Модель единого европейского морского окна меняется
Ежегодно в ЕС производится более двух миллионов заходов судов в порт, однако, процедуры отчетности судов, на которые тратится около 4,6 млн. часов, до сих пор не приведены к единообразию. Процесс работы над оптимизацией процедур и созданием эффективного единого морского окна продолжается. Опыт ЕС будет очень полезен для Украины, где по инициативе АМПУ также начата работа по созданию такой системы.
20 октября 2010 года Европейский парламент и Совет Европейского союза приняли Директиву 2010/65/ЕС о представлении формальностей для судов, прибывающих и/или выходящих из портов государств-членов. Эта Директива более известна, как Директива о формах отчетности (Reporting Formalities Directive, RFD).
RFD должна максимально упростить и обеспечить согласованность административных процедур, применяемых к морскому транспорту за счет создания единых морских окон (EMSW, European Maritime Single Window) во всех портах стран ЕС.
Для внедрения RFD, была создана проектная группа, в которую были включены службы Комиссии, EMSA, представители морских и таможенных органов, 13 государств-членов и отраслевых ассоциаций. Однако, данный проект не достиг своей цели и сегодня более чем в 50% портах мира работают с бумажными отчетами. Полностью электронная отчетность заработала только в нескольких странах ЕС, в большинстве же случаев обмен информацией между странами затруднен, многие процессы часто дублируются.
Неэффективность Директивы показала и оценка, проведенная в 2016-2017 гг. В рамках проверки ее соответствия Морской транспортной политике был выявлен ряд проблем. Интерфейсы национальных единых окон (National single window, NSW), форматы данных и процедуры отчетности различаются между государствами-членами ЕС, а иногда и между портами. В ряде случаев это может приводить к отрицательному влиянию на судоходную отрасль.
Соответственно, чтобы обеспечить совместимость, мультимодальность и плавную интеграцию морского транспорта, NSW должны обеспечивать возможность обмена соответствующей информацией между разными видами транспорта.
1 марта 2017 года крупнейшие судоходные ассоциации ЕС настоятельно призвали начать фундаментальный пересмотр RFD для дальнейшего создания европейской морской среды с единым окном, позволяющим обеспечить конкурентоспособность и эффективность европейского сектора морского транспорта, облегчить использование цифровой информации, а также интегрировать в эту систему всю логистическую цепочку.
Учитывая, что проблема носит трансграничный характер, существенных результатов можно достичь только через согласованные общие рамки, учитывающие общеевропейские потребности.
Были проведены консультации с заинтересованными сторонами. Вопросник был доступен на всех официальных языках ЕС. Большинство опрошенных предпочло интегрированную всеобъемлющую систему отчетности. Судоходные компании и судовые агенты считают централизованное решение наиболее оптимальным для гармонизации процедур, тогда как власти и порты стран-членов ЕС склоняются к решению, основанному на существующих национальных единых окнах.
На данный момент продолжается работа над нормативно-правовым актом (COM (2018) 278 final; 2018/0139 (COD) от 17.5.2018) по созданию среды Европейского морского единого окна. Также, Европейская комиссия пересматривает положения RFD, анализируя одновременно и варианты упрощения таможенной отчетности. Предлагаемая новая среда EMSW состоит из сети национальных «единых окон» и включает в себя согласованный интерфейс, а также общие службы для управления пользователями и доступом. Она (система) объединит всю отчетность, связанную с заходом в порт.
EMSW должно устранить чрезмерную административную нагрузку. Анализ показывает, что это возможно за счет согласованных интерфейсов, процедур и форматов данных; предоставления единой точки входа в систему по всей территории ЕС. Для этого необходимо создать единый модуль IТ-решений, разработанный на уровне ЕС и подключить его к каждому национальному «единому окну» (ожидаемые затраты на создание и развитие составляют 13,5 млн. евро за 11 лет (с 2020 по 2030 год). Предполагается покрытие расходов за счет бюджета ЕС). Страны-члены ЕС должны нести ответственность за интеграцию, управление модулем, а также регулярное и своевременное обновление программного обеспечения. Интерфейсы NSW в странах-членах должны быть согласованы на уровне ЕС, быть удобными и обладать общими стандартами. Модуль должен учитывать риски, связанные с безопасностью и кибер-инцидентами.
Все соответствующие компетентные органы на национальном уровне должны гарантировать поддержку базы данных EMSW, которая помимо основной информации должна содержать перечень запрещенных, опасных и загрязняющих веществ (регл. Директивой 2002/59/EC15; ИМО FAL 7).
Также, допускается предоставление информации через другие каналы отчетности, такие как системы портовых сообществ, однако, в этом случае, государства-члены ЕС должны обеспечить передачу этой информации в систему единого окна.
В случае принятия нормативно-правового акта по созданию среды Европейского морского единого окна и эффективной работе EMSW последует глобализация рынка агентирования внутри ЕC. Отсутствие сдерживающего фактора в виде национальной специфики форматов данных и процедур отчетности, работа по единому стандарту приведет к упрощению функционирования агентских компаний и даст возможность работать в любом порту Европы.
Автоматизация многих процессов в EMSW, с использованием инструментов информационно-коммуникационных технологий, позволит снизить расходы на агентские услуги.
Украина также предпринимает шаги в этом направлении. Работа над созданием необходимой нормативной базы для создания единого морского окна в нашей стране уже ведется специалистами Администрации морских портов Украины.
Создание единого морского окна очень позитивная инициатива для отрасли, значительно упрощающая работу большинства участников этого рынка. В работе по созданию в Украине инструмента аналогичного европейскому учитывается наиболее успешный опыт ЕС.
Таким образом, есть предпосылки к тому, что украинские агентские компании и другие участники рынка в обозримом будущем смогут воспользоваться преимуществами единого морского окна как на национальном, так и на европейском уровне.
Ирина Полякова, заместитель начальника по коммуникациям службы организации работы портов АМПУ
Вячеслав Вороной, начальник службы организации работы портов АМПУ
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта.