Как «Контейнерный терминал Одесса» готовится к будущим вызовам

Менеджмент «Контейнерного терминала Одесса» разработал программу КТО-2021. Об этом в ходе XII международного «Черноморского контейнерного саммита» рассказал президент компании «КТО» Филип Свенс. Приводим ключевые тезисы.

Основная деятельность 

HHLA базируется в Гамбурге, оперирует контейнерными терминалами в Гамбургском порту. Компания занимается разными видами деятельности. Контейнерная переработка – наш основной вид деятельности, но, кроме того, в сфере наших интересов интермодальные перевозки. Кроме того, в HHLA есть логистический дивизион. Наконец, компания занимается операциями с недвижимостью. Кстати, те, кто был в Гамбурге и посетил Speichersdtadt, включенный в программу Юнеско по защите культурного наследия, вероятно знают, что эти старые склады управляются нами по поручению города Гамбург. 

Мы перерабатываем примерно 7,5 млн TEU ежегодно. В интермодальном сообщении примерно 1,5 млн TEU. При этом наш персонал в Гамбурге насчитывает приблизительно 550 человек. 

В Гамбурге компания оперирует тремя терминалами. Контейнерный терминал Альтенвердер полностью автоматизирован. Терминал Бурхардкай – крупнейший современный универсальный терминал Гамбурга. Наконец, мы перерабатываем контейнеры на относительно небольшом терминале Толлерорт. 

За пределами Германии HHLA оперирует терминалом в Одессе и – с начала нынешнего года (официально – с июня) – в Таллинне, Эстония (Терминал Мууга), 100% акций которого принадлежат нашей компании. Это крупнейший контейнерный терминал в Эстонии с годовой мощностью в 200 000 TEU. 

КТО в Одессе и Мууга в Таллинне – не единственные зарубежные активы HHLA. Мы также на 75% владеем экспедиторской компанией, работающей в Грузии и Азербайджане и специализирующейся на перевозках грузов в кавказском регионе, в частности тяжелых грузов вроде турбин для нужд нефтяной промышленности. 

Надеюсь, что в следующем году я смогу рассказать о наших новых начинаниях. 

Интермодальные операции 

Немного о наших интермодальных операциях. Речь идет о 400 железнодорожных составах еженедельно, которые курсируют между Гамбургом и различными пунктами назначения в Германии и в Восточной Европе. Оператор – дочерняя компания Metrans. Поезда отправляются в Бремерхафен, Роттердам, но, главным образом, мы осуществляем контейнерное сообщение со странами Восточной Европы. 

Интермодальный транспорт – важнейшее направление деятельности HHLA. Мы намерены развивать его ускоренными темпами, и Украина – один из потенциальных рынков, привлекающих наше внимание. 

КТО есть что 

В Одесском порту мы работаем с 2001 года (название «Контейнерный терминал Одесса» появилось только в 2017 году). За это время было много взлетов и падений. Мы являемся самым большим контейнерным терминалом в Украине. В этом году мы намерены переработать примерно 300 000 TEU. Нашей целью является также внедрение западных стандартов при переработке контейнерных грузов на терминале. Разумеется, одной из наших важнейших задач является также дальнейшее развитие контейнерных перевозок из порта в регионы, удаленные от моря. Я расскажу, чего нам удалось достичь в этом направлении. 

За последние 10 лет рост переработки контейнеров нашей компанией в Украине наблюдался с 2009 года по 2013 год. Затем перевалка контейнеров резко снизилась – в 2014 году в связи с разразившимся политическим кризисом в отношениях с Россией. В первую очередь, были потеряны большие объемы трансшипмента. Кроме того, в Украине наблюдалась довольно сильная рецессия, которая, имела результатом снижение переработки контейнерного трафика в Одесском порту. 

Следует отметить, что в последние годы, и в особенности в этом году, наблюдается довольно значительный рост контейнерного рынка Украины. Мы очень рады присутствовать на украинском рынке и быть частью этого процесса. 

Программа развития 

Принятая менеджментом терминала программа КТО-2021 предполагает подготовку к вызовам, которые нас ожидают. Безусловно, таким своеобразным вызовом станет рост трафика, который мы прогнозируем для контейнерного рынка Украины. Мы твердо уверены в шансах, которые есть у страны, и в потенциале, в реализации которого мы готовы поучаствовать. 

Наша программа состоит из четырех основных элементов. Прежде всего, мы хотим быть уверены в том, что будем готовы перерабатывать дополнительные объемы, которые, мы уверены, появятся в будущем. Для этого вскоре мы намерены начать реализацию новой программы довольно значительных инвестиций. 

Железнодорожное сообщение в Украине приобретает все большее значение. Предложение интермодальных решений позволит в будущем обеспечить эффективную транспортировку товаров из порта во внутренние регионы. Это критически важно, грузы не должны накапливаться в порту, но по возможности быстро отправляться получателям. Мы уже предприняли ряд конкретных шагов в этом направлении; еще ряд мер будет реализован в ближайшем будущем. 

Планы сотрудничества 

Разумеется, мы задумываемся о переработке не только контейнеров и хотим сделать все возможное, чтобы Одесса сохранила лидирующие позиции среди портов Украины. В нашей программе – ряд шагов, которые мы хотели бы предпринять в сотрудничестве с другими стивидорными компаниями в Одесском порту, чтобы достичь этой цели. Третье направление нашей деятельности – развитие переработки конвенциональных грузов на терминале. 

Наконец, дигитализация: у нас есть экстенсивная программа инвестиций в улучшение нашей IT-инфраструктуры и повышение уровня коммуникации с нашими клиентами, портовыми властями, всеми участниками процесса. 

Говоря об инфраструктурном развитии, в первую очередь хочу отметить наращивание дополнительной пропускной способности, повышение эффективности и производительности терминала. 

В этом году мы начали строительство двух складских площадок в тылу причала 2К (работы по намыву территории и консолидации грунта на Карантинном моле уже завершены). Нам действительно требуется больше складских площадей, в особенности для порожних контейнеров. Дополнительно будут установлены 2 STS и 14 RTG. Новые инвестиции уже одобрены советом директоров HHLA. В последующие годы планируется инвестировать в развитие терминала более 70 млн евро – чтобы терминал соответствовал лучшим европейским стандартам, в том числе с точки зрения операционной эффективности. 

В этом году «Контейнерный терминал Одесса» намерен переработать примерно 300 000 TEU 

Сейчас мы перерабатываем около 40% контейнеров на терминале Карантинного мола. В 2017 году здесь было переработано 118 697 TEU, за первое полугодие нынешнего года – 64 492 TEU. Пропускная способность Карантинного мола будет доведена до 1,2 млн TEU в год. Напомню, что в этом году также будут возобновлены работы по созданию волнолома, которые должны быть завершены в 2021 году. 

Железнодорожное сообщение 

Я уже говорил о том, насколько интермодальная транспортировка контейнеров является важной темой для HHLA. Руководство КТО много размышляет над тем, что можно сделать для улучшения железнодорожного сообщения с портом Одесса. В сотрудничестве с «Укрзалізницей», с компанией «Лиски» и ВКР мы уже запустили некоторые контейнерные поезда. Первый поезд уже связал Одессу с Днепром. По второму маршруту (Одесса – Харьков) поезд впервые прошел в конце августа. 

Мы с нетерпением ждем, когда заработают новые маршруты – в Киев, например, что является нашим следующим запланированным шагом. Надеемся, что буквально через несколько недель по этому маршруту пройдет первый контейнерный поезд. 

Контейнерные поезда – идеальный способ быстрой и экономной доставки контейнеров из пункта А в пункт Б, и мы это знаем из нашего германского опыта. Разумеется, мы знаем о накладываемых «Укрзалізницей» и связанных с недостатком локомотивов и вагонов ограничениях, но полагаем, что имеющийся парк может использоваться более эффективно. Как бы то ни было, я хочу поблагодарить представителей украинской железной дороги за поддержку, которую они нам оказывают. 

Работа, которую мы делаем, имеет значение не только для КТО. То, что мы пытаемся создать – открытая платформа, дающая возможность каждому клиенту разместить контейнер в поезде, чтобы он был эффективно доставлен в пункт назначения. В этом заинтересованы и экспедиторы, и грузовладельцы. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно большее количество акторов воспользовалось предоставляемой возможностью. Понятно, что продолжение функционирования этих поездов связано с тем, сколько контейнеров мы на самом деле сможем отправлять. 

Диверсификация грузопотока 

Хочу еще раз подчеркнуть, что, в сущности, наш терминал является универсальным. На наших причалах есть достаточно места, чтобы перегружать не только контейнеры, но и конвенциональные грузы, а глубины у причальной стенки в 14,5 м позволяют обрабатывать, например, панамаксы. Поэтому сегодня мы пытаемся привлекать не только контейнерные грузопотоки, но и прочие грузы, в частности генеральные и зерно. 

С начала 2018 года КТО обрабатывает зерновозы класса панамакс. Перегрузка зерна происходит с помощью контейнерных кранов и контейнеров с автоматически открывающимся днищем (мы рады тому, что эта технология была разработана в Украине). Мы используем Карантинный мол для догрузки зерновозов, нагруженных на других терминалах Одессы – именно благодаря тому, что глубины у нашего терминала самые значительные в порту. Понятно, насколько судовладельцы заинтересованы в том, чтобы суда, выходя из порта, были максимально загружены. 

Отмечу, что использование контейнеров для перегрузки зерна соответствует нашему экологичному подходу к стивидорной деятельности, поскольку эта технология помогает снизить уровень пылеобразования при перегрузке зерна. 

Хочу подчеркнуть, что мы не отбираем бизнес у других стивидоров, но дополняем его. 

Инновации 

Большое внимание КТО уделяет развитию IT-технологий. Речь идет об общей платформе, которая позволяет улучшить коммуникацию между терминалом, судоходными линиями, экспедиторами и портовыми властями, делая весь процесс более эффективным. Разумеется, мы хотели бы сделать нашу IT-платформу такой, как в Гамбурге. Мы также достигли больших успехов в Таллинне, где все процессы, связанные с таможней, портовыми властями, весь бумажный документооборот объединены в одну систему и каждый имеет доступ к этой базе данных. Думаю, по этому пути мы пойдем и в Украине. Это то, что нельзя осуществить в мгновение ока, но мы намерены работать над реализацией этого проекта. 

Динамика переработки контейнеров КТО, TEU 

  TEU Изм. 
2009 год 242588   
2010 год 296483 22% 
2011 год 317838 7% 
2012 год 328908 3% 
2013 год 369233 12% 
2014 год 263151 -29% 
2015 год 255576 -3% 
2016 год 282594 11% 
2017 год 292156 3% 
Прогноз на 2018 год 317000 9% 
Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *