Сесилия Мюллер Торбранд, [Cecilia Müller Torbrand], исполнительный директор Морской Антикоррупционной Ассоциации (MACN) (Копенгаген, Дания)

Огромный опыт MACN позволяет решать проблемы и влиять на ключевые факторы, связанные с морской коррупцией в портах и терминалах.

Удалось ли за полгода работы MACN в Украине вовлечь в антикоррупционную деятельность новых участников и совместно найти нужные пути решения сложившейся ситуации в портах? Детальнее – в эксклюзивном интервью с Сесилией Торбранд.

Что из себя сегодня представляет Морская антикоррупционная ассоциация и какие цели преследует? В каких регионах уже открыты Ваши представительства?

Морская антикоррупционная ассоциация (MACN) является уникальной платформой для бизнеса, способствующим искоренению коррупции в морской отрасли. В MACN входят судовладельцы и другие компании морской индустрии, включая фрахтователей и поставщиков услуг.

MACN была создана в 2011 году как ведущая в отрасли инициатива совместных действий. Объединяя более 140 компаний-участников, представляющих около 50% мирового тоннажа, MACN обладает весомым голосом отрасли и стала одним из выдающихся примеров объединения усилий судовладельцев по искоренению коррупции. Работая в партнерстве с игроками рынка, правительствами и гражданским обществом, MACN успешно справляется с коррупционными рисками, предпринимая конкретные действия в таких странах, как Нигерия, Индонезия, Египет, Индия и Аргентина. Инициативы MACN были положительно восприняты участниками и принесли ощутимые результаты, такие как устранение торговых барьеров, укрепление системы управления и значительное снижение уровня коррупции в морской торговле.

Что послужило причиной открытия Центра поддержки (англ. “HelpDesk”) в Украине? Какие были к этому предпосылки и как часто к вам обращаются за помощью в Украине? Какие компании сильнее всего страдают от коррупции в морских портах?

Коррупция в портах и морском секторе приводит к росту торговых издержек, особенно в развивающихся странах, где торговые издержки и без того являются самыми высокими. В Украине коррупция широко распространена в различных отраслях внутри страны. В Индексе восприятия коррупции (Corruption Perception Index) организации Transparency International в 2019 году Украина вошла в третий десяток (после 100) и заняла 126 место из 180 стран мира. Опрос участников MACN (куда входят крупнейшие в мире компании морского бизнеса) показал, что Украина воспринимается как самая сложная страна для судозаходов в Черноморском регионе.

Опрос участников MACN (куда входят крупнейшие в мире компании морского бизнеса) показал, что Украина воспринимается как самая сложная страна для судозаходов в Черноморском регионе

Работающая в Украине судоходная отрасль, в частности, балкерный флот, который перевозит навалочные грузы, часто сталкивается с проблемами, связанными с документацией и процедурами контроля на борту судна (например, удаление отходов, откатка балластных вод). Большинство коррупционных требований связаны с требованием крупных денежных сумм. Невыполнение подобных требований приводит к большим задержкам судов и угрозе штрафов за надуманное несоответствие законодательству и местным требованиям. В последние годы Украина прилагает большие усилия для борьбы с коррупцией в части нормативного регулирования. Однако существующая нормативная база в морской отрасли в недостаточной мере исполняется, в результате чего компании продолжают сталкиваться с незаконными требованиями. По отзывам участников, Украина была определена в качестве одной из приоритетных стран для распространения Программы коллективных действий MACN с целью снижения и потенциального устранения взяточничества в портах.

В рамках инициативы Коллективных действий в Украине MACN в партнерстве с юридической фирмой “АНК” был создан местный Центр поддержки (HelpDesk). ЮФ «АНК» сопровождает компании-участники MACN и заинтересованных лиц до и во время судозаходов в порты. Юристы будут предоставлять первичные оперативные консультации при возникновении срочной ситуации и, в случае эскалации конфликта, взаимодействовать с местными государственными органами. Кроме того, в сотрудничестве с Секретариатом MACN, АНК будет поддерживать коммуникацию на местах и повышать осведомленность об инициативе коллективных действий MACN, проводить оценку рисков, связанных с портами, и оказывать помощь ассоциации в разработке соответствующих Антикоррупционных инструментов.

Любой участник MACN может воспользоваться этим местным Центром поддержки при заходе в украинские порты. С момента своего появление в сентябре 2020 года мы наблюдаем рост обращений в Центр поддержки MACN.

Инциденты происходят в основном в процессе оформления судов по прибытии в порты, и в первую очередь к ним предъявляют требования портовые власти, такие как офицеры таможенной службы, капитаны портов, инспекторы по охране окружающей среды (проблема откатки балласта) и инспекторы PSC. Есть также случаи, когда сообщалось о незаконных требованиях со стороны морских агентов

В каких сферах деятельности, по наблюдениям членов ассоциации, наиболее высокие коррупционные риски в украинских портах (оформление прихода/отхода судов, PSC контроль, внутрипортовые операции, таможенный контроль, коммуникация с АМПУ)?

Одним из многих ключевых инструментов MACN для ее участников является Система анонимных сообщений об инцидентах (система открыта и для тех, кто не является ее участником). Система анонимного сообщения об инцидентах, разработанная MACN, позволяет компаниям предоставлять сообщения об инцидентах, когда судно сталкивается с коррупционными требованиями во время операций в порту. Результаты анонимного сообщения позволяют участникам MACN учиться друг у друга, чтобы потенциально избежать подобных инцидентов в своей деятельности. MACN собрала более 41 000 сообщений об инцидентах, связанных с коррупционными требованиями, по всему миру. MACN использует эти данные для анализа тенденций в области частоты инцидентов, что позволяет MACN нацеливать свои усилия на коллективные действия и взаимодействовать с правительствами. Это был успешный метод содействия конструктивному диалогу на встречах с правительствами и другими заинтересованными сторонами. Важно отметить, что сообщения являются анонимными и не персонифицируют заявителя, поэтому никто не может установить, кем предоставлено сообщение, и в отчёт не включают детали, которые позволили бы идентифицировать судно или отдельных лиц.

Данные MACN, полученные по Украине, показывают, что инциденты происходят в основном в процессе оформления судов по прибытии в порты, и в первую очередь к ним предъявляют требования портовые власти, такие как офицеры таможенной службы, капитаны портов, инспекторы по охране окружающей среды (проблема откатки балласта) и инспекторы PSC. Есть также случаи, когда сообщалось о незаконных требованиях со стороны морских агентов.

Какие первоочередные шаги для борьбы с коррупцией в морском секторе нужно предпринять украинским властям?

По мнению MACN, сообщения о таких проблемах во время проверок с последующим наложением штрафов не отражают требования по безопасности или правила охраны окружающей среды, действующие в настоящее время на международном уровне, разработанные и принятые Международной морской организацией (IMO), важным государством-членом которой является Украина. Мы также считаем, что принятие и применение усовершенствованного законодательства повысит репутацию Украины как страны, в которой легко вести бизнес, и обеспечит добросовестность администрации благодаря постоянной политической приверженности делу искоренения коррупции. MACN готов работать с украинскими властями для решения этих задач посредством диалога, сотрудничества и коллективных действий.

Какие промежуточные итоги (результаты) работы ассоциации в Украине за первые полгода?

Непосредственные действия по созданию Центра поддержки и налаживанию партнерских отношений с ЮФ «АНК» были очень успешными. Участники MACN заинтересованы в том, чтобы воспользоваться местной поддержкой. Кроме того, мы также видим растущий интерес к сотрудничеству с ключевыми местными субъектами частного сектора и общественными организациями, что вселяет оптимизм в нашу инициативу коллективных действий. Мы продолжаем прилагать усилия для установления контактов с местными учреждениями государственного сектора в целях создания диалога для решения проблем, с которыми сталкивается отрасль.

Как повлияла пандемия COVID-19 на работу ассоциации и судовладельцев?

Пандемия поразила всех в глобальном масштабе, и это повлияло на работу MACN в первую очередь за счет сокращения числа посещений ключевых заинтересованных сторон и местных партнеров во всем мире. Тем не менее, мы стали свидетелями еще более сильного желания перемен стороны участников MACN, и мы продолжаем расти, несмотря на пандемию.

Команде MACN удалось сохранить динамику, поддерживая тесный контакт с нашими местными партнерами и продолжая вовлекать все ключевые местные заинтересованные стороны в соответствующих странах в ту же технологию, что и все остальные – Zoom и Teams! Такой же формат был использован для нашего ежегодного собрания участников, которое обычно проводится лично. В этом году нам удалось собрать на наших встречах больше представителей участников во всех часовых поясах земного шара.

Какие первоочередные перспективы работы Ассоциации вы видите в ближайшем будущем?

Мы собираемся продолжать использовать местный Центр поддержки и Форум по обмену передовым опытом.

MACN продолжает обеспечивать безопасные площадки для взаимодействия, на которых представители отрасли могут обмениваться информацией о вызовах и передовым опытом, совместно оценивая проблемы, с которыми они сталкиваются во время захода в порты Украины. Мы будем использовать систему сообщений об инцидентах MACN и встречи участников для активного мониторинга заходов в порты Украины и дадим возможность отрасли делиться своими проблемами с коллегами.

Также, наш местный партнер в Украине продолжит предоставлять оперативные и юридические консультации компаниям, которые нуждаются в них, а также будет поддерживать компании, которые хотели бы сообщить о требованиях украинским властям через официальные каналы правительства. MACN изучит возможность подачи официального обращения в Совет бизнес-омбудсмена с целью акцентирования внимания на вопросах честности и неподкупности властей.

Кроме того, ключом к улучшению ситуации является обмен передовым опытом, полученным в результате успешных портовых заходов, и уроками, извлеченными из неудачных портовых заходов.

Взаимодействие с местными заинтересованными сторонами и проведение первоначальной оценки риска проблем, связанных с портами, имеет первостепенное значение. В долгосрочной перспективе MACN хотела бы создать честный альянс между соответствующими государственными органами в Украине и морской отраслью. Диалог с заинтересованными сторонами в правительстве является важным элементом инициатив коллективных действий MACN, поскольку мы стремимся решить проблему коррупции как со стороны предложения, так и со стороны спроса.

Ещё мы с нетерпением ждем проведения мероприятий по повышению осведомленности в Украине с целью вовлечения местных заинтересованных сторон и улучшения понимания коррупционных вызовов в морском бизнесе и того, как с такими вызовами можно успешно бороться.

[Интервью взял Александр Глущенко]

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *