Как влияет торговая война США и Китая на морские перевозки

Суммарный объем насыпных грузов, затронутый торговой войной, составляет менее 2% от общего объема перевезенных морем балкерных грузов в 2017 году  Если говорить о контейнерном трафике, то «боевые действия» также затронули всего 1,9% объемов прошлого года.

Торговая война между США и Китаем набирает обороты, список товаров, на которые введены таможенные тарифы становится все длиннее. Многие грузы «попали под удар» 23 августа, но, похоже, сентябрь обострил китайско-американское противостояние до предела: США вводят тарифы на товары общей стоимостью в $200 млрд.

Трудно переоценить влияние, которое эти новые тарифы окажут на международное судоходство, говорит Питер Сэнд, ведущий аналитик BIMCO. По его словам, «85,3% китайского импорта в США и 58,5% американского импорта в КНР могут быть затронуты новым раундом торговой войны, если в самом деле заработают планируемые США и КНР тарифы на $200 млрд. и $60 млрд. соответственно».

Питер Сэнд говорит, что балкерные перевозки пострадали сильнее всего – в первую очередь, в связи с введением китайских тарифов, оговариваясь, впрочем, что суммарный объем насыпных грузов, затронутый торговой войной, составляет менее 2% от общего объема перевезенных морем балкерных грузов в 2017 году  Если говорить о контейнерном трафике, то «боевые действия» также затронули всего 1,9% объемов 2017 года.

Стоит отметить, что Китай не в состоянии адекватно ответить на объявленные США тарифы, просто потому, что КНР импортирует меньше товаров (в стоимостном выражении), чем экспортирует в США. Это означает, в сущности, что, если противостояние продолжится, Китаю придется отказаться от тарификации импорта и поискать другие меры воздействия на американскую администрацию. Эскалация конфликта, никак не меньше. Торговая война продолжается, не только наращивая масштабы, но и находя новые формы. В будущем, вполне вероятно, Китай использует новое «оружие». От него может пострадать сектор услуг, оно может быть направлено на целевые инвестиции США в Китае. Едва ли американцы оставят это без ответа. Чем это грозит мировой судоходной отрасли, пока можно только гадать.

США: контейнерный трафик под перекрестным огнем

Напомним, 23 августа 2018 года под китайские тарифы попала вторая часть списка товаров общей стоимостью $60 млрд., а именно на сумму в $16 млрд. В этот раз речь шла о пластмассах и нефтепродуктах (сегодня импорт Китаем американской нефти вообще остановлен). Первый список товаров стоимостью в $34 млрд. попал под удар новых тарифов 6 июля, в него вошли транспортные средства и продукция электроники.

Американцы также опубликовали список товаров на сумму $200 млрд., на которые планируется ввести 10-процентные таможенные пошлины. Впрочем, затем было объявлено о повышении тарифов на 25%. Этот список потребительских товаров весьма обширен – от велосипедов и рыбы до рождественских украшений и новогодних фейерверков и, как было объявлено, может быть пересмотрен – как в сторону расширения, так и с точки зрения возможного применения. Напомним, кстати, что еще 8 марта США объявили о введении 25% и 10% тарифов на сталь и алюминий соответственно. Речь идет об импорте из всех стран, кроме Австралии, Бразилии, Южной Кореи и Аргентины. С 1 июня 2018 года в список стран, из которых импорт облагается новыми таможенными пошлинами, попали страны ЕС, Канада и Мексика.

https://www.bimco.org/-/media/bimco/news-and-trends/market-analysis/2018/trade-war-overview/web-2018-aug-us-seaborne-imports---us-tariffs.ashx?h=459&w=600&la=en&hash=52691B4371050C9DA101F3B50246A6DF9B51B9FB

Из товаров, на которые введены тарифы, а именно сталь и алюминий, а также прочие товары стоимостью в $34 млрд., основной объем приходится на сухие и контейнеризированные грузы. До сих пор (до 1 октября 2018 года) в США морем было перевезено 23,3 млн тонн стали и алюминия.

Отметим, что балкерные грузы также будут затронуты американским 200-миллиардным списком. В 2017 году Китай экспортировал в США 4,1 млн тонн таких грузов, в частности, цемент и продукция деревообработки. Всего трафик сухих навалочных грузов, который пострадает от введенных США тарифов, эквивалентен 548 груженым хэндисайзам (по 50000 тонн дедвейта каждый).

От новых тарифов уже пострадал контейнеризированный трафик в США, в рамках 50-миллиардного «раунда», но в полной мере это станет ощутимым, когда начнет реализовываться вышеназванная 200-миллиардная «программа». В 2017 году, напомним, под действие тарифов попали контейнеризированные импортированные в США товары объемом в 6,6 млн тонн, или примерно 660000 груженых TEU, что составило 5,9% импортных контейнеров, прошедших через порты Западного побережья США.

Тарифы на товары стоимостью в $200 млрд. затронут контейнеризированный трафик объемом 22,4 млн тонн, что составит, по сегодняшним оценкам, примерно 20,1% импортных контейнеров, перерабатываемых портами на Тихом океане. Это 1,5% всей глобальной контейнерной торговли.

Китай: патроны уже заканчиваются?

Китайский список товаров, на которые введены тарифы с 23 августа, охватывает грузопоток стоимостью $16 млрд. В частности, он включает продукцию деревообрабатывающей промышленности, уголь и некоторые металлы. Из этого списка исключили сырую нефть, но, как уже говорилось выше, импорт американской нефти в КНР по факту прекращён.  

На публикацию американского 200-миллиардного списка Китай ответил четырьмя списками товаров общей стоимостью $60 млрд. Эти товары должны будут тарифицироваться на суммы, составляющие от 5% до 25% своей стоимости. Данный шаг КНР контрастирует с предыдущими, при которых идеально соблюдался принцип «око за око»: на меры, предпринимаемые одной стороной, другая реагировала адекватно. Можно говорить, что торговая война сейчас вошла в такую стадию, когда Китай уже не может реагировать сообразно ситуации – в силу заметного торгового дисбаланса в торговых отношениях с США. В 2017 году китайцы импортировали товаров из США на сумму в $129 млрд. На сегодняшний день китайские тарифы уже охватили товары на общую сумму в $113 млрд., то есть практически исчерпан список товаров, которые можно тарифицировать. Понятно, что США, импортировавшие в прошлом году товары из Китая на сумму в $506 млрд., имеют гораздо больше пространства для маневра.

Поначалу Китай ввел тарифы на американские товары общей стоимостью всего в $3 млрд. – в ответ на американские стальные и алюминиевые тарифы. Первоначально этот список включал пищевые продукты, напитки, продукцию сталелитейной промышленности. На следующем этапе, с 6-го июля, список включил товары на сумму $34 млрд.

Объемы балкерных перевозок из США в Китай по-прежнему сильно зависят от китайских тарифов. В первую очередь, противостояние затронуло перевозки соевых бобов. Напомним, что с 6 июля 2018 года Китай ввел 25-процентные тарифы на импорт этого товара. Аналитики утверждают, впрочем, что китайские покупатели не слишком пострадали: падение биржевых цен на соевые бобы, произведенные американскими фермерами, привело к тому, что сегодня соя в США стоит на 21% дешевле, чем в Бразилии, являющейся для КНР вторым по значению экспортером этого товара. Таким образом, покупка соевых бобов в США осталась привлекательной для китайских импортеров – дополнительные затраты по тарифам оказались нивелированы.

Тарифы, введенные совсем недавно обеими сторонами конфликта, касаются перевозок сухих навалочных грузов объемом приблизительно в 22,2 млн тонн. В китайском тарифном списке они составляют значительную долю – 10,5 млн тонн американских сухих грузов будут затронуты. Всего в 2017 году из США в Китай было перевезено 72,2 млн тонн балкерных грузов – это всего лишь 1,4% глобальных балкерных перевозок в прошлом году (1454 груженых хэндимакса).

Этот объем невелик, но Сэнд полагает, что влияние торговой войны на глобальные перевозки может оказаться более значительным: «Объем затронутых грузов может показаться незначительным в масштабах глобального рынка, однако конечный эффект может быть более глубоким. Сейчас морская транспортная индустрия оказалась между молотом и наковальней – при том, что была проблемной и до начала торговой войны… Становится все сложнее сопоставить имеющуюся мощность флотов с фактическим спросом. Снижение качества предоставляемых услуг и рентабельности операций кажется неизбежной», – констатирует Питер Сэнд.  

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *