ММТП: меняем вектор

Мариупольский морской торговый порт вступает в период больших изменений. Одно из крупнейших в Украине предприятий-стивидоров после более шести лет работы в экстремальных условиях, обусловленных военно-политическим кризисом на востоке страны, подошло к черте, когда только последовательные и решительные действия менеджмента способны вывести порт на принципиально новый уровень или, как сказал руководитель предприятия Игорь Барский, сменить нисходящий вектор развития на восходящий.

ФАКТОРЫ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

Мариупольский порт по праву называют морскими воротами Донбасса. Начиная с 2014-го года к нему приковано пристальное внимание не только украинского, но и мирового сообщества. Ведь порту, во-первых, приходится работать в непосредственной близости от зоны боевых действий, а во-вторых – преодолевать одну за другой связанные с этим проблемы.

С 2014-го года к Мариупольскому порту приковано пристальное внимание не только украинского, но и мирового сообщества. Фото: «Порты Украины».

Напомним только о самых главных из них. Мариупольский порт лишился большей части своих традиционных грузов, поскольку предприятия-поставщики остались на территории, неподконтрольной Украине. Строительство и введение в действие Керченского моста привело к тому, что из-за ограничения надводного габарита проходящих под ним судов мы потеряли такие важные направления, как Америка, Китай, Индия, Вьетнам, Корея. Отныне по этим направлениям крупнотоннажные суда типа Panamax можно будет отгружать только в Черноморских портах. Плюс с апреля 2018 года погранслужба ФСБ РФ начала осуществлять досмотры всех судов под иностранными флагами, которые направляются в украинские порты Азовского моря и из них. Был период, когда время ожидания проверок только в одну сторону достигало 14 суток. В итоге судовладельцы несли дополнительные расходы, а порт – финансовые и репутационные потери. Эти и другие факторы привели к тому, что объемы грузопереработки упали в разы: с 12,07 млн тонн в 2014 году до 5,3 млн тонн в 2018-м. Соответственно страдала и экономика предприятия. При этом порт продолжал стабильно выплачивать сотрудникам заработную плату, а также все налоги и отчисления в государственный и местный бюджеты. Однако с 1 января 2017 года предприятию пришлось перейти на четырехдневную рабочую неделю. Этот график остается в силе и по сегодняшний день.

ПЛЮС ПАНДЕМИЯ И МИРОВОЙ КРИЗИС

При всех вышеперечисленных проблемах Мариупольский порт находил возможности для развития. Полностью реконструировал 18-й причал, превратив его в современный металлопогрузочный комплекс. Для экономии использования дорогого природного газа построил одну из крупнейших в регионе промышленных гелиосистем. Первым в зоне АТО привлек частные инвестиции для реконструкции склада напольного хранения грузов. Приступил к созданию агропромышленного кластера, первым этапом которого стало строительство зернового терминала. Между тем, объемы грузоперевалки и проблемы с привлечением новых грузоотправителей не позволяли предприятию как следует стать на ноги, в том числе восстановить пятидневную рабочую неделю. Ситуация усугубилась весной нынешнего года – с пандемией коронавируса и сопутствующим ей мировым экономическим кризисом. Уже в начале апреля прогнозируемые показатели грузоперевалки и, соответственно, финансовой деятельности порта обещали, что месяц станет убыточным. Но благодаря строгой экономии по снижению затрат на ремонт, топливо, электроэнергию и оптимизации трудозатрат, чистая прибыль предприятия по итогам 4 месяцев составила 4,2 млн грн.

КАДРОВАЯ РЕФОРМА

Строгая экономия средств не позволяла достичь цели, поставленной перед менеджментом и.о. директора Игорем Барским: сделать Мариупольский порт современным, высокоэффективным предприятием. Достичь ее можно, лишь решив две задачи: увеличить доходы и снизить расходы. Что касается расходов, первым делом предстояло оптимизировать затраты. Обращаясь в этой связи к профсоюзному активу предприятия, Игорь Николаевич сообщил, что горизонтально ориентированная система управления, которая всегда существовала в порту, в нынешних реалиях показала свою неэффективность, и что его задача как кризисного менеджера и руководителя – построить эффективную вертикальную систему.

«Бывший директор порта Алексей Росинский говорил мне: «Если хочешь знать, что происходит – ходи по причалам. Не в автомобиле, а пешком ходи», – говорит Игорь Барский. Фото: «Порты Украины».

Начать реформу планируется с аппарата управления. Министерству инфраструктуры Украины уже представлены новое штатное расписание и структура предприятия, согласно которым планируется упразднить должности трех заместителей директора, что позволит сократить и перераспределить фонд оплаты труда. Следующим этапом произойдет оптимизация аппарата управления, в первую очередь тех подразделений, которые дублируют функции. Начавшись в управлении, поэтапное сокращение штата коснется всех структурных подразделений порта. Но проводиться оно будет очень взвешенно.

«Если сейчас не начать антикризисную программу, то мы так никогда и не сможем нормально работать и у нас по-прежнему будет 4-х дневная рабочая неделя, – заявил Игорь Барский. – Наша цель – 5-дневная неделя, поскольку это сразу же увеличит доходы портовиков на 20%».

«ВКЛЮЧИТЕ В СЕБЕ МЕНЕДЖЕРОВ!»

С таким требованием и.о. директора порта Игорь Барский обратился к руководителям структурных подразделений и в первую очередь – к начальникам грузовых районов. Поскольку второй фактор – увеличение доходов за предоставление услуг по перевалке грузов – от них зависит напрямую: «Наряду с уже привычными вашими обязанностями вы должны заниматься также прогнозированием, моделированием рабочих ситуаций. Я рассчитываю, что вы будете смотреть вперед, в будущее. В том числе заботиться омотивации, зарплате трудящихся: определять тенденции, вносить предложения, генерировать идеи. Наши работники должны понимать, что зарплата зависит от объема оказанных услуг. Я, как и многие из вас, помню период с 1993 по 1998 год, когда в год наш порт перегружал всего 4 млн тонн и зарплаты, конечно же, были небольшими. Ныне пандемия COVID-19 подорвала экономику всего мира, что не может не сказаться на нашем предприятии как участнике внешнеэкономических операций. А значит, чтобы выровнять ситуацию, мы все должны очень постараться».

ВРЕМЯ ОБНОВЛЕНИЙ

Параллельно со структурными изменениями и оптимизацией численности в Мариупольском порту пересматривается подход к ведению всех бизнес-процессов. Чтобы лично ознакомиться с деятельностью каждого подразделения и с условиями работы портовиков, Игорь Барский планомерно проводит инспекции. Руководитель порта посещает отделы и службы, побывал в автохозяйстве и железнодорожном цехе, на очереди грузовые районы. «Бывший директор порта Алексей Росинский говорил мне: «Если хочешь знать, что происходит – ходи по причалам. Не в автомобиле, а пешком ходи», – делится Игорь Барский. – И я, когда работал в коммерческой службе, всегда ходил по причалам. Но теперь как первый руководитель не могу ограничиваться только ими, поскольку должен быть в курсе того, что происходит во всех подразделениях». Уже сейчас можно сделать вывод, что предприятие нуждается в серьезных структурных преобразованиях, а коллектив – в обновлении, притоке свежей крови. В настоящее время средний возраст работающих в порту – 47,5 лет. Количество сотрудников категории «60+» составляет 13,3%. Поэтому, конечно, порту требуется молодежь. Активная, инициативная, готовая сворачивать горы. Впереди реализация такого важного инфраструктурного проекта, как строительство зернового терминала, продолжается реконструкция и модернизация системы энергосбережения, внедрение новых, более экономных технологий.

Министр инфраструктуры Владислав Криклий во время пребывания в порту. Фото: пресс-служба ММТП.

Положительную динамику работы предприятия отметил недавно побывавший в Мариупольском порту Министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий. Осмотрев самые важные объекты и ознакомившись с ключевыми показателями, министр дал высокую оценку деятельности менеджмента. Ведь во многом, именно благодаря его энергии и решительности, у Мариупольского порта есть все шансы добиться успеха.

«Наша задача – увеличение доходности предприятия, рост благосостояния работников, поддержание социальных стандартов, – говорит Игорь Барский.– Как стратегию мы выбираем агрессивную политику относительно грузопотоков, а также снижение себестоимости, повышение конкурентоспособности и эффективности. Конечно же, для этого нужна надежная команда. И, я надеюсь, вместе у нас все получится!»

Статья опубликована в июньском номере «Журнала Порты Украины», который в эти дни рассылается подписчикам.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *