Новая стратегия развития портов: возможности для бизнеса

В конце 2020 года Кабинет министров и Мининфраструктуры приняли долгожданное решение, которым изложили Стратегию развития морских портов до 2038 года в новой редакции. Стратегия вышла многогранным документом, но я бы хотел сконцентрироваться на основных возможностях Стратегии для частного бизнеса, который сегодня представляю.

Конкретные ориентиры развития каждого порта

Главное пожелание бизнеса, которое озвучивалось в начале процесса актуализации Стратегии, кроме отраслевых направлений развития — предусмотреть ожидаемые результаты, конкретные проекты развития в разрезе каждого порта, ведь стратегия является основой для разработки планов развития по каждому порту.

В приложении к актуализированному документу Мининфраструктуры включило приоритетные мероприятия на кратко- (5 лет), средне- (10 лет) и долгосрочную (до 2038 года) перспективу. Эти меры включают отдельные важные инфраструктурные проекты развития терминалов и администраций портов (филиалов АМПУ), определяют необходимое развитие внешних авто- и железнодорожных подходов и, помимо прочего, видение будущего государственных стивидоров, а также оптимизацию (укрупнение) администраций портов в малых портах. Например, задекларированы достижение глубины 21 метр в порту «Пивденный», согласно комплексному ТЭО развития акватории, проработка вопроса о целесообразности и поиске финансирования проекта дноуглубления Бугско-Днепровско-лиманского канала до 13,5 метра, расширение пропускной способности припортовых железнодорожных станций в Одессе и Николаеве.

Бизнес имеет возможность принимать активное участие в реализации и мониторинге выполнения положений Стратегии и влиять на разработку планов развития через советы портов. Процедуры вхождения проекта в план развития и субъекта хозяйствования в совет порта определены ведомственными документами АМПУ в рамках закона о портах.

Важно привлекать к практическим шагам реализации проектов развития «Укравтодор», «Укрзализныцю», и это уже происходит: автодорожники начали строительство альтернативного въезда в порт Одесса и отремонтировали автодорогу Запорожье—Мариуполь, а железнодорожники получили кредит на электрификацию участков Долинская—Николаев—Колосовка.

Выход государства из стивидорного бизнеса

Правительство задекларировало дальнейшее движение в направлении выхода государства из стивидорного бизнеса. После двух первых пилотов в портах Херсон и «Ольвия», Стратегия предусматривает подготовку проектов ГЧП с имуществом государственных стивидоров (и где необходимо — АМПУ), которые остались портах.

На очереди — проекты в Черноморске, Измаиле, Бердянске и других портах. Прежде всего следует утвердить и опубликовать для рынка концептуальные записки проектов ГЧП. В целом стоило бы определить дальнейшую программу и последовательность концессионных проектов и поощрять частные инициативы, гранты МФО для подготовки ТЭО концессионных проектов.

Это ускорит процесс подготовки конкурсов, сохранит государственные средства, но не изменит конкурентных требований на конкурсе. Кроме этого, Стратегия задекларировала содействие свободной конкуренции на рынке услуг по перевалке грузов, буксирного флота, бункеровки, швартовки, обслуживания пассажиров, сбора судовых отходов и остатков груза, дноуглубительных работ.

Считаю, что и портофлот госстивидоров должен перейти в управление профессиональных операторов или концессионеров на конкурентных основаниях. Остается дело за малым — активно и ритмично разрабатывать новые концессионные проекты с привлечением мнения игроков рынка (market sounding), с учетом полученного опыта при реализации пилотных проектов. В итоге до 2038 года государство должно привлечь инвесторов к перепрофилированию и модернизации всех без исключения государственных мощностей по перевалке грузов.

Приватизация портовых мощностей

Доля госстивидоров в переработке грузов неуклонно снижается — в прошлом году она составила всего 22%, при этом госпредприятия несут значительные социальную и фондовую нагрузки. В Стратегии впервые, за исключением множества перечней Фонда госимущества, на правительственном уровне зафиксирована осмысленное предложение по приватизации активов госстивидоров. В первую очередь, речь идет о убыточных государственных операторах в портах Скадовск, Белгород-Днестровский и «Усть-Дунайск». Правительство предусматривает их приватизацию в ближайшей перспективе. Это нишевые порты, на которые тоже найдется свой покупатель. Но чтобы качественно подготовить их к продаже, нужно подойти к этому очень ответственно. Даже порт с малыми глубинами — не просто производственная площадка.

Выход к воде с водными подходами — дефицитный в любой стране. Нужно детально предусмотреть инвестиционные и социальные обязательства для победителя, при этом государство, со своей стороны, должно максимально подготовить объект к приватизации — очистив его от арестов, блокирования счетов, по возможности — долгов, оформив имущество и земельные участки.

Интересным в этом случае будет кейс получения в аренду причалов, в тылу которых находится приватизированный актив, в соответствии со статьей 25 закона о портах. Но о приватизации стоит говорить и в контексте отдельных объектов, которые много лет находятся в аренде у эффективных частных собственников, объектов, в которые были вложены значительные инвестиции — это Одесса, Николаев, отдельные судоремонтные предприятия. Справедливый выкуп этих активов также следует рассматривать в контексте привлечения дополнительных средств в бюджет и инвестиций в экономику Украины.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *