Гонки по вертикали. Обзор фрахтового рынка сухогрузного тоннажа в сентябре 2021 года
Если первый квартал текущего года продемонстрировал необычайно высокую для этого периода фрахтовую конъюнктуру, то второй квартал успешно закрепил достигнутые положительные сдвиги и вывел фрахтовый рынок на высоты, не наблюдавшиеся с 2017 года. Но апогеем стал третий квартал, который вывел рынок фрахта к рекордам 13-летней давности.
О набранном рынком огромном потенциале свидетельствует хотя бы тот факт, что по сравнению с годом ранее средний заработок балкеров различного типоразмера в споте вырос от трех (панамаксы) до трех с половиной раз (супрамаксы). Аналогичная картина наблюдалась и в период-чартере, где ставки годичного тайм-чартера выросли от двух (кейпсайзы) до трех раз (хендисайзы). Это, в свою очередь, повлекло за собой соответствующую реакцию на смежных рынках: новостроя, подержанного тоннажа и судового металлолома.
Сентябрьский спурт
Сентябрь достойно завершил третий квартал, доведя уровень Балтийского фрахтового индекса сухогрузного тоннажа (БФИ) до планки в 5197 пунктов, что является максимальным значением с сентября 2008 года, то есть за последние 13 лет.
Среднее значение БФИ в сентябре составило 4288 пунктов, что на 568 пунктов, или 15,3%, больше, чем в августе. По итогам всего третьего квартала 2021 года средний уровень БФИ на 940 пунктов, или 33,7%, выше, чем в предыдущем квартале. А по сравнению с первым кварталом средний уровень БФИ вообще подскочил в два с половиной раза. Таким образом, в 2021 году наблюдается почти вертикальный рост БФИ от квартала к кварталу.
Основная заслуга в рекордном росте БФИ принадлежит балкерам кейпсайз. Только в сентябре индекс BCI для кейпсайзов вырос с 5666 до 8944 пунктов (+57,9%). На предпоследней торговой сессии Балтийской фрахтовой биржи он вообще преодолел отметку в 9000 пунктов, показав так же, как и БФИ, свое максимальное значение за последние 13 лет.
Средний заработок кейпсайзов в сентябре текущего года находился в диапазоне 46 650-74 800 $/сут., продемонстрировав как самую высокую волатильность, так и наиболее взрывной рост фрахтовых ставок. К примеру, на плече Тубарао (Бразилия) — Циньдао (Китай) ставки на перевозку железной руды кейпсайзами всего за 24 часа выросли на 4$/т, увеличившись за одни сутки сразу на 10%.
Сравнительные данные о сентябрьских и предыдущих отфрахтовках балкеров DianaShippingв период-чартер
Показатель | Название судна | |||||
Atalandi | Leto | Maera | Amphit-rite | Mytro | Crystalia | |
Типоразмер балкера | панамакс | камсар-макс | панамакс | пост-панамакс | камсар-макс | панамакс |
Дедвейт, тонн | 77 529 | 81 297 | 7 5403 | 98 697 | 82 131 | 77 525 |
Год постройки | 2014 | 2010 | 2013 | 2012 | 2013 | 2014 |
Дата начала чартера | 03.10.21 | 02.10.21 | 18.09.21 | 15.09.21 | 15.09.21 | 19.09.21 |
Дата окончания чартера | ||||||
Min | 15.02.23 | 01.02.23 | 01.10.22 | 15.10.22 | 15.08.22 | 01.10.22 |
Max | 30.04.23 | 15.04.23 | 15.12.22 | 15.12.22 | 15.10.22 | 15.12.22 |
Фрахтователь | aquavita | aquavita | asl | bg ship | solebay | uniper |
Ставка, сут. | $24 500 | $25 500 | $26 000 | $27 000 | $28 500 | $26 100 |
Ставка в предыдущем чартере | $9 300 | $9 000 | $8 600 | н. Д. | $10 000 | $8 750 |
Предыдущий фрахтователь | uniper | cargill | ausca | н. Д. | Cargill | glencore |
Рост ставок | +$15200 | +$16500 | +$17 400 | н. Д. | +$18500 | +$17350 |
+163,4% | +180,2% | +202,3% | н. Д. | +185,0% | 198,3% |
Источник: Diana Shipping
Примечательно также и то, что в направлении Континент—Дальний Восток заработок кейпсайзов в конце сентября поднялся до 98 750 $/сут., чуть-чуть не дотянув до планки в 100 тыс. $/сут. При этом, если в начале сентября разрыв в среднем уровне заработка для кейпсайзов по сравнению с панамаксами не достигал и полуторной величины, то в конце месяца он был уже вдвое выше.
Несмотря на менее успешную динамику по сравнению с кейпсайзами, индекс BPI для панамаксов в сентябре показал рост с 3706 до 4013 пунктов, или на 8,2%. Средний заработок панамаксов в сентябре колебался в пределах 32 450-36 350 $/сут. При этом в конце сентября панамаксы в круговых трансатлантических рейсах могли заработать около 35 700 $/сут., а в транстихоокеанских — 37 350 $/сут. В направлении Континент/Средиземноморье — Дальний Восток средний заработок панамаксов достигал 51500 $/сут. и 21 600 $/сут. — в обратном направлении. Следует также отметить, что своего максимума средний заработок панамаксов достиг в начале третьей декады сентября, после чего началось его незначительное снижение.
Наибольшую стабильность в сентябре продемонстрировал индекс BSI для балкеров супрамакс, волатильность которого составила всего 8%. Начав сентябрь на отметке в 3434 пункта, к концу месяца индекс BSI снизился до 3382 пунктов без каких-либо резких колебаний в ту или иную сторону.
Средний заработок супрамаксов в сентябре находился в достаточно узком диапазоне 36 200-36 850 $/сут. При этом в конце сентября супрамаксы в круговых трансатлантических рейсах могли заработать 37 650 $/сут., а в транс тихоокеанских — 35 600 $/сут. На плече Континент — Дальний Восток этот показатель снизился до 53 600 $/сут., хотя неделей ранее достигал 55 500 $/сут. До 53 000-54 000 $/сут. снизился в конце сентября уровень ставок для супрамаксов и на плече Черное море — ЮВА/Дальний Восток. Еще месяц назад он достигал 58 000 $/сут., но образовавшийся излишек подаваемых в наш регион балкеров привел к некоторому снижению ставок. Но это по отношению к очень высокой базе. Исторически же это один из самых высоких уровней ставок после фрахтового бума в 2007-2008 годах.
Весьма уверенно в сентябре 2021 года чувствовали себя балкеры хендисайз, для которых индекс BHI за рассматриваемый период вырос с 1859 до 1975 пунктов, или на 6,2%.
Средний заработок хендисайзов в сентябре имел диапазон в пределах 33 100-35 550 $/сут. При этом на основных маршрутах перевозок, выполняемых хендисайзами, их средний заработок в конце сентября составлял 35 000 $/сут. и выше, и только на плече Мексиканский залив США — Континент его планка составляла 25 000 $/сут. из-за снизившейся активности отправок и большого количества свободного тоннажа. Подвижки к лучшему здесь начались лишь в самом конце сентября.
В сентябре продолжал радовать владельцев хендисайзов Средиземноморско-Черноморский регион, где ставки на современные хендисайзы на плече Черное море — Западное Средиземноморье вышли на уровень 40 000 $/сут., на Континент — 38 000 $/сут., а на ЮВА/Дальний Восток — 45 000-50 000 $/сут.
Внимание брокеров привлекла перевозка соды из Новороссийска на ЮВА, осуществляемая балкером Unison Jasper (дедвейтом 37 296 тонн постройки 2019 года), зафрахтованным Lauritzen по феноменально высокой ставке в 60 000 $/сут. Причина столь высокого фрахта кроется в специфике груза и высоких требованиях к тоннажу (в частности, состоянию трюмов).
Брокеры также отмечают, что всего за несколько последних дней сентября ставки на перевозку 28 000-30 000 тыс. тонн удобрений с Черного моря подскочили с 38 000 $/сут. до 45 000 $/сут., причем без всяких усилий со стороны судовладельцев.
Динамика ставок годичного тайм-чартера для балкеров различного типоразмера в 2019-2021 годах