«Невоспетые герои» пандемии. Что мешает решению проблемы смены экипажей

На мировом уровне проблема сменяемости экипажей судов определена как приоритетная, что совершенно справедливо: более 80% объема мировой торговли обеспечиваются именно морскими перевозками.

Папа Франциск призвал правительства мира сделать все возможное для репатриации моряков, оказавшихся на своих судах в положении заложников в связи с COVID-19.

IMO и другие международные организации бьют тревогу. Генеральный секретарь ООН Антоний Гутерреш призвал все страны официально определить моряков и другой морской персонал «ключевыми работниками» и обеспечить безопасную смену экипажей. Этот призыв г-на Гутерриша (прозвучавший в его послании к Всемирному дню моря 24 сентября 2020 года) положительно восприняли многие правительства. Но все это пока не дало ощутимого эффекта — воз и ныне там.

Попытаемся понять, в чем, собственно, дело.

Почему морякам так трудно вернуться домой

Правительства всего мира приостановили международные полеты, закрыли границы, морские порты и аэропорты и ввели ограничения на поездки для иностранных граждан, чтобы ограничить распространение нового коронавируса. Эти ограничения напрямую повлияли на способность моряков перемещаться между судами, являющимися их местом работы, и страной проживания.

Сама природа международного судоходства предполагает, что значительное количество моряков регулярно совершают авиаперелеты, поскольку их порты отправления или прибытия могут находиться за тысячи километров от дома.

Ограничения и локдауны,связанные с COVlD, препятствовали процессу посадки на суда и репатриации. Отсутствие коммерческих рейсов ограничивает возможности передвижения моряков. Закрытие границ означает, что некоторые моряки не смогли проехать транзитом через зарубежные страны или добраться до аэропортов, чтобы успеть на самолет, отправляющийся на родину. Мало того, возникли сложности с получением виз.

Естественно, значительное количество моряков не смогли вернуться домой, поскольку не были заменены коллегами из сменяющих экипажей. В результате контракты продлеваются на месяцы, что вынуждает моряков оставаться на борту, вместо того чтобы воссоединиться со своими семьями.

Неоднократное продление контрактов уже привело к серьезным последствиям для здоровья моряков и, как следствие, для безопасности судов, которыми они управляют. Всего, по данным на конец декабря 2020 года, в этой ситуации на торговых судах вынужденно остается приблизительно 400 тыс. человек. Примерно столько же моряков остались дома, лишенные возможности заменить своих коллег.

Для того чтобы оценить данную цифру и осознать масштаб катастрофы, стоит упомянуть, что всего в мире ежедневно на примерно 60 тыс. крупных коммерческих судов одновременно работают в среднем около 1 млн моряков.

Почему смена экипажа столь важна

Смена экипажа жизненно важна для предотвращения утомления и защиты здоровья, безопасности и благополучия моряков; по сути, она обеспечивает надежную работу морского транспорта. Смена экипажа не может быть отложена на неопределенный срок.

Продолжительность контрактов моряков варьируется, но обычно они работают на судах от четырех до шести месяцев, после чего следует период отпуска. В море общая продолжительность ежедневной смены моряка часто составляет 10-12 часов, а рабочая неделя — 7 дней. При этом моряки выполняют задачи, требующие постоянного профессионального внимания.

Моряки, длительное время находящиеся на борту, больше подвержены рискам ущерба как для физического, так и психического здоровья. Тысячи моряков, вынужденно остающихся на судах, уже заявили о своем переутомлении, тревоге и психологическом напряжении. Как следствие, растет опасность возникновения аварийных ситуаций.

Смена экипажа важна с точки зрения соблюдения международных правил мореплавания, касающихся безопасности, здоровья и благополучия экипажа, а также занятости. Конвенция МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года (Maritime Labour Convention, MLC) гласит, что максимальный непрерывный период, в течение которого моряк может работать на борту судна без отпуска, составляет 11 месяцев. Этот срок может быть превышен в ситуациях форс-мажора, но любое продление должно сопровождаться соответствующими гарантиями во избежание любых злоупотреблений и защиты прав моряков.

По данным МОТ, сотни тысяч моряков остаются на судах сверх максимально допустимого 11-месячного периода. В некоторых случаях моряки не могут вернуться домой уже в течение 18 месяцев.

Что с медобслуживанием моряков

Уже было несколько случаев, когда морякам отказывали в разрешении сойти на берег для получения медицинской помощи, несмотря на то, что они срочно нуждались в такой помощи по показаниям, не связанным с COVID-19.

В частности, 45-летнему российскому моряку, перенесшему инсульт, поначалу было отказано в разрешении сойти на берег в иностранном порту. Медицинская эвакуация была окончательно разрешена лишь после вмешательства соответствующих агентств ООН.

Подобные примеры вызывают серьезную обеспокоенность у моряков, которые опасаются, что они могут не получить необходимую им медицинскую помощь даже в экстренных случаях. Кроме того, у многих моряков возникают серьезные проблемы с получением повторных рецептов на регулярно принимаемые лекарства.

В соответствии с Конвенцией МОТ о труде в морском судоходстве (Maritime Labour Convention, MLC) государства порта должны обеспечить морякам, находящимся на борту судов (в портах на своей территории или в территориальных водах), доступ к медицинским учреждениям на берегу. По мнению МОТ, исключительные меры, принятые некоторыми правительствами для сдерживания пандемии COVID-19, не могут служить веской причиной для несоблюдения этого международного обязательства.

Обязанность оказывать помощь морякам, терпящим бедствие, включая медицинскую помощь, также закреплена в таких конвенциях IMO, как SOLAS, SAR (Maritime Search and Rescue), Salvage and Facilitation Convention, а также в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS).

Что делает IMO для помощи морякам

IMO инициировала создание кризисной группы реагирования (Seafarer Crisis Action Team) для наблюдения за развитием событий, координации усилий, связи со всеми соответствующими заинтересованными сторонами и оказания целевой поддержки в отдельных случаях и особо неотложных ситуациях.

Эта команда часто работает вместе с другими организациями, такими как International Labour Organization (ILO), International Transport Workers’ Federation (ITF) и International Chamber of Shipping (ICS).

С самого начала кризиса эта команда круглосуточно работала над поиском решений, помогая морякам связаться с IMO напрямую, контактируя с представителями национальных правительств, НПО, профсоюзов или соответствующих ассоциаций.

В ряде случаев быстрое вмешательство IMO действительно оказалось полезным, в частности в описанном выше случае с российским моряком. Однако, если говорить о репатриации моряков, едва ли деятельность IMO можно считать эффективной.

IMO контактирует на дипломатическом уровне с национальными правительствами, поощряя отмену национальных ограничений

на поездки для моряков. Организация также выпустила ряд циркулярных писем с инструкциями и ключевой информацией по таким вопросам,как обеспечение безопасной смены экипажа судна, предоставление средств индивидуальной защиты, выдача сертификатов морякам и обеспечение безопасного взаимодействия на борту судна между экипажем и береговым персоналом.

Что могут сделать национальные правительства

IMO и другие организации неоднократно призывали национальные правительства определить в качестве «ключевых работников» собственно моряков, членов экипажей рыболовных судов, персонал морского сектора энергетики и поставщиков услуг в портах, независимо от национальности.

IMO рекомендует национальным правительствам оказывать этому персоналу необходимую поддержку, такую как освобождение от связанных с пандемией ограничений — на поездки или передвижение по стране, пересечение национальных территорий (например, по дороге в аэропорт) для репатриации. Правительства также должны обеспечить морякам доступ к неотложной медицинской помощи и, при необходимости, способствовать экстренной репатриации.

Национальным правительствам и местным властям следует обеспечить доступ к причалам и на терминалы для всех заходящих в порты торговых судов и делать все возможное для беспрепятственной смены экипажей. Им настоятельно рекомендуется внедрить серию протоколов, в которых изложены общие меры и процедуры, предназначенные для обеспечения безопасной смены экипажа судна во время пандемии COVID-19, и широко распространять их среди соответствующих администраций. Протоколы охватывают все ключевые вопросы, в том числе предоставление средств индивидуальной защиты (СИЗ), тестирование на COVlD-19, проверку температуры и предложения по выделенным полосам движения в аэропортах. Эти протоколы были разработаны широким кругом глобальных отраслевых ассоциаций и одобрены Генеральным секретарем IMO Китаком Лимом в мае 2020 года.

Что касается применения недавно разработанных вакцин против COVID-19, г-н Лим сказал, что статус «ключевого работника» должен гарантировать приоритетную вакцинацию моряков и прочих работников индустрии.

Должен ли распространяться статус «ключевого работника» на моряков, находящихся на борту круизных лайнеров

IMO призывает придать статус «ключевых работников» всем морякам — включая экипажи круизных судов. Организация полагает, что этот статус должен быть распространен, независимо от типа судна, на котором

работают моряки. IMO призвала все национальные правительства и власти обеспечить морякам, работающим на круизных лайнерах, те же льготы, что и другим важным работникам, например выдачу разрешений на транзит и международные поездки.

Круизные лайнеры столкнулись с особыми проблемами, поскольку на их борту гораздо больше людей (как моряков, так и пассажиров) по сравнению с грузовыми судами. Речь может идти о тысячах пассажиров и членов экипажа, в то время как экипажи даже самых больших торговых судов немногочисленны, в ряде случаев они насчитывают лишь около 20 человек персонала.

Большинство круизных линий прекратили свои рейсы в связи с пандемией COVID-19 и с тех пор работают над репатриацией своих пассажиров и членов экипажа. Для реализации этой задачи требуется сотрудничество между круизными линиями, правительствами и другими сторонами — именно к этому призывает IMO.

Какие страны уже предоставили морякам статус ключевых работников

9 июля 2020 года 13 стран подписали Совместное заявление Международного морского виртуального саммита по смене экипажей, в котором национальные правительства обязались способствовать смене экипажей и определению указанного статуса для моряков. Список стран, пошедших на этот шаг, постоянно расширяется.

По состоянию на 14 декабря 2020 года 45 государств-членов IMO и один ассоциированный член организации полагают моряков ключевыми работниками. Среди государств-членов IMO: Азербайджан, Багамы, Бангладеш, Барбадос, Бельгия, Бразилия, Канада, Чили, Кипр, Дания, Франция, Габон, Грузия, Германия, Гана, Греция, Индонезия, Иран, Ямайка, Япония, Кения, Кирибати, Либерия, Маршалловы острова, Молдова, Черногория, Мьянма, Нидерланды, Новая Зеландия, Нигерия, Норвегия, Панама, Филиппины, Республика Корея, Румыния, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, Испания, Швеция, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, США, Йемен. Ассоциированный член — Гонконг (Китай).

Однако ситуация остается сложной. В некоторых случаях статус ключевого работника применяется только к гражданам определенной страны и ограничения по-прежнему затрагивают моряков из других стран, в результате чего репатриация иностранного экипажа затруднена.

Тем не менее, при всех «титанических» усилиях международного морского сообщества, прикладываемых к разрешению проблемы, пока неочевидно, когда наконец «глубокая озабоченность», «проработка процедур и протоколов» и бесконечная болтовня сменятся конкретными шагами по репатриации моряков.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *