Гонки по вертикали. Обзор фрахтового рынка сухогрузного тоннажа в сентябре 2021 года

Если первый квартал текущего года продемонстрировал необычайно высокую для этого периода фрахтовую конъюнктуру, то второй квартал успешно закрепил достигнутые положительные сдвиги и вывел фрахтовый рынок на высоты, не наблюдавшиеся с 2017 года. Но апогеем стал третий квартал, который вывел рынок фрахта к рекордам 13-летней давности.

О набранном рынком огромном потенциале свидетельствует хотя бы тот факт, что по сравнению с годом ранее средний заработок балкеров различного типоразмера в споте вырос от трех (панамаксы) до трех с половиной раз (супрамаксы). Аналогичная картина наблюдалась и в период-чартере, где ставки годичного тайм-чартера выросли от двух (кейпсайзы) до трех раз (хендисайзы). Это, в свою очередь, повлекло за собой соответствующую реакцию на смежных рынках: новостроя, подержанного тоннажа и судового металлолома.

Сентябрьский спурт

Сентябрь достойно завершил третий квартал, доведя уровень Балтийского фрахтового индекса сухогрузного тоннажа (БФИ) до планки в 5197 пунктов, что является максимальным значением с сентября 2008 года, то есть за последние 13 лет.

Среднее значение БФИ в сентябре составило 4288 пунктов, что на 568 пунктов, или 15,3%, больше, чем в августе. По итогам всего третьего квартала 2021 года средний уровень БФИ на 940 пунктов, или 33,7%, выше, чем в предыдущем квартале. А по сравнению с первым кварталом средний уровень БФИ вообще подскочил в два с половиной раза. Таким образом, в 2021 году наблюдается почти вертикальный рост БФИ от квартала к кварталу.

Основная заслуга в рекордном росте БФИ принадлежит балкерам кейпсайз. Только в сентябре индекс BCI для кейпсайзов вырос с 5666 до 8944 пунктов (+57,9%). На предпоследней торговой сессии Балтийской фрахтовой биржи он вообще преодолел отметку в 9000 пунктов, показав так же, как и БФИ, свое максимальное значение за последние 13 лет.

Средний заработок кейпсайзов в сентябре текущего года находился в диапазоне 46 650-74 800 $/сут., продемонстрировав как самую высокую волатильность, так и наиболее взрывной рост фрахтовых ставок. К примеру, на плече Тубарао (Бразилия) — Циньдао (Китай) ставки на перевозку железной руды кейпсайзами всего за 24 часа выросли на 4$/т, увеличившись за одни сутки сразу на 10%.

Сравнительные данные о сентябрьских и предыдущих отфрахтовках балкеров DianaShippingв период-чартер


ПоказательНазвание судна
AtalandiLetoMaeraAmphit-riteMytroCrystalia
Типоразмер балкерапанамакскамсар-макспанамакспост-панамакскамсар-макспанамакс
Дедвейт, тонн77 52981 2977 540398 69782 13177 525
Год постройки201420102013201220132014
Дата начала
чартера
03.10.2102.10.2118.09.2115.09.2115.09.2119.09.21
Дата окончания чартера
Min15.02.2301.02.2301.10.2215.10.2215.08.2201.10.22
Max30.04.2315.04.2315.12.2215.12.2215.10.2215.12.22
Фрахтовательaquavitaaquavitaaslbg shipsolebayuniper
Ставка, сут.$24 500$25 500$26 000$27 000$28 500$26 100
Ставка в
предыдущем чартере
$9 300$9 000$8 600н. Д.$10 000$8
750
Предыдущий
фрахтователь
unipercargillauscaн. Д.Cargillglencore
Рост ставок+$15200+$16500+$17 400н. Д.+$18500+$17350
 +163,4%+180,2%+202,3%н. Д.+185,0%198,3%


Источник: Diana Shipping

Примечательно также и то, что в направлении Континент—Дальний Восток заработок кейпсайзов в конце сентября поднялся до 98 750 $/сут., чуть-чуть не дотянув до планки в 100 тыс. $/сут. При этом, если в начале сентября разрыв в среднем уровне заработка для кейпсайзов по сравнению с панамаксами не достигал и полуторной величины, то в конце месяца он был уже вдвое выше.

Несмотря на менее успешную динамику по сравнению с кейпсайзами, индекс BPI для панамаксов в сентябре показал рост с 3706 до 4013 пунктов, или на 8,2%. Средний заработок панамаксов в сентябре колебался в пределах 32 450-36 350 $/сут. При этом в конце сентября панамаксы в круговых трансатлантических рейсах могли заработать около 35 700 $/сут., а в транстихоокеанских — 37 350 $/сут. В направлении Континент/Средиземноморье — Дальний Восток средний заработок панамаксов достигал 51500 $/сут. и 21 600 $/сут. — в обратном направлении. Следует также отметить, что своего максимума средний заработок панамаксов достиг в начале третьей декады сентября, после чего началось его незначительное снижение.

Наибольшую стабильность в сентябре продемонстрировал индекс BSI для балкеров супрамакс, волатильность которого составила всего 8%. Начав сентябрь на отметке в 3434 пункта, к концу месяца индекс BSI снизился до 3382 пунктов без каких-либо резких колебаний в ту или иную сторону.

Средний заработок супрамаксов в сентябре находился в достаточно узком диапазоне 36 200-36 850 $/сут. При этом в конце сентября супрамаксы в круговых трансатлантических рейсах могли заработать 37 650 $/сут., а в транс тихоокеанских — 35 600 $/сут. На плече Континент — Дальний Восток этот показатель снизился до 53 600 $/сут., хотя неделей ранее достигал 55 500 $/сут. До 53 000-54 000 $/сут. снизился в конце сентября уровень ставок для супрамаксов и на плече Черное море — ЮВА/Дальний Восток. Еще месяц назад он достигал 58 000 $/сут., но образовавшийся излишек подаваемых в наш регион балкеров привел к некоторому снижению ставок. Но это по отношению к очень высокой базе. Исторически же это один из самых высоких уровней ставок после фрахтового бума в 2007-2008 годах.

Весьма уверенно в сентябре 2021 года чувствовали себя балкеры хендисайз, для которых индекс BHI за рассматриваемый период вырос с 1859 до 1975 пунктов, или на 6,2%.

Средний заработок хендисайзов в сентябре имел диапазон в пределах 33 100-35 550 $/сут. При этом на основных маршрутах перевозок, выполняемых хендисайзами, их средний заработок в конце сентября составлял 35 000 $/сут. и выше, и только на плече Мексиканский залив США — Континент его планка составляла 25 000 $/сут. из-за снизившейся активности отправок и большого количества свободного тоннажа. Подвижки к лучшему здесь начались лишь в самом конце сентября.

В сентябре продолжал радовать владельцев хендисайзов Средиземноморско-Черноморский регион, где ставки на современные хендисайзы на плече Черное море — Западное Средиземноморье вышли на уровень 40 000 $/сут., на Континент — 38 000 $/сут., а на ЮВА/Дальний Восток — 45 000-50 000 $/сут.

Внимание брокеров привлекла перевозка соды из Новороссийска на ЮВА, осуществляемая балкером Unison Jasper (дедвейтом 37 296 тонн постройки 2019 года), зафрахтованным Lauritzen по феноменально высокой ставке в 60 000 $/сут. Причина столь высокого фрахта кроется в специфике груза и высоких требованиях к тоннажу (в частности, состоянию трюмов).

Брокеры также отмечают, что всего за несколько последних дней сентября ставки на перевозку 28 000-30 000 тыс. тонн удобрений с Черного моря подскочили с 38 000 $/сут. до 45 000 $/сут., причем без всяких усилий со стороны судовладельцев.

Динамика ставок годичного тайм-чартера для балкеров различного типоразмера в 2019-2021 годах

Підпишіться, щоб прочитати весь матеріал

Наш продукт – незаангажована, перевірена та важлива фахова інформація. Наші передплатники отримують її в повному обсязі, бо розуміють її цінність. Приєднуйтесь до тих, хто підтримує якісну журналістику!

Консультація: info@uports.com.ua

Репосты: