Контакты редакции:

ул. Коблевская 2/4 оф.4,
Одесса, 65125, Украина

Свяжитесь с нами!

Первая половина июня ознаменовалась двумя противоречивыми информационными поводами в отношении Морречсервиса. 09.06.2020 г. в открытом доступе было опубликовано письмо-ответ Морской администрации мэру Одессы о переносе сроков реализации экспериментального проекта по выдаче удостоверения личности моряка (УЛМ) через Центры предоставления административных услуг (ЦПАУ). В этом же письме указано, что реализация экспериментального проекта по выдаче УЛМ через государственное предприятие не была начата и не происходит, в связи с карантинными ограничениями.

11.06.2020 г. Морречсервис в Одессе отметил свой первый год работы. По случаю годовщины была презентована художественная выставка и приглашены гости. Никаких признаков сложностей в работе Морречсервиса и/или невозможности выдавать документы из-за карантинных ограничений на праздновании не отмечалось.

Напомним, что экспериментальный проект – это утверждённое Постановлением КМУ от 03.03.2020 г. № 174 намерение государства выдавать УЛМ через ЦПАУ в соответствии со ст. 9 Закона Украины «Об административных услугах», начиная с 01.06.2020 г. До этой даты, оформление УЛМ должно происходить через ГП «Морречсервис». При этом, субъектом предоставления административной услуги «оформление и выдача (продление) удостоверения личности моряка» является Морская администрация.

Возникает целый ряд вопросов. Если Морречсервис в Одессе празднует уже целый год работы, то почему глава Морадминистрации пишет мэру этого города, что реализация экспериментального проекта с участием Морречсервиса не начата? Что на самом деле мешает реализовать Постановление КМУ об экспериментальном проекте по выдаче УЛМ через ЦПАУ? И, наконец, оправдывает ли красивая картинка незаконное содержание?

О незаконности содержания.

По случаю годовщины работы Морречсервис в своём телеграм-канале разместил сообщение: «Що нас всіх роз’єднує? – Відмінність поглядів на певні теми та події. На ті речі, де ми маємо свій кут зору та свою особисту думку. Причин на це є багато».

Угол зрения Морречсервиса на действующее законодательство Украины заслуживает отдельного внимания и действительно разъединяет это предприятие с теми, кто считает, что деятельность должна вестись, в первую очередь, в соответствии с действующим законодательством.

К большому сожалению, совершенно правильное и актуальное для украинских моряков решение по упрощению получения необходимых для работы документов в режиме ЕДИНОГО ОКНА приобрело незаконный характер. И эта «незаконность» подвергает наших моряков реальным рискам.

Сегодня деятельность Морречсервиса по оказанию посреднических услуг морякам по оформлению их документов противоречит Кодексу торгового мореплавания, Закону о демографическом реестре, Закону об административных услугах.

Так, КТМ Украины определяет, что УЛМ и ряд других документов моряка выдаёт капитан морского порта, который назначается на должность Министром инфраструктуры Украины. Как известно, уже больше года в Украине Министром не назначен ни один капитан порта, при этом Морречсервис продолжает активно оказывать посреднические услуги морякам по оформлению документов. Однако, оказание посреднических услуг и прочих информационно-консультационных услуг, а также взимание дополнительных платежей при оказании административных услуг прямо запрещены Законом Украины «Об административных услугах» (ст. 11).

Кроме того, не только услуги, которые оказывает Морречсервис запрещены в силу прямой нормы Закона, но и само это предприятие не является надлежащим субъектом. Так, статья 2 Закона о демографическом реестре предусматривает исчерпывающий перечень уполномоченных субъектов, которые могут оформлять УЛМ. Такими уполномоченными субъектами являются: 1) госпредприятие в сфере управления МИУ, в состав которого входит капитан порта (таковым ранее являлось АМПУ) либо 2) Морская администрация, в состав которой входит капитан порта. Сегодня, капитан морского порта и служба капитана морского порта входят в состав Морской администрации, а не в какое-либо гос. предприятие.

Итого, имеем деятельность, в которой, все три составляющие ущербны с т. зрения их соответствия Закону:

СубъектОбъектСодержание
Государственное предприятие «Сервисный центр морского и речного транспорта»Документы моряка, необходимые для трудоустройстваПосреднические организационно-технические услуги
– не является уполномоченным субъектом в соответствии со ст. 2 Закона о демографическом реестре;



– центры Морречсервиса не являются территориальными органами Морской администрации и не аналогичны сервисным центрам в структуре органов МВД, где Постановлением КМУ от 28.10.2015 г. № 889 создано и действует 27 сервисных центров

– документы, оформляются капитанами морских портов, которые не назначены в соответствии со ст. 77 КТМ Украины

– подтверждение квалификации проводится Инспекцией по вопросам подготовки и дипломирования моряков, чья деятельность содержит массу нарушений, выявленных комиссией МИУ

– прямо запрещены ст. 11 Закона Украины «Об административных услугах»

– несоблюдение требований о защите персональных данных (отсутствие защищённых протоколов обмена информацией)

Решает ли Морречсервис основную задачу?

И снова цитата Морречсервиса: «Окрім основної діяльності – професійного та якісного надання послуг, команда «Моррічсервіс» визначила для себе головні цінності існування – це культура обслуговування, повага до кожного, відповідальність та професійна гідність». 

Может ли считаться профессиональной деятельность, которая в своей основе имеет нарушения Закона? Может ли культура обслуживания заменить уважение к моряку? Ответственно ли выстраивать красивый фасад, за которым скрывается незаконное содержание?

Командой Морречсервиса за год проделана большая работа по созданию безупречной картинки. Возможно, менеджеры, маркетологи, IT-инженеры и специалисты по продвижению в соц. сетях действительно верят в то, что Морречсервис – это крутой проект, где моряки могут получить качественный сервис. На самом деле моряки продолжают испытывать колоссальную коррупционную нагрузку при получении любого и каждого документа для работы в море. Морречсервис не решает вопрос понятного и предсказуемого порядка получения документов, что давало бы возможность моряку прогнозировать свою профессиональную деятельность. Морречсервис, на самом деле, не создаёт дополнительной ценности ни для моряков, ни для судовладельцев, которым через морских агентов навязывают услуги по оформлению прихода-отхода судна. Красивые офисы и кофе, телеграм-канал и «е-гавань» не являются ценностями сами по себе и не могут заменить собой реальную заботу и защиту интересов моряков.

Сегодня моряку, обратившемуся в Морречсервис, предлагают присоединиться к Договору о предоставлении сервисных услуг физическим лицам на 9 страницах. В этот договор нельзя вносить изменения, обсуждать его условия и в целом не понятно, сколько времени должно занять у моряка ознакомление с таким договором и осознание его содержания. Не говоря уже о том, что он по своей сути противоречит закону, а посему является никчемным (ст. 203, 215 ГК). Присоединившись к никчемному договору, моряк также оформляет доверенность на ГП «Морречсервис» на представление своих интересов в Инспекции по дипломированию либо перед капитаном морского порта. Для сравнения, при оформлении документов через ЦПАУ или сервисные центры МВД никакие договоры на 9 листах подписывать не нужно, а услуги гражданам оказываются напрямую без доверенностей и посредников.

В Одессе за последний месяц произошло 5 обрушений домов, спровоцированных нарушениями технологий ремонта. Здания, которые прочно стояли десятилетиями, обрушались просто потому, что кто-то решил залить новую стяжку на деревянные балки или перенести несущую стену. Так, что же важнее: строить с учётом базовых конструктивных особенностей или возводить красивый фасад во что бы то ни стало? Как долго продержится конструкция, чей фундамент не основывается на Законе?

Сегодня важно устранить фундаментальные нарушения законодательства в деятельности Морречсервиса, чтобы уже выстроенный фасад не постигла участь обрушения. Для этого нужно в первую очередь разобраться с первоисточниками оказания услуг морякам. Таковыми являются капитаны морских портов и Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков. Оба этих института сегодня работают с нарушением законодательства. Что касается сервисной структуры, которая должна обеспечить морякам «единое окно» для подачи и получения документов, то есть два законных пути организации такой деятельности: 1) предоставление сервисных услуг морякам через территориальные органы Морской администрации (по аналогии с сервисными центрами МВД, где сегодня можно сдать экзамены, оформить водительские удостоверения и право собственности на автотранспорт); 2) оформление документов через ЦПАУ исполнительных органов территориальных громад, которые сегодня созданы и действуют во многих населённых пунктах Украины.

Полагаем, украинские моряки достойны того, чтобы сервис оказывался им не только красиво, но и законно.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *