Китай как фактор падения фрахтовой конъюнктуры. Обзор фрахтового рынка сухогрузного тоннажа в октябре 2021 года
Вместо ожидавшегося дальнейшего укрепления фрахтовой конъюнктуры, что, как правило, происходит в четвертом квартале каждого года, в нынешнем сезоне рынок резко сдал свои позиции.
Поднявшись к концу первой недели октября до 5650 пунктов, Балтийский фрахтовый индекса (БФИ) сухогрузного тоннажа закончил месяц на отметке в 3519 пунктов, потеряв 37,7% и откатившись далеко назад от рекордных за последние 13 лет значений. Тем не менее, несмотря на резкое падение фрахтовой конъюнктуры на протяжении двух последних декад октября, набранный рынком в третьем квартале потенциал оказался настолько высоким, что не смог полностью нивелировать достигнутые ранее успехи.
Хроники падения
Как и обычно, основным «виновником» падения БФИ в октябре текущего года явились балкеры кейпсайз, для которых соответствующий индекс BCI сначала взлетел до 10 485 пунктов, а затем резко спикировал вниз, завершив месяц на уровне в 4349 пунктов — т. е. более чем в два раза меньшем.
Из-за чрезвычайно высокой волатильности средний заработок кейпсайзов в октябре колебался в широком диапазоне от 36 000 $/сут. (в конце месяца) до 87 000 $/сут. (на пике подъема 6-7 октября). Соответственно, если в начале октября средний заработок кейпсайзов более чем вдвое превосходил аналогичный показатель для панамаксов, то к концу месяца снизился до практически такого же уровня.
Волатильность Балтийских фрахтовых индексов в октябре 2021 года
Показатели | BCI | BPI | BSI | BHI | BDI |
---|---|---|---|---|---|
Максимум | 10 485 | 4 328 | 3 624 | 2 062 | 5 650 |
Минимум | 4 349 | 3 866 | 3 104 | 1 972 | 3 519 |
Среднее | 7 798 | 4 047 | 3 456 | 2 019 | 4 820 |
Коэффициент волатильности max/min | 2,41 | 1,12 | 1,17 | 1,05 | 1,61 |
Количество смен тренда | Количество смен тренда | Количество смен тренда | Количество смен тренда | Количество смен тренда | Количество смен тренда |
🠕 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
🠗 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Показатели рассчитаны автором
Волатильность фрахтовых индексов для других категорий балкерного тоннажа в октябре была не столь высокой, как у кейпсайзов, и находилась в пределах 5-12%.
Индекс BPI для балкеров панамакс, начав октябрь на отметке в 3992 пункта, завершил месяц на уровне 3896 пунктов (-2,4%). При этом на своем пике в середине третьей декады октября индекс BPI достигал 4328 пунктов, то есть был на 11,1% выше.
Средний заработок панамаксов в октябре колебался на уровне 35 000-42 000 $/сут. При этом в конце октября панамаксы в круговых трансатлантических и транстихоокеанских рейсах имели примерно одинаковый заработок — около 35 000 $/сут. На плече Континент — Дальний Восток они могли заработать более 50 000 $/сут. и 23 500 $/сут. — в обратном направлении. В Черноморско-Средиземноморском регионе камсармаксы в конце октября зарабатывали 37 000-39 000 $/сут., а на плече Черное море — Китай — 57 000-59 000 $/сут.
Индекс BSI для балкеров супрамакс в течение октября снизился с 3383 до 3104 пунктов, или на 8,2%. Средний заработок супрамаксов в октябре имел диапазон 34 000-40 000 $/сут. При этом в круговых транстихоокеанских рейсах в конце октября ставки для супрамаксов достигали 30 000 $/сут. В отфрахтовках Мексиканский залив США — Дальний Восток супрамаксы в конце октября могли заработать до 55 000 $/сут., а Средиземноморье — Дальний Восток — 51 500 $/сут. На плече Мексиканский залив США — Континент средний заработок супрамаксов составлял 44 000 $/сут. и 39 000 $/сут. — в обратном направлении. Супрамаксы с грузом металлолома, следующие с Континента на Средиземноморскую Турцию, могли заработать 41 000 $/сут. На плече Мексиканский залив США — ЮВА ставки для супрамаксов достигали 51 000-52 000 $/сут.
Хорошим примером ситуации с супрамаксами в октябре этого года выглядит отфрахтовка Patmos John (дедвейт 56 361 тонн постройки 2012 года) по ставке 41 000 $/сут. компании Delta под перевозку зерна из Черноморска в Египет.
Индекс BHI для балкеров хендисайз, начав октябрь на уровне 1987 пунктов, завершил его на отметке в 1972 пункта, то есть имел минимальную волатильность. Однако в середине третьей декады октября индексу BHI все же удалось перешагнуть рубеж в 2065 пунктов, установив тем самым многолетний максимум своих значений.
Средний заработок хендисайзов в октябре составлял около 35 500-37 000 $/сут. При этом на плече Континент — Бразилия/ Восточное побережье США хендисайзы могли заработать 38 000-40 000 $/сут. и около 38 000 $/сут. — в обратном направлении. Причем именно плечо Бразилия/Мексиканский залив США — Континент обеспечивало максимальный прирост фрахтовых ставок в рассматриваемом периоде — в то время как тихоокеанский сегмент рынка показал снижение на 2450-2650 $/сут.
Средний заработок хендисайзов по основным направлениям перевозок в октябре 2021 года, $/сутки
Направление перевозок | Начало октября 2021 года | Конец октября 2021 года | Разница,(+)(-) |
---|---|---|---|
Континент - Бразилия | 38 000 | 38 407 | +407 |
Континент - ВП США | 39 807 | 39 714 | -93 |
Бразилия - Континент | 29 144 | 37 056 | +7 912 |
Мекс. залив США - Континент | 28 321 | 38 000 | +9 679 |
ЮВА - Австралия - Япония | 36 538 | 34 100 | -2 438 |
Круговой транс тихоокеанский рейс | 34 681 | 32 050 | -2 631 |
Источник: Allied
Неплохо чувствовали себя хендисайзы в рассматриваемом периоде и в Средиземноморско-Черноморском регионе, где ставки при перевозках зерна из портов Черного моря в Египет фиксировались на уровне 34 000-36 000 $/сут. А вот на плече Туапсе — Дакар хендисайз HTK Discovery дедвейтом 37322 тонн постройки 2009 года был отфрахтован компании Seaboard по ставке 46 000 $/сут. Ставки на перевозку удобрений на плече Черное/ Средиземное море — Южная Америка в конце октября достигали 34 000-35 000 $/сут.