Национальный морской рейтинг-2019: Достижения года

Главными достижениями 2019 года на водном транспорте Украины равным количеством голосов выбраны два события (по 23 голоса):

• достижение рекордного грузооборота в истории континентальных морских портов Украины – более 160 млн тонн;

• введение в строй зернового терминала «Нептун» в порту «Пивденный» годовой мощностью 5 млн тонн.

Общий рекорд грузооборота состоял из многих отдельных рекордов портовых операторов. Кроме того, на нем сказался рекордный урожай: «В 2019 году, – уточняет один из экспертов, – Украина вошла в топ-3 крупнейших экспортеров сельхозпродукции в страны Евросоюза вместе с США и Бразилией».

По мнению экспертов, центральным событием 2019 года стали рекордные показатели грузопереработки – и, в частности, положительная динамика транзита. Другие эксперты обращали внимание на привлечение разной номенклатуры грузов и создание условий для их эффективной перевалки. В целом на показателях работы портовых операторов позитивно отразилась экономическая ситуация в стране. Наиболее динамично (более чем на 30%) увеличилась перевалка зерновых грузов и руды, кроме того, 2019 год стал рекордным для перевалки контейнеров – она превысила 1 млн TEU, продемонстрировав рост почти на 20%.

Один из экспертов обратил внимание на меняющуюся к лучшему ситуацию с поставкой сырой нефти. «4 июля 2019 года Одесский МТП принял от BP Company North America Inc сырую нефть из США для Кременчугского НПЗ. В сентябре и ноябре от этой же компании стало поступать топливо из Ливии… Ранее НПЗ импортировал сырье только из Азербайджана. Появление новых источников импорта позволяет украинским переработчикам нефти усилить конкуренцию с нефтекомпаниями Беларуси и РФ, которые доминируют на украинском рынке нефтепродуктов».

Эксперты высоко оценили завершение строительства терминала «Нептун» в морском порту «Пивденный». Тем более что терминал уже с первого этапа строительства занимался перевалкой и показал высокие результаты. Это, пишет один из экспертов, «забезпечило гарантоване відвантаження експортного збіжжя із портів України на рівні більшому, ніж 50 млн тон».

На втором месте (22 голоса) – принятие нового закона о концессии и внедрение в практику отрасли механизма концессии с первыми пилотными проектами для целостных имущественных комплексов Херсонского морского порта и госстивидора «СК «Ольвия». Эксперты в целом высоко оценили подвижки, связанные с «созданием необходимых правовых рамок для реализации концессионных проектов в морских портах». Положительным они считают и то, что озвучена «декларация о необходимости концессии портов» и положено начало этому процессу. Речь идет о новом законе «О концессиях» и запуске тендера по концессии в портах Ольвия и Херсон, притом уточняется, что еще шесть портов готовят к передаче в управление частному инвестору по этой схеме. Правда, некоторые эксперты, высоко оценивая сам факт начала концессионного процесса, сдержано относятся к его фактическим результатам: «Неизвестно, правда, какие будут последствия от деятельности на концессионных условиях для страны, отрасли и экономики. Но многолетний процесс завершился».

На третьем месте (17 голосов) – увольнение оказавших негативное влияние на работу морской отрасли руководителей Министерства инфраструктуры, Морской администрации и т. п. Эксперты особо приветствовали увольнение нескольких чиновников – «изгнание зам. министра Лавренюка Ю. Ф.» и «разгон руководства Морской администрации во главе с Петренко». Наибольшим достижением 2019 года считаю увольнение всех руководителей Госслужбы морского и речного транспорта Украины (Морской Администрации), которые нанесли отрасли урон своими деструктивными действиями, – пишет один из экспертов, добавляя, что среди негативных последствий – двоевластие капитанов портов, увеличение паразитирующего аппарата управления, создание сети «Морсервиса» для выкачки денег с моряков и попытки направить финансовые потоки через эту структуру. Также эксперты отмечали «освобождение Одесского порта от засилья «почтальонов» и «увольнение ряда одиозных чиновников с предприятий портовой отрасли и морских ведомств – МорАда, Одесского, Николаевского филиалов АМПУ». Один из экспертов, высоко оценивая чистку в коридорах власти, назвал это достижение «кадровым джихадом». Другой считает, что это стало возможно благодаря объединению: «разгон руководства морской администрации – прецедент влияния общественных морских организаций на политику в сфере морского транспорта».

На четвертом месте (9 голосов) – строительство самого крупного в истории независимой Украины кранового судна Nibulon Max на судостроительном заводе «Нибулон». Эксперты называли достижением спуск на воду 140-метрового судна Nibulon Max: «Судостроительный завод «Нибулон» построил судно-перегружатель Nibulon Max общей вместимостью трюмов 13,4 тыс. кубометров, способного перегружать 18 тыс. тонн зерновых в сутки».

На пятом месте (по 6 голосов) тоже два достижения:

• активное проведение Администрацией морских портов Украины дноуглубления в морских портах и на Днепре;

• эффективная работа Морской палаты Украины.

Были отмечены «активное проведение дноуглубления», «продолжение реализации программы АМПУ по восстановлению паспортных глубин в черноморских портах и на реке Днепр», а также «дноуглубление в портах «Южный» и «Черноморск», «дноуглубление на Азовском море» и «начало углубления Днепра с доведением до гарантированных глубин 3,2 м».

Что же касается «реализации проекта «Морская палата Украины» – как это назвал один из экспертов – участники опроса оценивали его как «эффективную работу» и «активную деятельность». Отмечалось реальное влияние Морской палаты на управление в морской отрасли. А один из экспертов написал, что «объединение морского сообщества благодаря Морской палате повиляло на кадровые перестановки в отрасли», вследствие чего «начались позитивные для морской отрасли подвижки», а «коррупционная структура стала уязвимей».

На шестом месте (5 голосов) – введение в строй нового зернового терминала корейской корпорации Posco International Corporation и украинской группы Orexim в Николаевском морском порту. Кроме самого факта ввода в строй крупного терминала, эксперты отмечали и положительный эффект от приобретения контрольного пакета морского терминала в Николаеве крупнейшим корейским трейдером Posco International Corporation.

Среди других достижений выделим те, что получили по три голоса. В первую очередь это развитие речных перевозок (рост суммарного тоннажа флота и годовых объемов перевозок) и положительная динамика грузоперевозок по Днепру и появление альтернативных судовладельцев на Днепре.

Кроме того, экспертами были названы «ликвидация экологического контроля в портах» («разгон экологов», как не без удовольствия пишет один из экспертов). В число достижений попало и «восстановление работоспособности и начало работы судостроительного завода «Океан».

Ряд экспертов к главным события прошедшего года отнесли работу над созданием и развитием новых перевалочных мощностей в стране, называя разные объекты: «Ввод в эксплуатацию первой очереди зернового перегрузочного терминала в Мариупольском МТП»; «успішне введення в експлуатацію та збільшення виробничих показників (темпів росту) зернового терміналу «Єврозовнішторг»; «строительство нового силосного парка Risoil S. A. в Черноморске»; «на річковому транспорті – введення в експлуатацію в 2019 році нового потужного перевантажувального термінала з відвантаженням зернових та олійних культур на річковий транспорт СП «Нібулон» в с. Тернівка Вільнянського району Запорізької області, а також початок будівництва перевантажувального термінала з відвантаженням зернових та олійних культур на річковий транспорт в с. Мар’янське Апостолівського району Дніпропетровської обл. Варто зазначити, що термінали побудовані та будуються за проектами, розробленими спеціалістами ТОВ «Інститут «Укррічтранспроект».

Специалисты обращают внимание на важность изменений в законодательной и нормотворческой базе, активацию работы в этом направлении. В частности, были отмечены: «отмена перечня государственных предприятий, запрещенных к приватизации, в который были включены все государственные стивидорные компании», «частичное упрощение процедуры осуществления капитальных инвестиций АМПУ при отсутствии финплана на текущий год» и «частичное упрощение процедуры выполнения строительных работ за счет средств государственных предприятий». Эксперты также отнесли к достижениям 2019 года создание Наблюдательного совета АМПУ; возобновление работы ОПЗ; запуск семи постоянных ж/д поездов из порта «Южный» с контейнерными грузами в Киев, Харьков, Днепр, Хмельницкий; запуск программы строительства флота компанией «Смарт Маритайм Групп» в Херсоне, а также «избрание Олега Григорюка заместителем председателя Международной федерации ассоциаций морских капитанов и послом доброй воли IMO от Украины». Еще один из экспертов назвал большим прорывом то, что наливные пищевые грузы начали перевозить с мест производства (г. Днепр) в морской порт по р. Днепр, что позволило снять напряжение с автодорог.

Победитель в этой номинации определяется по результатам опроса, в котором участвовали 82 эксперта*
Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *