Филиал «Лиски»: продать нельзя оставить

Совсем недавно руководитель АО «Укрзализныця» озвучил тезис о необходимости допуска частного капитала в крупного оператора контейнерных платформ, находящегося в собственности компании. Эксперты могли сопоставить, что речь идет об интермодальном бизнесе «Укрзализныци», сосредоточенном в филиале «Лиски».

Это уникальный актив, поскольку в рамках одного субъекта хозяйствования рынку представляется сразу четыре ключевые услуги: национальная сеть терминалов, фиттинговые платформы и контейнеры, услуги экспедирования и ремонта контейнеров. Лиски управляет пятью терминалами в главных центрах потребления и логистики: Киев, Харьков, Одесса, Днепр и Чоп. Компания оперирует также более 3,5 тыс. фиттинговых платформ и более 4 тыс. контейнеров, стандартизированных ISO для морских перевозок. Годовой объем перевозок — в среднем 200 тыс. TEU.

Ввиду капиталоемкости данного бизнеса и незначительной контейнеризации долгое время положение национального железнодорожного оператора на рынке контейнерной железнодорожной логистики оставалось практически монопольным. После создания акционерного общества на железнодорожном транспорте в 2015 году и ввиду развития частных морских контейнерных терминалов, прежде всего ТИС-КТ (порт «Пивденный»), КТО/HHLA и «Бруклин-Киев Порт» (порт Одесса), Рыбный порт (порт Черноморск), частный бизнес стал проявлять интерес к организации маршрутных контейнерных поездов, продлевая сервис морских линий и терминалов ближе к «дверям» клиента, а также к инвестированию в интермодальные терминалы. 

Только за последние несколько лет в Украине наблюдается стремительное развитие как внутренних и международных сервисов (вплоть до Роттердама от Global Ocean Link), так и строительство частных интермодальных терминалов.

Наиболее динамичное развитие получила сеть терминалов N’UNIT, связывающая центры потребления с самым большим портом страны — «Пивденным», в котором оперирует DP World TIS Pivdennyi. Достаточно успешной можно назвать и работу Западного контейнерного терминала в Тернополе. В данный момент идут работы по строительству в Львовской области приграничного с ЕС терминала «Мостиська драй порт» крупными частными инвесторами. На рынке контейнерных железнодорожных перевозок уже присутствуют «Украинская интермодальная компания» (HHLA), MedLog (MSC), «Левада-Карго», GOL и другие.

Все это указывает на уверенность частного бизнеса в росте рынка контейнерных железнодорожных перевозок как по Украине, так и в транзитном направлении. При этом стоит отметить тот факт, что в портах перегружается более 1 млн TEU в год.

Конкуренция государственного (или находящимся в собственности государства) интегрированного оператора контейнерных терминалов и перевозок с эффективными частными операторами, вероятно, возможна, но в условиях ограниченого инвестиционного ресурса у государства и частой смены векторов развития уменьшает шансы на равнозначные механизмы и условия хозяйствования в долгосрочной перспективе.

Поэтому одним из вариантов возможного развития интермодального бизнеса менеджмент «Укрзализныци» рассматривает создание партнерства в формате СП или другом формате (в виде отдельной интермодальной компании), с контрольной долей у государства, с одним или пулом частных международных операторов (инвесторов). Стратегические опции и по привлечению частного капитала будут исследованы в ближайшее время в рамках сотрудничества с немецкими коллегами из DB Engineering & Consulting. Это позволит очертить объем и предмет партнерства, в том числе — в контексте развития сети терминалов в центральной и западной части страны.

Задач у такого партнерства видится две. Первая — привнести частную экспертизу в управление логистическим бизнесом, ориентированным на клиента, и цифровизацию бизнес-процессов. И вторая — активизировать отношения с морскими линиями и международным транзитом контейнеров, в том числе — по направлениям Европа—Азия и Балтика—Черное море.

В вопросе будущего интермодального бизнеса «Укрзализныци» главное не повторить путь отдельных госстивидоров в портах, которые после «открытия рынка» для частных портовых операторов значительно сократили свою долю на рынке услуг, оставшись с изношенными активами, избыточным персоналом и невозможностью реинвестировать прибыль. Напротив — для динамично развивающего рынка контейнерной железнодорожной логистики государству и частному бизнесу следует формировать партнерства для полноценной реализации транзитного потенциала Украины.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *