Морская Палата Украины указала на антиконкурентные действия Морской администрации при оформлении грузов в портах

Морская Палата Украины (МПУ) обратилась к министру инфраструктуры Владиславу Криклию, и.о. председателя Государственной службы морского и речного транспорта (Морской администрации) Андрею Глазкову, руководителям Государственной регуляторной службы и Антимонопольного комитета с письмом, в котором указала на недопустимость антиконкурентных действий назначенных Морской администрацией капитанов морских портов при оформлении грузов в портах.

Как указывается в письме, в последние дни участники рынка морских перевозок столкнулись со случаями оформления распоряжений начальниками управления (службы) капитана соответствующих морских портов, согласно которым для выхода из порта судна с загруженным экспортным грузом от агентов судовладельца требуется обеспечивать предоставление деклараций о грузе и дополнительных документов к таким декларациям, в том числе: свидетельства о состоянии груза на время перевозки, свидетельства о соответствии тары (упаковки), свидетельства об укладке и креплении груза в контейнере (транспортном средстве).

При этом, согласно распоряжениям, указанные декларации и дополнительные документы к ним должны выдаваться исключительно специализированными организациями, имеющими соответствующий аттестат об аккредитации Национального агентства по аккредитации Украины. Такой организацией называется только одна — НПП ООО «Экоморсервис», хотя существуют четыре другие специализированные организации (включая государственные), которые осуществляют такую деятельность в течение многих лет, и участники рынка ранее имели возможность выбирать, в какую организацию обращаться.

При невыполнении требований, изложенных в этих распоряжениях, служба капитана порта отказывается оформлять отход судна из порта, что придает этой проблеме очень важный и острый характер.

С примерами таких распоряжений можно ознакомиться по ссылке

В этих распоряжениях содержится ссылка на Положение о порядке подготовки и представления информации о грузе для его безопасной морской перевозки, утвержденное Приказом Министерства транспорта Украины №497 от 14 декабря 1998 года, как основание для таких требований службы капитана порта.

В то же время, МПУ подчеркивает, что как Положение (по крайней мере, некоторые его нормы), так и подходы к толкованию и применению Положения, которые недавно были введены службами капитана соответствующих морских портов, не соответствуют современным рыночным реалиям и сложившейся в торговом мореплавании практике (в том числе, международной), в связи с чем требуют существенной корректировки.

В первую очередь, следует отметить, что обязательство предоставления информации о грузе в форме декларации и дополнительных документов к ней прямо возложено Положением на грузоотправителя или его представителя. В то же время, морской агент, согласно ст.116, 117 Кодекса Торгового мореплавания Украины, является не представителем не грузоотправителя, а именно судовладельца, поэтому не может быть субъектом правоотношений по предоставлению порту информации о грузе, в частности, документов, предусмотренных Положением”, — отмечается в письме.

Подчеркивается, что позиция службы капитана порта о недопустимости оформления отхода судна из порта при отсутствии указанных документов не основывается на требованиях действующего законодательства Украины, в том числе, и самого Положения, а, наоборот, прямо противоречит целому ряду действующих нормативно-правовых актов, в том числе КТМ, Порядку оформления прихода судов в морской порт, предоставления разрешения на выход судов в море и оформления выхода судов из морского порта и Типовой технологической схеме пропуска через государственную границу лиц, автомобильных, водных, железнодорожных и воздушных транспортных средств перевозчиков и товаров, перемещаемых ими.

В этой связи МПУ обратилась к руководителям отрасли с просьбой:

  • Остановить текущую противоправную практику издания распоряжений капитанами морских портов по возложению на агентские компании обязательств обеспечить предоставление информации о грузе, отсутствующей у агентских компаний в силу специфики их деятельности в качестве представителей судовладельцев, а также попыток задержания судна из-за отсутствия таких документов.
  • Принять меры относительно недопущения искажения (ограничения) конкуренции в виде принятия органом власти деклараций о грузе и дополнительных документов к таким декларациям, оформленных исключительно одной аккредитованной организацией.
  • Не допустить создания дополнительных документальных и финансовых барьеров в виде деклараций на каждый стандартный морской контейнер (отдельные декларации при таком виде перевозок оформляются исключительно для негабаритных и опасных грузов). Такие требования от служб капитанов морских портов создают риск коллапса в сфере регулярных морских контейнерных перевозок.

Принятие вышеуказанных мер в полной мере отвечает вопросам безопасности на море и современным рыночным реалиям развития торгового мореплавания, с учетом ведущего международного опыта, а также позволит избежать необоснованного задержания судов в отечественных портах”, — подытожили в МПУ.

С полным текстом письма можно ознакомиться на сайте Морской палаты Украины.

Читайте главные новости отрасли на нашем Телеграм-канале

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *