Контакты редакции:

ул. Коблевская 2/4 оф.4,
Одесса, 65125, Украина

Свяжитесь с нами!

Кому выгодно исключение иностранных консультантов из тендеров АМПУ?

Тендерные процедуры в украинской портовой отрасли почти всегда становятся поводом для громких публичных скандалов. Не стал исключением и тендер по подготовке ТЭО и конкурсной документации проекта концессии железнодорожно-паромного комплекса государственного предприятия «МТП «Черноморск» и соответствующего имущества ГП «АМПУ», связанного с этим комплексом.

Примечательно, что по сути это первый тендер, который проводит Администрация морских портов Украины самостоятельно (после помощи ЕБРР и Мирового банка в проекте концессии портов «Ольвия» и «Херсон»).

Помимо стандартных бюрократических проблем, стоящих, как правило, перед потенциальными иностранными участниками при подаче тендерной документации, в данном случае мы наблюдаем вопиющие нарушения прав иностранных компаний – участников торгов.

Нарушения, на которые мы хотим обратить внимание украинской общественности, заключаются в следующем:

Сроки тендера

По неизвестным причинам процедура переквалификации и период обжалования участниками тендера решения о допуске к процедуре торгов сдвигается без видимых оснований. Причём на несколько дней вперёд (!), очевидно усложняя возможность обжалования тендера. Ранее процедура раскрытия конкурсных предложений была запланирована на 2 ноября. Однако затем была сдвинута на понедельник 26 октября.

Несовершенство системы ProZorro

Во-первых, указанный тендер, проводимый Администрацией морских портов Украины проходил с использованием тендерной площадки ProZorro, по правилам, которые, увы, далеки от идеальных международных стандартов. К примеру, для участия в тендере иностранной компании обязательно наличие электронной цифровой подписи, которую, очевидно, невозможно получить без привлечения украинского партнёра.

Во-вторых, система крайне недружелюбна для иностранных участников торгов, и принять участие в тендере без поддержки местных локальных партнёров (которым для MTBS является юридическая компания Interlegal) представляется просто невозможным. Не смотря на декларирование Украиной открытого доступа всех участников.

В-третьих, заказчик – Администрация морских портов Украины требовала от нас предоставить дополнительные разъяснения и уточнения, требующие срочной реакции. К примеру, одно из извещений о необходимости внесения изменений в тендерную заявку появилось в системе ProZorro 8 октября (около 12.00) с необходимостью внести правки в пакет документов в течение 24 часов до 12.00, 9 октября. Не смотря на короткий промежуток времени, нам удалось оперативно дать удовлетворительный ответ на вопросы заказчика.

40 евро – как входной барьер

Ещё неприятным сюрпризом для нас стало сообщение о том, что банковская гарантия, поданная нашей компанией для участия в тендере, не может быть принята. По условиям тендера требовалась банковская гарантия на сумму 250 000 гривен (ровно), которые нам как репутабельной компании выдал банк ABNAMR с банком-корреспондентом в Украине – Укрэксимбанк. Однако, из-за курсовой разницы между датой подачи гарантии и датой рассмотрения документов тендерной комиссией, размер банковской гарантии на 22 октября составил 248 854 гривен, что стало формальной причиной отстранения MTBS от тендера.  Разумеется, уведомление в разумные сроки о такой незначительной проблеме с банковской гарантией позволило бы нам устранить её своевременно.

Всё это даёт нам основания полагать, что недопуск иностранных подрядчиков (с огромным опытом работы в Украине) является не простой случайностью, а ставит их в заведомо неконкурентное положение с невозможностью реализации своих законных прав на обжалование решения о дисквалификации.

Обо всех указанных нарушениях мы проинформировали посольство Королевства Нидерланды в Украине, Администрацию морских портов Украины, Антимонопольный комитет Украины, Министерство инфраструктуры Украины, проектный офис SPILNO и другие заинтересованные органы.

Мы просим их вмешаться в ситуацию и защитить интересы MTBS – крупнейшего иностранного портового консультанта с многолетним опытом в этой сфере от дискриминации.

Опыт MTBS в Украине

MTBS вместе с локальным партнёром – юридической компанией Interlegal с 2005 года успешно сотрудничают в Украине под брендом MTBS Ukraine. С тех пор реализовано более 15 портовых проектов, заработана отличная репутация на рынке, в том числе в различных министерствах и ведомствах. В 2019 году при поддержке Королевства Нидерландов в Украине специалисты MTBS провели обучение сотрудников аппарата управления АМПУ современным методам управления портовым имуществом.

2 крупнейших портовых концессионных проекта, которые составляют гордость украинского транспортного сектора – проект концессии порта «Ольвия» и порта «Херсон» – являются результатом качественной подготовки технико-экономического обоснования, написанного консорциумом международных консультантов с участием MTBS. Проект находился под контролем Международной финансовой корпорации (IFC) и ЕБРР и получил широкое признание в средствах массовой информации как знаковый успех ГЧП в портах на Украине. Что было бы невозможно без качественной работы экспертов MTBS.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *