Главные тренды морской отрасли на саммите в Лейпциге

Начальник отдела инвестиций в инфраструктурные проекты, Агентство инвестиций и развития Одесской ОГА Владимир Шемаев о том, что обсуждалось на Международном транспортном саммите в немецком Лейпциге #ITF2016.

Ежегодно в мае в немецком Лейпциге проходит заседание Международного транспортного саммита, которое собирает представителей различных отраслей транспорта, а также министров — стран членов Международного транспортного форума (ITF). В этом году главное транспортное мероприятие посвящено теме экологичности и инклузивности транспорта.

Доминирующими вопросами в официальных дискуссиях и кулуарах транспортного сообщества являются наступающая эра электромобилей и беспилотная технология управления транспортными средствами. И если несколько лет назад подобное развитие событий оставалось под большим вопросом, то сегодня в приходе новых технологий уже мало кто сомневается. К примеру, на еще невышедшую в производство Tesla Model 3 заказы только в США составляют более 400 тыс. автомобилей. Тем временем в Западной Европе проходят испытания движения беспилотных колонн грузовых автомобилей.

Постепенно инновации проникают и в морскую отрасль. Например, компания Rolls-Royse работает над проектом разработки судна с дистанционным управлением (смотрите видео). Исследование активно поддерживается шведскими шиппинговыми компаниями, университетами и проектными организациями. Хотя вопрос даты создания подобного судна остается пока открытым.

Но все же главной темой форума стал вопрос о стратегии транспортной отрасли в отношении снижения выбросов в атмосферу CO2 и других парниковых газов. На долю предприятий транспортной отрасли в мире приходится 23% всех выбросов CO2, но их доля при прочих равных обещает расти. Примечательно, что именно перевозки морским транспортом называются не только сравнительно дешевыми, но и наиболее энергоэфективными.

Главной темой форума стал вопрос о стратегии транспортной отрасли в отношении снижения выбросов в атмосферу CO2 и других парниковых газов. 

Шиппинговые компании обеспечивают перевозку до 90% мирового товарооборота, при этом на долю морского транспорта приходится лишь 2-3% от всего объема парниковых газов в атмосферу. Для сравнения выбросы балкера в граммах CO2 на т-км в среднем вдесятеро меньше чем у грузового автомобиля общем массой 40т.

Тем не менее, в морской отрасли есть широкое понимание своего вклада в выполнение как глобальных соглашений по климату (Киотский протокол и Парижское соглашение COP21), так и международной конвенции MARPOL Международной морской организации (IMO) в части ограничения выбросов серы и следования новым стандартам для судостроения (Energy Efficiency Design Index), выполнение которых поможет снизить выброс парниковых газов на 30% уже с 2025 года.

Вместе с тем международные организации признают, что выброс парниковых газов в сфере морских перевозок не может быть привязан к какой-то конкретной стране, а должен регулироваться совместными усилиями и международными соглашениями под руководством Международной морской организации (IMO).

С целью повышения энергоэффективности морских перевозок IMO разработала типовой план по обеспечению энергоэффективности судна (Ship Energy Efficiency Management Plan) и операционный индикатор энергоэффективности судна (Ship Energy Efficiency Operational Indicator).

Имеет свои практические рекомендация и Международная шиппинговая палата (ICS). В первую очередь это снижение скорости движения (slow steaming), оптимизация маршрутов с учетом погодных условий, улучшения дизайна корпуса корабля и винта, оптимизация водного балласта, своевременность захода судна в порт, применение новых видов топлива и т.п. Такие меры по оценкам экспертных организаций смогут сократить выброс газов на 50% до 2050 года, несмотря на планируемый рост объемов международной торговли.

У участников рынка и международных регулирующих структур есть понимание, что регуляторные механизмы по снижению выброса CO2 в секторе морских перевозок должно происходить системно на международном уровне, чтобы не возникло т.н. «газовых утечек» на судах под тем или иным флагом. IMO и ITF начали реализацию проектов по сбору данных о потреблении топлива каждым судном для дальнейшего обобщения и анализа эффективности. Поэтому вполне вероятным считается пересмотр нормативов и дедлайнов уже в ближайшие несколько лет.

В завершение хотелось бы отметить, что генеральный секретарь IMO г-н Китак Лим, с которым удалось встретиться на полях форума, хорошо осведомлен о ситуации в морской отрасли Украины и поддерживает создание морской администрации, в чем IMO готово оказывать техническую помощь, используя свои лучшие практики.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *