Гибридные линейные перевозки и невежество чиновников

Изменения в порядок регистрации линий заграничного плавания должны быть направлены в первую очередь на исключение возможности пользоваться преференциями, предлагаемыми для линейных судов, тем недобросовестным операторам, которые, регистрируя псевдо-линию, не предоставляют свои суда для всех желающих грузоотправителей

Ксения Пидручная, исполнительный директор общественного союза «Ассоциация морских агентств Украины», утверждает, что изменения в порядок регистрации линий заграничного плавания должны быть направлены в первую очередь на исключение возможности пользоваться преференциями, предлагаемыми для линейных судов, тем недобросовестным операторам, которые, регистрируя псевдо-линию, не предоставляют свои суда для всех желающих грузоотправителей, тем самым нарушая принцип common carrier для линейного судоходства. Регистрация же псевдо-линий в дальнейшем приведет к негативному эффекту.

Как ни печально это осознавать, но на сегодняшний день чиновники ГП “АМПУ” и Укртрансбезопасности своими действиями формируют для Украины имидж клептократического и глубоко коррумпированного государства не только внутри страны, но и за рубежом, осуществляя подмену понятий и давая преференции за взятки при полном попустительстве Мининфраструктуры. Ведь больше ни в одной стране, кроме Украины, танкеры и балкеры не работают на судоходных линиях, а контейнерным линиям с мировым именем не отказывают в регистрации.

1 марта стало известно, что крупнейший мировой контейнерный перевозчик “Maersk Line” уходит из Одесского порта. Об этом компания сообщила письмом: «Начиная с апреля, мы больше не будем осуществлять судозаходы в порт «Одесса», и мы любезно просим вас решить, какой альтернативный порт разгрузки вы предпочитаете». “Maersk Line” предложили своим клиентам выбрать один из двух портов — морской порт Черноморск (рыбный терминал) или морской порт Южный (терминал ТИС).

Генеральный директор “Maersk Ukraine” Роман Колоянов, комментируя решения компании, также отметил:«К сожалению, несмотря, на наше многолетнее присутствие в Украине и совершение порядка 150 судозаходов в год, регистрация наших линий (сервисов) в портах Южный и Черноморск не подтверждены решениями “Укртрансбезеки”, которая по формальному признаку отказала в признании наших сервисов линиями загранплавания.

Судозаходы Maersk Line в Украину не признаются АМПУ линейными.

Поэтому наши сегодняшние судозаходы в Украину не признаются АМПУ линейными. В этом Украина печально уникальна, поскольку нигде в мире никто не сомневается в том, что Maersk Line – линия по определению».

Украина уникальна ещё и тем, что является единственной страной в мире, где линейными судами признаются танкеры и балкеры, перевозящие грузы насыпью без упаковки. Ранее уже публиковалась информация о том, что чиновники ГП “АМПУ” и “Укртрансбезопасности” регистрируют трамповые перевозки под видом линейных с целью получения так называемыми «операторами линий» скидок корабельного и лоцманского сборов. По словам линейных агентов контейнерных перевозчиков, регистрация линии в Укртрансбезопасности “стоит” 10 тыс. долларов США. Тем, кто не хочет давать взятку, отказывают в выдаче подтверждения.

10 января редакция интернет-портала “УкрРудПром” обратились в Мининфраструктуры с запросом предоставить информацию о линиях загранплавания, зарегистрированных с нарушением законодательства, а также о мерах, принимаемых министерством по отношению к должностным лицам ГП “АМПУ” и Укртрансбезопасности, допустившим такую ситуацию. Из Министерства инфраструктуры Украины пришёл ответ, что они не располагают информацией о нарушении законодательства при регистрации судоходных линий.

«Министерство инфраструктуры совместно с Укртрансбезопасностью и государственным предприятием “Администрация морских портов Украины” прорабатывается вопрос о необходимости внесения изменений в Инструкцию о порядке регистрации линий заграничного плавания в части соответствия линейных судов требованиям безопасности мореплавания», – говорится в письме Мининфраструктуры.

Действительно, 13 марта ГП “АМПУ” провело совещание с операторами  контейнерных линий, где обсуждалось внесение изменений в Инструкцию. Само ГП “АМПУ” в своей редакции проекта обновленной Инструкции ограничилось лишь включением в неё требований о том, что операторы линейных перевозок должны будут предоставлять информацию о типе судна в соответствии с Рекомендацией №28 ЕЭК ООН.

Что же на самом деле не так с действующей в Украине Инструкцией о порядке регистрации линий заграничного плавания? Проблема кроется в явном абсолютном непонимании её авторами специфики линейных перевозок. Ведь применение разрешительного порядка регистрации морских линий обусловлено необходимостью проведения органом регистрации проверочных мероприятий, обеспечивающих подтверждение заявленных перевозчиком параметров работы морской линии, а также выполнения условий для её регистрации. Действующая на сегодняшний день Инструкция определяет следующие признаки линии загранплавания:

1) установление обязательных и факультативных иностранных и украинских портов захода;

2) закрепление для работы на линии определенных типов судов;

3) установление периодичности захода закрепленных судов в обязательные порты захода;

4) регистрация линии осуществляется Государственной службой Украины по безопасности на транспорте по представлению Администрации морских портов Украины.

По таким признакам под видом судоходных линий действительно можно регистрировать трамповые перевозки, а под видом линейных судов — танкеры и балкеры.

Но во всём цивилизованном мире признаками линейного судоходства принято считать: регулярное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей с необходимой частотой судозаходов; закрепление судов на определенном направлении и их движение по заранее объявленному расписанию; применение единых тарифов и условий на перевозку грузов; недискриминацию любых потребителей, грузов или линейных портов, приём грузов к перевозке без ограничения их минимального количества.

Современная мировая практика регулирования линейного судоходства основывается на принципах стимулирования коммерческой активности участников, предлагая льготы по уплате портовых сборов судами, работающими на линии, в зависимости от количества заходов судов линии в порт или количества перевезенного груза – чем чаще заходит судно, тем больше скидка. В Украине же такими преимуществами пользуются псевдо-операторы – трамповые перевозчики и их агенты, что приводит к недобросовестной конкуренции на рынке морских перевозок. Антимонопольному комитету Украины, как органу, который осуществляет контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, следует обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в сфере линейного судоходства.

Характерные особенности судоходных линий подробно изложены в Руководстве ЮНКТАД по применению Конвенции ООН о Кодексе поведения линейных конференций. Конвенция была ратифицирована 86 государствами, однако Украины в списке этих государств нет. Всё дело в том, что Конвенцию ратифицировал СССР. В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991) государства – участники СНГ гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Государства также согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией. Однако каждое государство СНГ имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Украина по неизвестным причинам действие этой Конвенции ООН не подтвердила.

2 февраля Мининфраструктуры направило в Минюст письмо с просьбой предоставить информацию о статусе Конвенции ООН о Кодексе поведения линейных конференций и обязательности выполнения её положений Украиной. Минюст в ответ дал отписку, что Конвенция отсутствует в их нормативной базе и не включена в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов.

Таким образом, в Министерстве инфраструктуры Украины считают, что нет юридических оснований менять требования Инструкции о порядке регистрации линий заграничного плавания.

В связи с этим общественный союз «Ассоциация морских агентств Украины» просит должностных лиц Мининфраструктуры, ГП “АМПУ” и “Укртрансбезопасности” проанализировать и досконально изучить мировой опыт линейных перевозок, чтобы понять, что линейный перевозчик — это в первую очередь общественный и публичный перевозчик, и что формировать политику морских перевозок нужно исходя из их характеристик, а не с целью получения личной финансовой выгоды от подмены понятий.

Читайте также Гибридные линейные перевозки: афера морских агентов и чиновников

Изменения в порядок регистрации линий заграничного плавания должны быть направлены в первую очередь на исключение возможности пользоваться преференциями, предлагаемыми для линейных судов, тем недобросовестным операторам, которые, регистрируя псевдо-линию, не предоставляют свои суда для всех желающих грузоотправителей, тем самым нарушая принцип common carrier для линейного судоходства.

Регистрация псевдо-линий в дальнейшем приведет к негативному эффекту – переключению части объема внешнеторговых потоков из морских портов Украины на порты сопредельных государств, уменьшению роли морских портов в обеспечении транзитного потенциала Украины.

Ксения Пидручная,

исполнительный директор общественного союза «Ассоциация морских агентств Украины»

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *