Манфред Линдлофф, заместитель начальника таможни порта Гамбург

Заместитель начальника таможни порта Гамбург Манфред Линдлофф в интервью журналу «Порты Украины» рассказывает, как его ведомство работает с грузами

От организации работы таможенных органов во многом зависит эффективность деятельности морских портов. Прежде всего, это касается портов, перерабатывающих контейнерные грузы. Алгоритм работы таможни с контейнерными грузами в крупнейшем германском порту Гамбурге представляет особый интерес для Украины, учитывая евроинтеграционный вектор реформ, проводимых в нашей стране. Благодаря содействию президента компании «ГПК «Украина» Клауса Шмекера, корреспондент «Портов Украины» смог расспросить о таможенной практике заместителя начальника Главного таможенного офиса в порту Гамбург Манфреда Линдлоффа.

– Сколько лет вы занимаете пост заместителя руководителя гамбургской портовой таможни?

– Пятнадцать.

– Как это возможно?

– Вообще, у нас действует правило, касающееся первых руководителей таможенных управлений высокого уровня. Они не должны занимать свои посты более 10 лет. Но на заместителей это не распространяется. Если работаешь хорошо – остаешься. Кстати, в настоящее время в германской таможне идет процесс реформирования. Планируется, что в результате руководство среднего звена будет несколько изменено. А вот местное руководство останется неизменным.

Германская таможенная служба подчинена Министерству финансов ФРГ и приносит в бюджет немалые деньги. В 2014 году это было 128,9 млрд  евро. При этом на саму таможенную службу было потрачено государством 4,6 млрд евро. В таможенной службе порта Гамбург работает 1030 сотрудников. Здесь собирается примерно четверть сборов от таможенного оформления в Германии. Служба имеет даже свой «флот» из пяти инспекционных катеров. Таможня располагает одной постоянной рентгеновской установкой для сканирования контейнеров и одной мобильной установкой. Кстати, первая таможенная рентгеновская установка в Гамбурге появилась еще в 1996 году.

– Опишите типовую схему контроля для контейнера с импортным грузом, например из Китая.

– Для стран ЕС предусмотрено, что за 24 часа до отгрузки в одну из этих стран контейнеров из третьей страны соответствующая пограничная таможня (в нашем случае – порта Гамбург) должна получить информацию о грузе. Этот запас времени необходим для оценки рисков, чтобы нежелательные грузы не пошли в Европу. В таком случае некоторым нежелательным грузам даже может быть отказано в погрузке на судно в порту отправления.

Существует специальное подразделение в таможенной службе, которое следит за «чистотой рядов».

Далее система контроля работает так. При отправке груза из Китая первый порт Евросоюза на Средиземном море, например на Мальте. Сообщение о каждом контейнере, который находится на борту судна, поступает на Мальту, где проходит таможенная граница ЕС. Там оцениваются риски. Если транспортная компания, линия не получают никаких сообщений от таможенной службы ЕС в отношении каких-то контейнеров, это означает, что им дан «зеленый свет». Если таможня посчитает, что в перевозимом контейнере есть груз, который, возможно, не должен поступить в Европу, то таможенный пункт первого порта обязан либо выгрузить его для досмотра, либо сообщить в следующие порты, которые заявлены в ротации.

Электронная система определения рисков намечает также, какие контейнеры, прибывающие в европейские, в том числе и германские, порты, должны быть досмотрены. При этом электронная система учитывает параметры, единые для всех  стран ЕС. Страна происхождения товара – безусловно решающий фактор в определении, стоит ли досматривать груз. И если товар приходит из Колумбии, вероятнее всего, его проверят. Так же будут досмотрены товары тех фирм или лиц, которые уже плохо себя зарекомендовали при перевозках в прошлом и попали в таможенную картотеку. И так далее.

В целом, хотя все товары проходят электронное таможенное оформление, как минимум 90% импортных грузов не подвергаются досмотру. Ответственность германской таможни начинается уже в территориальных водах страны, как только в них войдет судно.

– Где проводится таможенное оформление с физическим досмотром контейнеров?

– Для этого в порту существуют три разные возможности. Во-первых, досмотр непосредственно на терминале с помощью наших мобильных служб, станций. Во-вторых, досмотр на таможенных площадках, которые имеются на терминалах. В-третьих, на площадке главного таможенного офиса порта, имеющего специальную рампу для организации досмотра.

У нас работают 14 мобильных станций, оснащенных всем необходимым. И большая часть досмотров происходит не на таможенных площадках, а с помощью этих мобильных групп. Вся их работа строго согласована по времени с руководством таможни. Они четко знают, какие товары и в какое время они будут досматривать на следующий день. Преимущество мобильных станций в том, что они на месте могут осмотреть контейнер и клиенту не надо никуда для этого контейнер перевозить. На терминале может быть осуществлен поверхностный досмотр, если, например, таможня хочет просмотреть первый-второй ряд товаров в контейнере.

За год в порту осуществляется около 3 млн таможенных оформлений

Если же нужно распаковать весь контейнер, его посылают на таможенную площадку, где есть рампа. Это более сложный вариант. Например, таможне нужно досмотреть коробку №17, которая находится внутри контейнера среди тысяч коробок. Сам водитель машины не может справиться с такой работой. В процессе должны участвовать третьи лица. Нужен представитель грузовладельца, который имеет право касаться груза, нужна техника и люди, чтобы выгрузить товары и потом их загрузить обратно. Сама работа таможни бесплатна для клиента. Но погрузка-выгрузка – это не наша работа. И клиент должен оплатить выгрузку товара третьими лицами, которые ему помогают предъявить таможне товар.

– Существуют ли дополнительные процедуры безопасности, если контейнер перемещается с терминала на таможенную площадку главного офиса?

– Фирма, которая перевозит контейнер, несет ответственность за то, что происходит с ним в пути. Бывали случаи, когда перевозчик вместо таможенной площадки вез контейнер по месту назначения. Но такие случаи чрезвычайно редки. Слава о них распространяется очень быстро. Работать потом не получится. Даже водители-иностранцы прекрасно находят в сплетениях наших автодорог путь на таможенную площадку.

– Какая доля контейнеров может уйти из Гамбурга нерастаможенной?

– За год в порту осуществляется около 3 млн таможенных оформлений. Это примерно две трети таможенных оформлений грузов, которые обрабатываются в Гамбурге. Еще примерно 1,6 млн растаможек контейнеров, прошедших через наш порт, происходит в других местах – по всей Германии «разбросаны» 43 региональные таможни. Например, если импортер знает, что товар все равно будет досмотрен, но хочет получить его поскорее, он везет его, скажем, в Мюнхен, где таможня работает по тем же правилам, но где можно будет прямо в фирме контейнер открыть таможенникам и проверить. Напомню, что для грузов из стран ЕС существует специальная процедура. В сущности, в этом случае никаких данных по грузу, транспортируемому между двумя странами ЕС, не требуется.

– Доводилось ли вам сталкиваться со злоупотреблениями в деятельности таможни?

– Такое бывает по всему миру, не только на таможне. Но уровень коррупции в Германии весьма низок. Таможенные служащие всегда находятся под определенным давлением. У нас существует специальное подразделение в таможенной службе, которое следит за «чистотой рядов». Там таможенники проходят специальное обучение. Речь не о том, что их учат, как не брать взятки. Их учат, как не сталкиваться с чужими экономическими интересами, где можно ожидать «капканов», и как их лучше избегать.

– С 2013 года в порту Гамбург отменили режим «свободного порта». Как это повлияло на работу таможни и порта?

– Порт стал работать гораздо быстрее. Раньше каждый контейнер, должен он быть досмотрен или нет, нужно было везти для оформления на таможенную площадку прежде, чем он покинет территорию «свободного порта». Даже порожние контейнеры, которые покидали порт, должны были пройти таможню. Водитель останавливался, выходил из машины, открывал контейнер. Если он был порожний – выезжай. В 2012 году через таможенную площадку проходило до 3500 грузовиков в сутки. Сегодня – не более 300 грузовиков с контейнерами. Недалеко от нашего офиса находится мост. В прежние времена там постоянно были пробки автоконтейнеровозов. Сегодня тоже бывают пробки по разным причинам, но с работой таможни они уже никак не связаны.

Полностью интервью Манфреда Линдлоффа журналу «Порты Украины» читайте апрельском номере журнала (№3).

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *