Не ждать концессии. МИУ определило курс ГП «БМТП» на ближайшие два года

Находясь в среду, 20 октября, в Бердянском морском порту, заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков встретился в управлении порта с менеджментом и работниками ГП «Бердянский морской торговый порт» (БМТП) и администрации Бердянского морского порта. Замминистра подчеркнул, что нынешнее состояние дел на обоих госпредприятиях неутешительное. Главная причина этого — отсутствие стабильной грузовой базы, что влечет за собой все остальные проблемы предприятий, в первую очередь, финансовые.

По словам и.о. директора ГП «БМТП» Николая Таранова, к июлю 2021 года удалось погасить имевшуюся с февраля задолженность по зарплате, которая возникла из-за нехватки средств, вызванной массовыми сокращениями и большим объемом социальных выплат уволенным и вышедшим на пенсию. Председатель объединенного профкома Василий Гривко сообщил, что численность работников госстивидора сократилась за три года с 1180 до 520 человек, почти четыре года госпредприятие работает по графику сокращенной рабочей недели. Как отметил Таранов, кроме стабилизации с выплатой зарплаты в течение месяца, с сентября началось погашение долгов по выплате материальной помощи при уходе в отпуск, кредиторская задолженность предприятия снизилась с 34 млн грн до 22 млн грн, продолжается работа по привлечению грузоотправителей.

Проблема №1

Комментируя выступление начальника администрации Бердянского морского порта Тараса Вернибы, и.о. директора БМТП Таранова и председателя профкома Гривко, Васьков подчеркнул, что, несмотря на принятые усилия по снижению убытков и погашению долговых обязательств, ситуация неудовлетворительная. «Что касается работы филиала АМПУ — его работа стабильна только потому, что филиал дотируется из других регионов. Она конечно, лучше, чем у ГП, но далека от того, к чему нужно стремиться», — отметил замминистра.

Фото предоставлено администрацией Бердянского морского порта

«Главный вопрос, на который нет ответа (для ГП «БМТП» — ред.) — это отсутствие грузовой базы, — продолжил Васьков. — Потому что помощь в текущих вопросах, списание и продажа активов — это хорошо, но при отсутствии стабильного дохода эти действия не остановят негативные процессы. Сегодня негативная ситуация, к сожалению, развивается. То, что за последние месяцы удалось погасить задолженность по зарплате, сократить задолженность перед налоговой и частными кредиторами — это, конечно, хорошо. Но мы должны понимать, почему это происходит: начался зерновой сезон и активный завоз грузов. В первом и втором квартале следующего года он пойдет на спад, опять наверняка при сегодняшних тенденциях образуется задолженность, которую надо будет погашать в июле-августе 2022 года и так далее. То есть, стабильной основы для работы предприятия сегодня нет».

По мнению замминистра, госстивидор и сегодня обладает большими возможностями, чем частные компании, работающие в порту, часть из которых, например, не имеет таких складов, как БМТП, и хранит зерно на открытых площадках под брезентом. «В 2016 году, когда мы тут были, у нас была дискуссия по поводу санитарного состояния порта. Потому что были горы глины, угли, зерно и других грузов. Склады были заняты. Сейчас все чисто и красиво. Потому что грузов нет. Стабильной грузовой базы нет. Это вопрос номер один. Если этот вопрос не решить — ничего не будет. Концессия — это в лучшем случае восемнадцать месяцев, а, может быть, и больше», — сказал Васьков.

Дожить до концессии

Концессия, которая многими в БМТП несколько лет рассматривалась как угроза поглощения со стороны частного портового оператора «Аскет Шиппинг», сегодня представляется мерой, способной сохранить оставшуюся часть трудового коллектива. Это подчеркнул председатель профкома Гривко: «Может, это единственная возможность сохранить трудовой коллектив, сохранить стабильную грузовую базу порта, перерабатывающего зерно на экспорт». 

Руководитель профкома подчеркнул, что в ходе подготовки пре-ТЭО особо оговаривалась необходимость передачи в концессию целостного имущественного комплекса предприятия, мораторий на сокращение численности трудового коллектива, сохранение на пять лет действия трудового договора, условий, уровня оплаты и охраны труда, которые в нем закреплены. 

Фото предоставлено администрацией Бердянского морского порта

Васьков был сдержан в оценке перспектив и сроков концессии, обратив внимание на то, что процесс может занять длительный срок, поэтому менеджменту госстивидора нужно думать о том, как организовать работу предприятия в течение этого времени. Тем более, что намерения единственного на сегодняшний день претендента — ООО «Аскет Шиппинг» — могут измениться: «Мы все должны понимать, что после того, как одна из ведущих мировых компаний Ernst & Young посчитает в ТЭО экономику и покажет ее, то те, кто инициировал концессию — «Аскет Шиппинг» — тоже могут посмотреть и понять, что они это не потянут. Потому что концессия — это ежемесячные значительные платежи в бюджет. Которые будут исчисляться не сотнями тысяч гривен, а гораздо большими суммами. Это обязательства содержать персонал, не сокращая его и повышая социальные стандарты. Другими словами, все проблемы, которые вы сейчас ощущаете, концессионер должен совершенно отчетливо взять на себя, плюс еще платить государству концессионные платежи».

«Поэтому сегодня ни в коем случае нельзя считать, что «вот нам надо как-то продержаться два года». Концессия может не наступить. Желающих на конкурс может не быть. Поэтому сегодня стратегия должна быть на исключительно самостоятельное существование, пока мы не получим предложение, которое будет выгоднее для государства и коллектива, чем самостоятельное существование. И стратегия только долгосрочная», — отметил замминистра.

Комментируя для «Портов Украины» ситуацию с концессией ГП «БМТП», Васьков пояснил: «В теории это выглядит так: от частной инициативы до момента передачи — минимум восемнадцать месяцев. Это мы уже поняли на примерах «Ольвии» и Херсона. Это оптимистический сценарий. Это в случае, если после ТЭО не передумает инициатор. Пессимистический — это примерно два с половиной года. Средний — года два».

Отвечая на вопрос о реальности проведения конкурса и сроках его проведения замминистра добавил: «Конкурс в любом случае будет объявлен. Вот кто придет на конкурс и сколько компаний — от этого будут понятны перспективы. Мы планируем, что конкурс будет объявлен во втором квартале 2022 года».

Фото предоставлено администрацией Бердянского морского порта

Не сидеть на месте

Васьков также рассказал, что может и чего не может сделать Мининфраструктуры для помощи госстивидору. Замминистра не очень верит в возможности «Укрзализныци» установить льготные тарифы для перевозки грузов к Мариуполю и Бердянску. Но обещал поддержать предложение об оформлении грузов и продлении тарифного расстояния до станции прибытия «Бердянск-порт», что позволит избежать дополнительных расходов грузоотправителей.

С января 2022 года обещано начало дноуглубительных работ на подходном канале и в акватории порта для поддержания паспортных глубин. Администрации порта поручено оказывать максимальное содействие госстивидору в реализации мероприятий, которые будут способствовать его доходности.

При этом замминистра акцентировал внимание менеджмента порта на необходимости активного поиска клиентов: «На месте здесь не надо находиться. На месте может быть зам по эксплуатации. По сути, надо заниматься клиентами, находясь с ними в постоянном контакте. И грузы есть. Безусловно, их не много, но они есть. В целом по Украине сейчас падение грузооборота около 9-10%, здесь мы видим падение 30%. По сути, кроме зерна ничего не осталось. Без встреч с клиентами, выяснения, что именно мешает им доставлять грузы в порт ситуации не изменить. Для этого надо посетить 30 трейдерских компаний-экспортеров, которые имеют на дальних расстояниях линейные элеваторы, особенно по нишевым культурам — таким, как шрот, соя, рапс. Которые сегодня не «влазят», грубо говоря, в порты Большой Одессы и бродят по рынку в поиске складов. Этим надо заниматься. Перспективы у порта есть. Если бы не было перспектив, то не было бы этих конфликтов 2016-2019 годов, когда ряд частных компаний, где-то поджимая государство, стремились в Бердянск».

Прогноз стал реальностью

В ходе встречи обозначилась проблема, которую прогнозировали «Порты Украины» и на которую неоднократно обращали внимание. В ходе одного из выступлений выяснилось, что многие суда портофлота Бердянского порта требуют докового ремонта, без которого невозможно ни продление документов Регистра в этом году, ни само функционирование судов, периодически нуждающихся в доковании. При этом единственное в регионе судоремонтное предприятие — мариупольский АСРЗ — по-прежнему находится в неопределенном статусе и не осуществляет производственной деятельности.

Фото предоставлено администрацией Бердянского морского порта

Как отметил Васьков, Мининфраструктуры не имеет отношения к АСРЗ, находящемуся в ведении Фонда госимущества, поэтому возможен частичный выход из ситуации, например, в виде предоставления на определенных условиях услуг буксиров из портов Черноморского региона. В частности, ему известно о свободных буксирах в Одесском порту.

Заметим, что проход государственных судов Украины через Керченский пролив заблокирован Россией, как ранее сообщалось, до 31 октября 2021 года.

Где новый директор? 

«Порты Украины» также поинтересовались у замминистра, почему на встрече с коллективом не присутствовала утвержденная победителем конкурса на должность директора ГП «БМТП» Ольга Саминина, а все рекомендации о стратегии развития порта на ближайшие два года и тактике работы по поиску грузопотоков адресовались нынешнему и.о. директора Николаю Таранову?

Юрий Васьков сообщил: «Сегодня есть процедура, она значительно усложнена. Человек сначала проходит спецпроверку в десяти различных организациях, потом — согласование с местными властями, затем — Кабинет министров. Сейчас этот процесс находится на финальном этапе. Мы видим в порту много проблем, команду в управлении им надо усиливать, нужны свежие идеи и решения, нужны новые люди, с новыми взглядами, которые будут укреплять те позиции, которые достигнуты, и поддержать порядочных людей в БМТП, которые хотят навести тут порядок».

Замминистра назначил срок новой встречи в порту в этом же составе через три месяца, чтобы проанализировать ход изменений, которые произойдут на предприятии за это время в части управления имуществом и работы с клиентами, что сделано менеджментом для поиска грузопотоков, что сделало Мининфраструктуры для БМТП.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *