Изменение ситуации с портовыми сборами — один из приоритетов нового министра инфраструктуры

Одна из самых актуальных для портового сообщества проблем последнего десятилетия может быть решена в определенной перспективе. Сигнал к этому прозвучал во время инфраструктурной панели на ежегодной конференции Grain Ukraine, которая состоялась 4-5 июня в Одессе. В своем выступлении экс-заместитель министра инфраструктуры (2015-2016 годы), советник министра инфраструктуры Юрий Васьков призвал бизнес активно участвовать в пересмотре системы портовых сборов. «Я уверен, вы скоро услышите официальный призыв нового министра к этому процессу», — сообщил он.

Тема портовых сборов оказалась одной из самых обсуждаемых в ходе панели с участием авторитетных спикеров. Практически каждый из выступавших критиковал несовершенство нынешней методики расчета сборов, называя ее алогичной, несправедливой и неконкурентной для ведения бизнеса.

Панельную дискуссию открывает модератор Николай Горбачев. Фото предоставлено пресс-службой ТИС

Свое видение ситуации с портовыми сборами изложил Шота Хаджишвили, сооснователь и директор группы Risoil S.A.:

— Порты могут быстро развиваться. Но условий для развития портов нет. Что касается дисбурсментов, то огромная ошибка — не учитывать , что это именно целевые сборы.  Государство про это забыло, АМПУ это умножило на ноль и сделало их своими доходами. Но это не доходы, это целевые деньги — на причалы, которые не ремонтируются и падают, на каналы, которые нужно углублять и на всю остальную инфраструктуру. С помощью АМПУ и ее «доходов» сегодня отнимают будущее у наших портов.

Я уже 30 лет в отрасли. За это время нам написали стратегии развития на 2030 год, на 2038 год. Но их не читают даже те, кто их пишет. Стратегия должна быть по всей цепочке логистики — с «Укрзализныцей», портами, другими видами транспорта — и четко просчитаной: что мы будем делать через год, два, пять. Пишут бумаги, но ничего не делают.

Мы потеряли российские грузы потому, что Россия вводила повышающие коэффициенты на украинские порты. Что сделали нашив власти? Зеро. Ни одного шага для того, чтобы работать с белорусским транзитом, молдавским или транзитом с ЕС. Констанца в Румынии за последние 10-15 лет стала европортом. Потому что есть четкая стратегия по всем видам транспорта, которые соединяют страну с соседями. Это транзитная страна. Мы перестали быть транзитной страной, хотя на каждом углу любой чиновник заявляет: «Украина — транзитная страна».

У каждого порта должен быть свой набор сборов, утвержденный советом порта, и он может меняться хоть каждый квартал. Если у порта есть необходимость в дноуглублении — мы поднимаем канальный сбор на какой-то процент. Накопили необходимую сумму и углубились. Нужно ремонтировать причал — подняли причальный, ремонтируем. У нас же АМПУ превратилось в филиал налоговой инспекции и бухгалтерию. А бухгалтерия сегодня в компьютере. То есть, 7500 человек, которые работают в АМПУ, можно заменить одной программой и одним компьютером.

Я надеюсь, что новый министр создаст команду, которая сможет разбюрократизировать ситуацию в портах и как можно скорее сделать терминалы частными.

Шота Хаджишвили и Юрий Васьков. Фото предоставлено пресс-службой ТИС

Надежда на скорые изменения прозвучала во время выступления советника министра инфраструктуры Юрия Васькова:

— Благодаря кому аграрный сектор Украины способен сегодня экспортировать такое количество грузов? Благодаря высокой урожайности и тому, что за 15 лет частные компании построили несколько десятков зерновых терминалов в Украине, которые сегодня могут, по разным оценкам, экспортировать от 80 до 100 млн тонн в год. И 100% агроэкспорта сегодня обеспечивается частными зерновыми терминалами.  

Но все эти 100% зависят от государственной инфраструктуры. Кто-то в меньшей степени — только от государственного канала, кто-то зависит от канала и акватории, а 50% рынка перевалки зависят от канала, акватории и государственных причалов с подъездными путями. Износ которых составляет в среднем 90%. Если у нас все хорошо с инвестированием в частные объекты перевалки, то у нас катастрофа с инвестированием в государственную инфраструктуру, от которой зависит весь агрорынок.

И беда не столько в том, что у нас стратегии и прочие доктрины не выполняются. Проблема в том, что у нас сегодня единственный источник поддержания инфраструктуры, не говоря уже о развитии, это те портовые сборы, которые вроде бы есть, но по факту их нет.  Мы должны это понимать. АМПУ там что-то проедает, можно их сократить, но это незначительно повлияет на деньги.

Главная проблема в том, что у нас портовые сборы являются объектом налогообложения налогом на прибыль и что по итогам отчетного периода они подлежат отчислению в госбюджет в размере 80%. И если мы сложим налог на прибыль и 80%, мы поймем, что 90% портовых сборов идут в госбюджет.

Если мы возьмем любую европейскую модель, где государство дотирует стратегическую инфраструктуру, то у нас государство за 30 лет никогда не дотировало ни одного объекта стратегической инфраструктуры.

А что мы будем делать? Износ 90%, каждый год нужно 10 млрд грн плюс-минус, чтобы поддерживать, я не говорю «строить».

У нас в Украине есть очень хороший пример — создание дорожного фонда, и мы видим, что он работает. В законе о водном транспорте ввели понятие спецфонда для поддержания внутренних водных путей, он должен заработать с 1 января 2022 года. Новый министр инфраструктуры Александр Кубраков обозначил в числе одного из приоритетов аналогичный подход к портовым сборам.  

То есть, программа-минимум — это 30% в госбюджет. 70% портовых сборов — исключительно целевое использование на модернизацию, поддержание, строительство портовой инфраструктуры, программа-максимум — это отдельный законопроект, который уберет портовый сбор из общих валовых доходов, соответственно и налога на прибыль не будет и дивидендов не будет. Тогда есть шансы, что инфраструктурные вопросы будут решаться.

Я призываю рынок: отраслевые ассоциации, отдельные бизнес-структуры, все, кто имеет цивилизованные и публичные рычаги влияния на этот процесс — подключайтесь! Я уверен, вы скоро услышите официальный призыв нового министра к этому процессу.

Филипп Грушко, член наблюдательного совета ТИС, партнер-основатель инвестиционного фонда SD Capital, остановился на недостатках существующей модели взимания портовых сборов:

— Нашим клиентам очень важно, чтобы для всех были одинаковые правила игры. Для нас, как для группы терминалов, не нужно, чтобы у нас были портовые сборы ниже, чем у других. Нам важно, чтобы они везде были: а) прогнозируемыми и б) чтобы они не были инструментом дискриминации, поскольку сегодня в экспортной цене важен каждый цент. Таким образом, какие-то неровности и шероховатости, например, что при СССР один порт исторически был дороже, чем другой, поэтому там есть один приказ по министерству, а здесь другой, приводят к неоднородности рынка, и это отпугивает клиентов.

Но больше всего отпугивает клиентов, что отрасль пытается реформировать систему портовых сборов уже четвертую каденцию. И никак не может принять новую методику, которая не то, чтобы всех устроила, а хотя бы была для всех понятна, и у наших клиентов не было бы ощущения, что работает какой-то механизм случайных чисел. На это нужно смотреть комплексно в рамках конкуренции не только между портами Украины, но учитывая порты Азовского бассейна, плюс Констанцу, Новороссийск, привлекая специалистов МФК и Всемирного банка, которые оперируют мировым опытом, и прийти к какому-то консенсусу и объяснить его участникам рынка. И тогда, я думаю, портовые сборы не будут элементом дискриминации и нечестной конкуренции.

Виктор Довгань, Филипп Грушко и Николай Горбачев. Фото предоставлено пресс-службой ТИС

Райвис Вецкаганс, бывший председатель АМПУ, владелец компании RV Transport Consulting подчеркнул необходимсоть срочных реформ, увязав их с приходом новой команды в МИУ:

— Если мы смотрим на ситуацию в отрасли на бумаге — все выглядит хорошо. Если вы почитаете Транспортную стратегию-2030 и Стратегию развития портов-2038, Стратегический план развития АМПУ, документы Кабмина, в которых государственные стивидорные компании выведены из списка защищенных (от приватизации – ред.), послушаете нашего президента, что сейчас все будет в концессии — все выглядит прекрасно. Но… Надо начинать реализовывать все запланированное. Надо принять корпоратизацию АМПУ? Надо это делать! Есть проект, что портовые сборы могут устанавливаться независимым портовым регулятором? Надо двигать! Кстати, по поводу портовых сборов. Могу сказать по опыту, что, например, в Суэцком канале, в зависимости от фрахтовых ставок и ставок нефти каждый квартал меняется сбор. А у нас, как правильно Филипп сказал, уже четвертую каденцию все никак. Надо продать или в концессию отдать госкомпании? Надо это делать!

Надеюсь, что новые люди, которые буду четко выстроены в вертикаль, реализуют все, что уже принято.

Райвис Вецкаганс и Антон Жемердеев. Фото предоставлено пресс-службой ТИС

Виктор Довгань бывший заместитель министра инфраструктуры, инвестиционный советник Проекта ЕС — Украина был фактически с солидарен с Вецкагансом:

— Каким мы видим будущее? Очень просто: в 13 портах, кроме оккупированного Крыма, в 2030 году госстивидоров не будет. Тогда будет какая-то эффективность. 10 портов будут в концессии и три порта приватизированы. Что может сейчас делать бизнес, исходя из слабой институциональной способности власти? Помогать ускорять этот процесс. Вы же видите, что МИУ за год не смогло подготовить ТЭО ни одного нового порта. Приходите! В Законе о концессии есть возможность, что вы можете написать ТЭО, получить право последней ставки. Поэтому бизнес должен выступать драйвером этого процесса.

Юрий Васьков и Виктор Довгань. Фото предоставлено пресс-службой ТИС

Антон Жемердеев, коммерческий директор компании «Максигрейн Украина», в свою очередь, завершая дискуссию, отметил, что в прошлом году больше всего упала перевалка зерна в мелководных портах — Мариуполе, Бердянске и Херсоне:

— Касаясь вопроса портовых сборов,  нужна программа поддержки мелководных портов. Стратегия их развития должна быть в том, чтобы не только продать инвестору полуразрушенные порты, но и поддержать их.

Фото предоставлено пресс-службой ТИС
Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *