Как оптимально использовать цифровые решения в организации цепочек поставок

Основным профилем компании The Charterers является аудит морской цепочки поставок — контроль и оптимизация расходов. Сама суть этой специализации и многолетний опыт работы позволяют оценить преимущества и перспективы внедрения инновационных технологий в сфере организации цепочек поставок. Позволю себе несколько замечаний по этому вопросу.

Для начала необходимо понять — какую цель преследует внедрение цифровых решений? Это учет/контроллинг, оптимизация или дань моде?

В 2000-х, на волне пузыря дотком-компаний казалось, что все уйдет в онлайн. Но тогда отрасль не была готов к переходу в цифровой мир. Последние пять лет в шиппинге идет вторая волна цифровизации. К какому прогрессу она приведет — мы скоро увидим. Главное, чтобы в итоге ресурсы не были потрачены впустую.

Кейсы из личного опыта

1. Компания ежегодно тратила на софт и аналитику $50 тыс. на протяжении минимум четырех лет. При проверке выяснилось, что абсолютно ничего (!) из этого не использовалось. Решения принимались менеджерами, исходя из их субъективных ощущений, по почте. С точки зрения контроллинга на бумаге для руководства все выглядит хорошо. А фактически компания потеряла $200 тыс.

2. Компания приобрела софт для расчета сталии Burmester & Vogel и каждый год в среднем платила $1 млн демереджа. Аналогичная сумма вносилась в стратегии и бюджетировалась на каждый последующий год. Работы с ней не велись. После разработки методологии и изменения фундаментального подхода к демереджу расходы снизились на 20%. Можно было и больше. Необходимость в специализированном софте отпала.

Если говорить в целом, отрасль очень консервативна и осторожно относится к переменам и обмену информацией, даже среди заинтересованных сторон. Как пример, отрасли потребовалось 15 лет, чтобы согласовать размер контейнеров в 20 и 40 футов. Каждой стороне свойственно использовать свою изолированную систему. Разрыв в возможностях подключения между операторами со временем может только увеличиваться. Даже на пандемию каждая сторона отреагировала по разному. 

Вместе с тем есть решения на различных этапах цепочек поставок. О чем идет речь.

Учет

Даже на этапе базового учета 1С и SAP имеют сложности практического использования на цепочках поставок. А к шиппингу, в большинстве случаев, не имеют никакого отношения. Учет и расчеты ведутся в Excel, а финальные результаты вводят в учетную систему. Топ-менеджмент об этом может даже не подозревать.

Визуализация

Всем сторонам в цепочке крайне необходим мониторинг груза в реальном времени. В высококонкурентной среде любая задержка может привести к потере продаж. Такие платформы как NYSHEX предлагают услуги по мониторингу грузов, прозрачности работы перевозчика и гарантированный возврат денег, если груз движется не в соответствии с контрактом.

Грузоотправители привлекают своих поставщиков услуг по визуализации цепочки на суше к адаптированию этой модели для морских перевозок. Примерами такого подхода являются Project44 и Fourkites. Descartes Macropoint и Shippeo вышли из технологий отслеживания грузовиков и распространились на морские перевозки ведущих розничных производителей, эти системы также интегрируются с SAP.

Принятие решений

AXS Marine, Oceanbolt, Vessel Value и подобные являются не только агрегаторами информации, но и предоставляют широкий функционал для анализа: от перемещения судов и их стоимости — до движения грузов по основным торговым маршрутам. В комплексе являются очень полезными инструментами для оценки целесообразности принимаемых решений.

Чартеринг

Ввиду специфики рынка, самый сложный для практической реализации этап. Не так давно Шанхайская биржа закрыла индекс Shanghai Containerized Freight Index (SCFI) в период сильной волатильности. Многие компании вводили свои онлайн-тендеры закупки фрахта, но потом возвращались к привычным процедурам. Если говорить про балкерный рынок, который гораздо более волатилен и многовариантен, то здесь реализовать единую платформу, которая удовлетворяла бы потребности грузоотправителей и судовладельцев пока выглядит проблематично. Тем не менее в данном направлении развиваются платформы Quest Chartering и SHIPNEXT.

Прогноз

Из наиболее известного софта отмечу Marsoft, но учитывая их методологию, специфику рынка и сегодняшние реалии, когда каждый месяц есть непредвиденные обстоятельства или вводятся ограничения — опираться на подобный общий прогноз не имеет смысла. Для этого можно использовать FFA Балтийской биржи.

За последнее десятилетие порты ускорили процесс оцифровки. Тем не менее, внутренние районы остаются «слепыми пятнами», где только 8% используют YMS (yard management system). Однако крупные порты привлекают инвестиции в технологии. Например, ведущие порты США увеличивают роль данных в своей деятельности, где решения типа Cruxsystem обеспечивают прозрачность судовых и терминальных операция, а Portchain позволяет планировать и оптимизировать работу кранов и причалов.

Очевидно, мы еще очень далеки от единого унифицированного решения. Каждая цепочка поставок — уникальна. Каждый шипмент имеет особенности. Тем не менее, шиппинг как островок консерватизма и стабильности, с его огромным потенциалом для оптимизации, может перетягивать интеллект из сферы IT, который будет двигать инновации и прогресс в отрасли. Раньше логистика была смежной функцией продажи, а сегодня оптимизация цепочки поставок — это конкурентное преимущество и маржа.

Однако компании, внедряющие цифровые решения, должны четко понимать — какие выгоды они получат, чтобы не потратить время и деньги впустую.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *