Нет скидки – нет проблемы?!
Комментарий к инициативе Мининфраструктуры по отмене понижающего коэффициента 0,7 к плате за доступ к причалам для перевалки зерновых грузов
Как известно, приказом Министерства инфраструктуры № 541, принятым в декабре 2015 года, были утверждены тарифы на услуги Администрации морских портов Украины (АМПУ) по обеспечению доступа портовых операторов к причалам.
Этим приказом был предусмотрен понижающий коэффициент 0,7 (иными словами, 30-ти процентная скидка), применяемый к портовым операторам, занимающимся перевалкой зерновых грузов на специализированных терминалах с использованием погрузмашин, продуктивностью не менее 500 тонн в час.
Цель внедрения этого коэффициента очевидна – создать серьезный экономический стимул для портовых операторов развивать объекты портовой инфраструктуры, оперируемые ими, в частности, вкладывать инвестиции в создание современных и высокопродуктивных погрузочных мощностей на своих терминалах, что позволит увеличить логистическую эффективность функционирования всего порта.
Такая цель, безусловно, является полностью разумной и оправданной, посему была воспринята с большим энтузиазмом со стороны бизнес-общественности.
Но когда дело дошло до практического воплощения этой цели в жизнь, не обошлось без традиционной «ложки дегтя».
Так, из-за не вполне удачных формулировок нормы приказа, которая предусматривает упомянутый понижающий коэффициент, а также по причине стандартной для Украины «перестраховки» чиновников, боящихся брать на себя ответственность за применение спорных норм, между АМПУ и многими портовыми операторами – зерновиками начали повсеместно возникать споры по вопросам, связанным с применением скидки на услуги доступа к причалам (в отношении места расположения погрузмащин, правил определения их продуктивности и т.д.)
Сложившаяся ситуация породила многочисленные судебные тяжбы, большая часть из которых заканчивалась в пользу портовых операторов.
Казалось бы, положительные судебные прецеденты, вынесенные в пользу стивидоров (вплоть до решений высших судов), должны были бы окончательно расставить все точки над «і» в этой дискуссии. Однако, невзирая на такую судебную практику, споры между портовыми операторами и чиновниками АМПУ в отношении применения указанной скидки не утихали.
И вот недавно Мининфраструктуры как орган управления отраслью выступило с отнюдь не «соломоновым» решением этого вопроса – на сайте Министерства был опубликован проект приказа, который предлагает внесение многочисленных изменений в различные приказы Мининфраструктуры и, в том числе, изменений в приказ № 541, направленных на полную отмену понижающего коэффициента 0,7 для зерновиков.
Таким образом, Министерство предлагает одним росчерком пера отменить даже те незначительные стимулы инвестирования в развитие инфраструктуры отечественных портов, которые вопреки нынешним политическим и экономическим реалиям Украины существуют сегодня. Не говоря уже о том, что подобные меры (если они действительно будут приняты) приведут к существенному подорожанию услуг по перевалке зерна в украинских портах, которые сегодня и так являются одними из наиболее дорогих (и посему одними из наименее конкурентоспособных) в Причерноморье.
Разумеется, что бизнес-общественность выступила категорически против подобной инициативы Мининфраструктуры, нивелирующей инвестиционные начинания операторов – зерновиков в отечественных портах.
В частности, с официальными возражения на этот счет в адрес Министра инфраструктуры выступила Европейская бизнес ассоциация.
Хочется надеяться, что здравый смысл и экономическая целесообразность одержат верх, и Министерство откажется от применения в рассматриваемой ситуации сталинского принципа «нет скидки – нет проблемы».
Дмитрий Колодяжный, руководитель практики сопровождения инвестиционных проектов ЮФ «АНК» адвокат
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта.