Контакты редакции:

ул. Коблевская 2/4 оф.4,
Одесса, 65125, Украина

Свяжитесь с нами!

Иван Ниякий: «Надежда на лучшее все еще есть…»

Ивана Ниякого представлять читателям «Портов Украины» нет особой необходимости. Один из наших постоянных авторов, активный член Морской палаты Украины, недавний кандидат на должность руководителя Морской администрации на некоторое время выпал из публичного пространства. Тем интереснее узнать, что за это время изменилось.

– Иван, в начале апреля стало известно, что Вы возглавили компанию «Краншип». Расскажите об этом подробнее…

– ООО «Краншип» является крупнейшей украинской компанией в группе компаний «Трансшип». Она объединяет такие мощности как терминал в порту Усть-Дунайск, элеватор «Струмок» (емкость – 18 тыс. т), собственный и зафрахтованный флот, рейдовый перегрузочный комплекс и другие активы. Кроме того, недавно мы начали развивать собственное агронаправление. Сегодня у нас около 6 тыс. га земли, которую мы полностью обрабатываем самостоятельно. Перевозки обеспечивает автопарк из 30 собственных современных зерновозов.

– Вы искали работу или работа Вас? Это произошло спонтанно или этому предшествовали какие-то события?

– О, это очень интересная история (смеется). В последних числах марта меня пригласил в гости владелец компании (Андрей Иванов, владелец группы компаний «Трансшип» – ред.) и спросил: «Хочешь?», я ответил: «Хочу». Вот и вся история. Тогда я не до конца понимал уровень ответственности и сложности этой работы. Сегодня, вникнув во все процессы, понимаю. И очень рад, и благодарен такой возможности.

– Какие цели стоят перед предприятием?

– Существует два основных подхода к определению главной цели любой компании. Это прибыль и увеличение стоимости компании. Хотя это очень условное разделение, нужно стремиться к обеим целям.

Если говорить о конкретных задачах, то в этом году мы намерены привезти с реки и перевалить на рейде более 1 млн тонн груза. Часть с Дуная, часть с Днепра. Планируем вывести наши сельхозпредприятия на стабильный хороший урожай.

К сожалению, сегодня эта задача очень осложняется проблемами сельхозпроизводителей в Бессарабии.

– Засуха?

– Главная проблема – отсутствие полноценной государственной программы поддержки сельхозпроизводителей. Действительно, за последние годы в регионе кардинально изменился климат. Местные говорят, что за всю историю метеонаблюдений (это около 120-ти лет), такой засухи, как в этом году, еще не было. А это значит, что все поля без оросительных систем просто теряют возможность приносить урожай. В этом году, например, по прогнозам погибнет до 80% озимых посевов. Это катастрофа для местных аграриев. Действующая сегодня система государственной поддержки сельского хозяйства совершенно не учитывает это и никак не влияет на ситуацию.

– И что делать? Какие меры необходимы?

– Первое – нужно донести до руководства страны масштаб проблемы и помочь ему осознать возможные последствия. Далее необходимо консолидировать местных фермеров и выработать единую позицию. Мы планируем открыть филиал ГО «Бизнес Варта» в Одессе и собирать всех под одни знамена.

Разрабатывается план возрождения Бессарабии, который будем всеми силами лоббировать во всех ветвях власти. Самое главное – нужно восстановить центральные магистрали оросительных систем, то есть подвести воду к каждому полю.

Это нужно сделать за бюджетные средства, потому что суммы огромные и сами хозяйства этого не потянут.

– Недавно стало известно, что к приватизации готовят Усть-Дунайский порт. Это ведь тоже Бессарабия. Вы планируете участвовать в аукционе?

– Мы рассматриваем такую возможность. Но нужно понимать, что Усть-Дунайск сегодня представляет собой фактически руины и требует огромных капиталовложений. Посмотрим о какой цене будет идти речь, тогда и примем окончательное решение. Опять-таки, если не решится вопрос с зерновыми в Бессарабии, то и переваливать будет нечего.

– Продолжая тему речных перевозок, как Вы оцениваете принятый недавно в первом чтении Закон «О внутреннем водном транспорте»?

– В целом, оцениваю положительно. Закон содержит ряд спорных моментов, но ко второму чтению, надеюсь, их исправят. Главный минус – очень опасная норма в Переходных положениях, которая позволяет использовать для содержания рек портовые сборы. Это противоречит как Закону «О морских портах», так и самой природе портовых сборов, которые должны использоваться исключительно по целевому назначению. Главный плюс – допуск иностранных судов на внутренние водные пути. Хотя некоторые с этим категорически не согласны. Но вот простой аргумент в защиту этой нормы. По Днепру в прошлом году перевезли 12 млн тонн. При сегодняшнем производстве вполне можно перевозить 30 млн тонн. Но чем перевозить? Судов под украинским флагом катастрофически не хватает. Поэтому видится абсолютно логичным разрешить перевозки иностранными судами. При этом, безусловно, украинский флаг должен иметь преференции. Нужно развивать судостроение. Но, к сожалению, у нас ни флагом, ни судостроением никто из чиновников не интересуется.

– Все заинтересованные внимательно следили за конкурсами на Главу Морской администрации. Ваше мнение о результатах?

– Все закончилось тем, что Криклий наконец нашел равноудаленного менеджера – Звягинцева, которого назначили и.о., а третий конкурс отменили якобы из-за карантина. Все преступные схемы продолжают работать, ни в одном направлении не произошло каких-либо изменений в лучшую сторону. Кстати, все недавно бурно радовались разгону морских экологов. Так вот сегодня все эти экологи заполонили Морскую администрацию. Даже своего госсекретаря в Мининфраструктуры назначили (занимал должность директора юридического департамента в Министерстве экологии и природных ресурсов Украины. В Министерстве охраны окружающей среды, а затем Минэкологии Бучко работал с декабря 2006 года. – ред.). Не хочу переходить на личности. Но Министра у нас сегодня нет, есть очередной схемоукладчик, которому абсолютно наплевать на нашу отрасль и всех работающих в ней людей. Я рад, что так вышло с конкурсами, потому что работать с таким человеком я бы не смог.

– Какую работу сегодня проводит Морская палата Украины?

– За последний год Морская палата очень сильно выросла. Мы активно работаем по многим направлениям – портовые сборы, дипломирование, надзор за безопасностью мореплавания и многие другие. Сегодня очень актуальна проблема украинских моряков, которые не могут нормально попасть на судно из-за карантина, не могут обновить сертификаты. Мы активно сотрудничаем с Комитетом по вопросам транспорта и инфраструктуры Верховной Рады, о котором у меня лично сложилось достаточно позитивное мнение. Все наши предложения выслушиваются, рассматриваются и принимаются во внимание.

– Проблем в отрасли много. Они равнозначны или есть первоочередная?

– Я уже неоднократно говорил, что если сегодня государство не начнет вплотную заниматься нашей отраслью, то скоро ее не станет. Украина совершенно неконкурентоспособна на рынке, у нас одни из самых высоких портовых сборов, которые не используются по назначению. Но самая главная проблема – это государственный менеджмент.

Пока морской отраслью будут руководить бывшие и действующие представители правоохранительных органов, которые заточены исключительно на поборы со всех и вся, ожидать улучшений не приходится.

Но ведь Морская палата создавалась как раз для того, чтобы не допустить уничтожения нашей отрасли, поэтому надежда на лучшее все еще есть.

Репосты:

1Комментарий

  • Олег Григоров, 19.05.2020 @ 04:40 Ответить

    О транспортном комитете Верховной Рады – …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *