благодаря высокому спросу, нарастила экспорт железной руды в течение января-апреля текущего года на 14,4%.

Рост ВВП КНР в 2021 году прогнозируется в районе 7,5% и 5,5% в 2022 году, а в первом квартале 2021 года он вообще составил 18,3% (правда, по сравнению с провальным первым кварталом 2020 года, когда в стране свирепствовала пандемия COVID-19 и обусловленные ею локдауны).

Прогнозируется, что в 2021 году Китай нарастит производство стали на 13%, а инвестиции в инфраструктуру — на 37%. По оценкам Platts Analytics, экспорт стали Китаем в 2021 году достигнет 65 млн тонн, что на 11 млн тонн, или 21%, больше, чем в 2020 году.

Все вышеперечисленное вселяет большую толику оптимизма по поводу будущего развития фрахтового рынка балкерного тоннажа, во всяком случае в 2021 году, но не исключает сомневающихся голосов.

Балкерный рынок

Первый месяц второго квартала 2021 года серьезно укрепил положительные тенденции первого квартала на балкерном рынке. Об этом свидетельствует рост Балтийского фрахтового индекса сухогрузного тоннажа (БФИ) с 2072 до 3053 пунктов, или на 47,3%. Столь высокое значение БФИ достигнуто впервые с июня 2010 года.

Динамика Балтийского фрахтового индекса в апреле 2021 года

Тип
тоннажа
01.04.202116.04.202130.04.2021
Балкеры кейпсайз (BCI)23943 4394896
Балкеры панамакс (BPI)248423472672
Балкеры супрамакс (BSI)184018492144
Балкеры хендисайз (BHI)1 13710061 145
БФИ сухогрузного тоннажа (BDI)207223853 053


Главную роль в такой успешной динамике БФИ сыграли балкеры кейпсайз, для которых индекс BCI в течение апреля вырос с 2394 до 4896 пунктов, или более чем в два раза. А средний заработок кейпсайзов подскочил в конце апреля до 40 600 $/сут., что вдвое превышает уровень, имевший место в начале месяца. А по сравнению с концом апреля 2020 года средний заработок кейпсайзов вырос более чем в пять раз. Обращает внимание и то, что если в начале апреля средний заработок кейпсайзов был на 11% ниже, чем у панамаксов, то в конце месяца он превышал его на 69%.

Соответственно, балкеры панамакс не могли похвастаться столь высокими успехами, как кейпсайзы. Для них индекс BPI в течение апреля вырос лишь на 188 пунктов, или 7,6%. Более того, в течение первых двух недель апреля индекс BPI вообще снижался, уменьшившись с 2484 до 1898 пунктов (-23,6%). Тем не менее, во второй половине апреля фрахтовая конъюнктура для панамаксов заметно улучшилась, и в конце месяца их средний заработок стал достигать 24 000 $/сут. При этом в круговых трансатлантических рейсах его уровень вышел на 19 000 $/сут., транс-тихоокеанских — 26 000 $/сут., на плече Континент/Средиземноморье — Д. Восток — 33 000 $/сут. и 13 000 $/сут. в обратном направлении.

Волатильность Балтийских фрахтовых индексов в апреле 2021 года

ПоказателиBCIBPIBSIBHIBDI
Максимум4 896269021511 1453 053
Минимум2394189817749992072

Підпишіться, щоб прочитати весь матеріал

Якісна незалежна журналістика може існувати завдяки підтримці читачів, тому продовження цього матеріалу є тільки нашим передплатникам

Консультація: info@uports.com.ua

Репосты: