Контакты редакции:

ул. Коблевская 2/4 оф.4,
Одесса, 65125, Украина

Свяжитесь с нами!

“МСП НИКА-ТЕРА” – перезагрузка

Когда в 2017 году не имеющий до этого опыта работы в портовой отрасли финансист Алим Агакишиев возглавил коллектив «Морского специализированного порта (МСП) НИКА-ТЕРА», предприятие занимало почетное 9-е место по грузообороту в рейтинге из восьми десятков портовых операторов Украины. По итогам 2019 года “НИКА-ТЕРА” смогла по этому показателю подняться на 3-е место, нарастив грузооборот более, чем вдвое.

За счет чего удалось достичь таких результатов? Об этом наш корреспондент попросил рассказать начальника «МСП НИКА-ТЕРА» Алима Агакишиева.

В тройке крупнейших

– В 2019 году у нас был абсолютный рекорд: грузооборот предприятия достиг 8,637 млн тонн. По сравнению с 2018 годом прирост составил 2,8 млн тонн или 48%. «МСП НИКА-ТЕРА» стала одним из самых динамичных портов. Растет в два раза быстрее, чем в среднем по рынку. На причалах предприятия было обработано 410 судов. 2018 год был также завершён с абсолютным рекордом.

В структуре грузооборота за 2019 год зерновые, зернобобовые, а также масличные грузы и продукты их переработки составили 6,7 млн тонн или 77,9% от общего объёма, навалочные – 1,7 млн тонн (19,7%), наливные – 204,7 тыс. тонн (2,4%).

На хороший результат повлияло два фактора. Во-первых, в последние годы при поддержке акционера мы реализовали несколько инвестиционных проектов, направленных на увеличение скорости обслуживания клиентов. Мы не просто увеличили скорость погрузочно-разгрузочного процесса, мы откорректировали весь производственный процесс, модернизировали технологию работы в порту и усовершенствовали логистику.

Второй важный фактор – были сделаны достаточно удачные управленческие решения. Это касается инвестиций, производства, кадров, сбыта и маркетинга. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что именно слаженная работа всего коллектива дала эффект.

– Какой опыт Вашей предыдущей работы оказался наиболее востребованным на посту начальника порта?

– Практически весь мой предыдущий опыт работы связан с финансово-экономическим сектором крупных металлургических предприятий как в Украине, так и за рубежом, в том числе в таких странах, как Индия и Нигерия. Я занимался оценкой инвестиционной привлекательности различных проектов, экономическим анализом всевозможных рисков, разработкой финансовых стратегий и бизнес-планов предприятий, а также управлением денежными потоками или, как принято в последнее время говорить, кеш-фло.

Алгоритм функционирования многих крупных предприятий во многом схож. Поэтому, думаю, приобретенные ранее опыт и навыки позволили мне достаточно быстро сориентироваться в производственных процессах, чтобы заниматься планированием, организацией исполнения и контролем.

– Расскажите чуть подробнее об инвестпроектах, которые были реализованы в 2019 году.

– Это завершение строительства и запуск второй очереди маслоперевалочного комплекса дополнительной мощностью 30 тыс. тонн единовременного хранения. Благодаря чему годовая мощность перевалки грузового района №4 составляет теперь 600 тыс. тонн в год, а объём единовременного хранения наливных грузов – 63,4 тыс. кубометров.

Кроме того, мы построили и сдали в эксплуатацию новую линию трубопровода для увеличения скорости отгрузки наливных грузов на танкера.

Реализация этих проектов привела к тому, что по сравнению с 2018 годом перевалка масла в порту «НИКА-ТЕРА» увеличилась более, чем в два раза.

Для оптимизации логистики на предприятии, увеличения качества и скорости погрузочно-разгрузочного процесса в 2019 году порт также инвестировал средства в парк спецтехники. Например, в порту появились новый перегружатель фирмы Sennebogen, новый мобильный автоматический опрокидыватель, оборудованный собственным шасси, что позволяет разгружать грузы из автотранспорта в любой точке порта у нужного напольного склада.

Мы придумали и успешно применили имеющиеся в порту мобильные транспортеры Telestack, которые долгие годы не использовались, для подключения 2-х калийных складов к действующей станции разгрузки автомобилей, что открыло для нас новые возможности для использования их под любые виды грузов, требующих наличие автовыгрузки.

В связи с постоянным ростом потока автомобильного транспорта была построена дополнительная внешняя накопительная площадка. И сейчас порт в состоянии свободно разместить грузовой автотранспорт в количестве равном суточной норме выгрузки.

Также в минувшем году было завершено строительство визировочной эстакады на ж/д путях выставочного парка. Это позволило существенно увеличить скорость безопасного отбора проб с большего количества вагонов, сократив при этом время на переподачу их в порт нашими маневровыми тепловозами, тем самым сократив собственные затраты на производственные процессы.

И отмечу, что подобное инвестирование в развитие осуществляется в порту ежегодно.

– А теперь подробнее о других удачных, с вашей точки зрения, управленческих решениях. Дело в том, что основные мощности «НИКА-ТЕРЫ», прежде всего гидротехнические сооружения, были созданы ранее, а взрывной рост грузооборота мы наблюдаем именно в последние два года. Как «НИКА-ТЕРА» сумела привлечь грузопотоки при очень жесткой конкуренции среди портовых операторов Николаевского региона?

– Я уже сказал о слаженной работе всего коллектива, и это не просто слова. Когда я пришел руководителем на предприятие, не имея опыта работы в портовой индустрии, в течение первых 7 месяцев сменилось более 20 человек руководящего персонала. Многие не поверили в новое руководство и предлагаемую стратегию. Пришлось подбирать кадры, искать неравнодушных, амбициозных людей. И эта кропотливая кадровая работа дала первый толчок к сегодняшним успехам, ведь именно “кадры решают все”.

Умение соответствовать и ежедневное желание превосходить ожидания клиента – именно это я считаю залогом нашего стремительного роста. Возможно, мы раньше остальных осознали это и поставили направленность на клиента нашим самым главным приоритетом.

Клиент – главный приоритет

– Что значит направленность на клиента – главный приоритет, как это работает?

– Мы постарались взглянуть на порт и его работу как бы со стороны, глазами клиентов и их поставщиков. Подробно расспрашивали, что в их понимании необходимо изменить в порту, чтобы улучшить качество сервиса. На что был получен ответ – скорость обслуживания, совершенствование внутрипортовой логистики с особым вниманием на качественные характеристики груза.

Внедрили систему учета по всей цепочке, и сразу появились статистические данные, которые трудно оспорить. Появилось понимание, на каком этапе нужно подправить технологический процесс.

Нам вообще удалось свести к минимуму проблему автомобильного транспорта, который в предыдущие годы особенно в пиковые сезоны приемки зерновых, создавал массу проблем на дорогах Николаева.

Для исключения возникновения очередей из зерновозов мы четко отработали систему диспетчеризации. Во-первых, автомобилям, прошедшим весовой контроль на въезде в Николаев в присутствии инспекторов Укртрансбезопасности, разрешен въезд в город только после получения информации о наличии свободных мест на стоянках порта. А порт сегодня эксплуатирует четыре накопительных площадки для зерновозов, которые в состоянии одновременно принять до 500 автомобилей.

В итоге всех принятых мер, если раньше мы выгружали в сутки до 200 автомашин, то 1 августа нынешнего года, например, выгрузили 578 машин.

Клиенты всегда нацелены на увеличение скорости обработки судов, в частности, погрузки масла. С момента запуска комплекса скорость погрузки составляла 500 тонн в час, а в прошлом году максимальная производительность погрузки достигла 1000 тонн в час. Добились этого благодаря увеличению диаметра труб, по которым прокачиваются наливные грузы до 400 мм. И если раньше 30-тысячник грузили порядка четырех-пяти суток, то ныне срок погрузки сократился почти вдвое.

Железнодорожные проблемы и решения

– Какие еще недостатки видели клиенты у «НИКА-ТЕРЫ»? Железнодорожные?

– Ситуация с железнодорожной логистикой также требовала немедленного вмешательства. Мы наладили взаимодействие с ж/д станцией Жовтневая. С коммерческим отделом в начале сезона стали очень внимательно относиться к выбору номенклатуры грузов, предпочтение стали отдавать маршрутным ж/д отправкам, улучшили своевременность, скорость оформления и получения ж/д накладных, а также железнодорожных удостоверений на качество груза. В конечном счете, это и помогло свести к минимуму проблемы с доставкой грузов железнодорожным транспортом.

А чтобы меньше зависеть от Укрзализныци, на протяжении последних семи лет в порту, по сути, был создан свой железнодорожный комплекс. «НИКА-ТЕРА» построила и ввела в эксплуатацию пути протяженностью более 23 километров с 14 централизованными и 25 ручными узлами стрелочных переводов. Для разгрузки вагонов на предприятии функционируют 5 специальных весовых комплексов.

Также порт владеет 9 тепловозами и локомотивным депо для их технического обслуживания и ремонта. Десятый локомотив ЧМЭ-3 мы приобрели буквально в этом месяце.

Наш железнодорожный комплекс дает возможность независимо распоряжаться вагонами внутри порта, обрабатывая их в нужное время и в нужной последовательности. После чего мы сами возвращаем порожний состав обратно на станцию.

Но есть железнодорожные проблемы, которые мы своими силами решить не можем. Железнодорожное сообщение предприятий морехозяйственного комплекса в Корабельном районе Николаева со станцией Жовтневая осуществляется по однопутной магистрали, проходящей через жилой массив. Предприятия активно развиваются. Если не принять меры, уже в ближайшем будущем нас ждет инфраструктурный коллапс.

На сегодня уже существует крайняя необходимость в дополнительном железнодорожном пути вдоль существующего к станции Жовтневая и в туннельном автомобильном путепроводе по проспекту Богоявленскому под ж/д путями.

Большим облегчением для морехозяйственного комплекса региона была бы и электрификация существующей ветки до станции Жовтневая.

Плюсы самостоятельности и универсальности

– Но те же клиенты, вероятно, видят и плюсы «МСП НИКА-ТЕРА»? Что они отмечают?

– «НИКА-ТЕРА» самостоятельный и универсальный оператор с развитой портовой инфраструктурой, основное звено логистической системы, обеспечивающей предоставление полного цикла услуг от планирования до реализации и развития грузового потока, что позволяет нам быть на шаг впереди от государственных морских портов Украины.

Наше предприятие создавалось, как частный порт, но сегодняшним законодательством определен правовой статус лишь портов государственной собственности. И именно форма собственности является основным отличием «НИКА-ТЕРЫ» от системы государственных портов Украины.

Мы обслуживаем собственную акваторию для размена судов. У нас восемь собственных причалов общей длиной 1900 метров. Это дает широкий спектр возможностей для оперативной обработки судов в любое время, в разы сокращая их время ожидания на рейде до освобождения причала, что является очень важным для фрахтователя и судовладельца.

В распоряжении порта находится якорная стоянка, что минимизирует время размена судов у причалов с 12-13 часов до 2-3 часов. Это даёт возможность оперативнее совершать швартовые операции и начинать погрузочно-разгрузочные операции без временных ограничений.

Кроме этого, «НИКА-ТЕРА» может одновременно загружать зерновыми 4 судна длиной до 230 метров каждое, используя 4 погрузочных машины производительностью до 1500 тонн в час.

В завершившемся маркетинговом году мы отработали технологию рейдовой перевалки грузов на суда типа “Panamax”. Из 26 загруженных в порту таких судов 20 были догружены на рейде до максимальной осадки.

Очень большое преимущество – это наличие в порту наибольших складских мощностей для единовременного хранения зерновых грузов – 6 складов напольного хранения объёмом 195 тыс. тонн и зернохранилища силосного типа ёмкостью 320 тыс. тонн. Итого общий объем единовременного хранения зерновых в порту составляет 515 тыс. тонн. Данное преимущество перед остальными участниками рынка позволяет рассматривать «НИКА-ТЕРУ», как некий зерновой хаб и площадку для реализации товара непосредственно у нас в порту.

Именно у наших клиентов гораздо больше возможностей, чем в других портах, заключать спотовые сделки и номинировать судно под погрузку за два дня до его подхода, так как у нас приветствуется и развита система свопирования товара, благодаря большему грузовому потоку.

Также порт располагает складами открытого хранения для насыпных грузов с общей вместимостью около 170 тысяч тонн.

– Но разве склады на 515 тыс. тонн единовременного хранения зерновых все ваши?

– Для клиентов важно, что порт располагает возможностями предоставить такие объемы складов. А если говорить о собственности, то само предприятие «НИКА-ТЕРА» владеет складами на 345 тыс. тонн единовременного хранения.

А прямо на прилегающей к порту территории находится отдельный частный комплекс компании с бангладешскими собственниками и похожим названием – “Зерновой терминал “Ника-Тера”. У комплекса нет выхода к воде, но он располагает емкостями на 170 тыс. тонн. Мы с ним тесно и взаимовыгодно сотрудничаем, имея соответствующий договор. И благодаря сотрудничеству, этот комплекс в разы нарастил загрузку своих складов, обеспечив оборот своего предприятия и задействовав свой персонал.

Кстати, стоит отметить интересное техническое решение, которое мы использовали для доставки зерна из соседского комплекса. Многие терминальщики думают о том, как соединить портовые силосы с удаленными хранилищами. Традиционно для это строятся навесные, воздушные галереи. Мы же построили подземную галерею, которая соединяет силосные механизмы наших соседей с нашей технологией.

Но говоря о плюсах, я должен особо подчеркнуть, что считаю большим преимуществом «НИКА-ТЕРЫ» наличие высококвалифицированного персонала, обеспечивающего высокий уровень сервиса, который отмечают и наши клиенты.

– Насколько я помню, Group DF приобрела в 2011 году “МСП НИКА-ТЕРА”для экспорта производимых предприятиями группы удобрений. Но в статистике порта перевалки удобрений не видно.

– “МСП НИКА-ТЕРА” вообще когда-то строился как Николаевский калийный терминал. Жизнь не стоит на месте. Тот, кто способен быстро меняться и адаптироваться к любым изменениям в конечном счете победит. Увы, рост цен на газ в последние годы, как и оккупация части территории Донбасса, крайне негативно сказались на рынке производства удобрений в нашей стране. И это обстоятельство заставило нас активно искать на рынке другие виды грузов.

Но сегодня, когда цены на газ снизились, ситуация на рынке меняется. И после длительного перерыва мы снова приступили к перевалке удобрений. Впервые за пять лет порт начал отправку экспортных партий аммиачной селитры отечественного производства.

– Как показывает опыт развития частного терминального сектора в Украине, сама логика бизнеса заставляет стивидоров диверсифицировать свою деятельность, создавать экспедиторские, агентские компании, даже обзаводиться флотом…

– Эта логика бизнеса хорошо знакома и у нас в Group DF. Уже успешно работает экспедиторская и агентская компания “Ника Транс Логистика”.

С самого первого дня прихода на «НИКА-ТЕРУ» наша команда чувствовала, что отсутствие своих собственных буксиров – наша самая слабая сторона. Поэтому год назад были приобретены три буксира “Измаилец”, “Тур” и “Константин Ольшанский”. Мы теперь чувствуем себя с ними абсолютно независимыми, можем без проблем предложить перешвартовку судов у причалов в любое время суток, а также способны предложить этот вид сервиса третьим лицам. Это дополнительная черта, делающая «НИКА-ТЕРУ» более привлекательной в глазах клиентов.

Мечты о глубинах БДЛК

– Есть ли реальные надежды на углубление БДЛК и привлечение в порт более крупных судов?

– Надежды и мечты у нас были и есть всегда. Иначе не получилось бы все то, что нам удалось за последние 3 года. В регионе давно назрела необходимость обеспечить условия для двустороннего круглосуточного движения судов по каналу с одновременным поэтапным увеличением паспортных глубин БДЛК. К сожалению, на сегодня все так и остается на уровне всего лишь разговоров.

Мы находимся в худших конкурентных условиях по сравнению с портами Большой Одессы, поскольку на БДЛК проходная осадка всего 10,3 метра. А это означает, что мы не можем на максимальную осадку загрузить у причала “Panamax” дедвейтом 65-70 тыс. тонн. Сначала грузим 45-50 тыс. тонн, а затем выводим судно на рейд и догружаем еще 15-25 тыс. тонн, из-за чего увеличивается общее время обработки судов до 5-6 суток вместо 3 суток в глубоководном порту и увеличивается себестоимость из-за двойной перегрузки одного и того же объёма зерна сначала с причала на баржи, а затем на рейде с барж в судно.

Выручает нас прежде всего то, что значительная часть зернопотоков, проходящих через «НИКА-ТЕРУ», идет в ближневосточные страны, северную Африку и Европу, для отправки куда логистика не требует “Panamax”, достаточно и “Handysize” дедвейтом до 35 тыс. тонн.

Если бы произошло дноуглубление БДЛК, о чем мы можем сегодня только мечтать, возможности всех портов и терминалов региона стремительно рванули бы вверх. Но, к сожалению, вопрос о дноуглублении остается открытым

– На конкурентоспособности сказываются и большие канальные сборы?

– Сборы огромные. Николаевский регион уже давно нуждается в пересмотре экономически необоснованного и неконкурентного в сравнении с глубоководными портами канального сбора. Мы посчитали, что только те судовладельцы, которые в течение года перевозили грузы через наш порт, заплатили в виде канального сбора около 10 млн долларов. А все судовладельцы, работавшие через БДЛК за прошлый год – порядка 40 млн долларов. Если бы эти средства были бы использованы исключительно на развитие БДЛК, тогда мне, как начальнику порта, был бы абсолютно понятен размер этого вида сбора, а так остается больше вопросов, чем ответов. В последние годы мы не наблюдаем желания заниматься каналом, тогда как технические характеристики БДЛК нуждаются в совершенствовании.

В связи с разработкой новой методики начисления портовых сборов, о которой сегодня много говорится, было бы правильно снизить канальный сбор. Правильно было бы также выровнять уровень сборов, взимаемых в разных портах, но внутри одной страны.

Вопреки пандемии и экономическому кризису

– Насколько осложнили работу в нынешнем году проблемы с пандемией коронавируса?

– Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 существенно повлияла на всех без исключения. Я полностью согласен с выражением, что мир уже никогда не будет прежним. Нами были предприняты все рекомендованные меры для профилактики болезни. Порт работал и работает в штатном режиме.

Отдельно хотел бы отметить и поблагодарить Министерство инфраструктуры. Профильное министерство в марте 2020 года, когда рассматривался вопрос о приостановке ряда предприятий на карантин, не допустило закрытия портов. Все обязательства перед партнерами, подрядчиками, персоналом и государством выполнялись и будут выполнятся в полном объеме. А наши производственные показатели за первое полугодие остались практически на уровне прошлого года, за исключением показателей перевалки глины. Этот продукт украинского производства активно используется на заводах по производству керамических изделий в Испании и Италии, которые остановили свое производство на несколько месяцев из-за пандемии.

При этом наш порт активно оказывает помощь николаевским медучреждениям в борьбе с коронавирусом путем приобретения и передачи различного медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты.

– “НИКА-ТЕРА” – один из лидеров портового строительства в Украине. Какие инвестиции были вложены за годы его строительства? Каковы планы развития на ближайшие годы?

– Действительно, из небольшого терминала по перевалке удобрений «НИКА-ТЕРА» выросла в крупнейший логистический узел страны. Достаточно сложно сейчас точно сказать сколько именно инвестиций было вложено в порт за 25 лет существования. Тем не менее неоспоримым является тот факт, что благодаря работе нашего порта государство ежегодно получает почти 13 млн долларов отчислений в бюджеты всех уровней, при этом данные цифры не учитывают значительные портовые сборы, а также расходы на благотворительность. Много ли предприятий с численностью в 1350 человек у нас в Украине могли бы похвалиться такими отчислениями с активами, расположенными на территории всего лишь в 79 га?

С осени 2011 года «НИКА-ТЕРА» входит в группу компаний Group DF. Акционер компании – Дмитрий Фирташ – инвестировал в развитие порта 1,56 млрд гривен, которые позволили существенно увеличить складские мощности единовременного хранения и пропускную способность порта.

В настоящее время мы оцениваем мощности порта на уровне 9 млн тонн в год. 2019 год показал, что мы работали практически на пике своих технических возможностей. Естественно, мы не останавливаемся на достигнутом и в подтверждение своих слов хочу поделиться новостью о подписании в мае 2020 года договора на проектирование компанией «Адепт-Проект» еще одного зернового комплекса с парком емкостей до 140 тыс. тонн единовременного хранения. Реализация проекта позволит нарастить мощности “НИКА-ТЕРЫ” еще на 2 млн тонн грузов в год.

Также с этой проектной организацией уже заключен договор на разработку рабочего проекта строительства нового современного лабораторного комплекса, благодаря которому увеличится пропускная способность транспорта в порту, улучшится качество и скорость обслуживания клиентов.

Кроме того, мы продолжаем модернизацию порта, одним из ярких примеров чего является окончание строительства современного причально-весового комплекса в этом году. Данный проект позволит полностью завершить перепрофилирование второго грузового района под перевалку зерновых культур и шрота.

При этом в случае необходимости, мы всегда без проблем и моментально сможем вернуться к перевалке удобрений. Инвестиции только в строительство нового весового комплекса на втором погрузрайоне составили более 27 млн гривен.

Акционер порта очень внимательно следит за итогами нашей работы и уделяет большое внимание инвестициям в развитие порта. Немаловажным для меня лично является и тот факт, что Дмитрий Васильевич Фирташ не остается равнодушным к пожеланиям наших сотрудников. Так, к 25-летию «НИКА-ТЕРЫ», которое мы будем отмечать уже в сентябре этого года, приобретены три новых комфортабельных автобуса для перевозки портовиков. Подобные вещи благоприятно влияют на микроклимат внутри коллектива – того самого коллектива, без которого невозможен был бы успех и процветание «НИКА-ТЕРЫ», и я горжусь, что являюсь его частью.

Репосты:

1Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *