Фантастические контейнерные перевозки 2021-го: промежуточные итоги и прогнозы

Виктор Берестенко,
Президент АМЭУ

После крайне сложного 2020 года, когда мир оказался на пороге невиданной прежде угрозы и сменил вектор со стабильности на принципы VUCA, прогнозы на 2021 год были весьма осторожными. Множество факторов влияли на текущее состояние логистики в мире. Среди них основными стали:

  • Закрытие границ и локдауны 2020 года;
  • Дефицит контейнеров, с которыми столкнулись логистические компании во всём мире;
  • Неожиданный рост спроса на товары во второй половине 2020 года.

Эти факторы, по сути, превратили отрасль грузоперевозок в 2020 году в «американские горки», и с успехом прошли этот путь только те компании, которые готовы были менять свои стратегии так же быстро, как менялся окружающий мир вокруг.

С какими результатами мы пришли к середине 2021 года? Какие прогнозы можно сделать на 2022-й? Рассмотрим подробнее.

Предпосылки: что повлияло на текущее состояние отрасли?

Мы уже упомянули, что пандемия Covid-19 стала главным триггером для всех процессов в мировой логистике в 2020-м году. Если к маю 2020-го, после введения жёстких локдаунов, закрытия границ, остановки предприятий и, как следствие, перевозок процент задействованных в грузоперевозках судов снизился до рекордных 88%, то во второй половине 2020 ситуация, как маятник, качнулась в другую сторону. Люди поняли, что привычные модели покупательского поведения уже не действуют. Тратить деньги на развлечения и путешествия не получается из-за ковидных ограничений. При этом местные склады оказались практически пустыми из-за отсутствия поставок в первой половине года. И это спровоцировало подъём онлайн-торговли, да и в целом покупательский бум. К концу 2020-го на отстое оставалось всего 0,8% мирового торгового флота.

Также показательными стали новые процессы в логистике:

  • Увеличение интереса к азиатским рынкам со стороны стран «Нового Света» — торговля между Азией и США выросла на 50%.
  • Увеличение спроса на перевозки по маршруту «Азия — Европа».
  • Тотальная нехватка контейнеров и необходимость отправлять суда за ними порожняком.
  • Портовый коллапс и сложности с отгрузкой и документальным оформлением грузов в портах.

Именно они привели впоследствии к взрыву ставок фрахта, которые в 2021-м достигли своего пикового значения.

А что же 2021-й? Как обстоят дела сегодня?

В 2021-м ситуация в глобальном смысле улучшилась. Страны начали активно открывать границы, при этом спрос на товары не иссяк. Новая модель мира сделала онлайн-торговлю ключевым процессом, поэтому поставки и сегодня активно растут, особенно поставки грузов из Китая в США. При этом перевозчики получили полный «карт-бланш» на подъём ставок фрахта. Сегодня они остаются на рекордно высоком уровне. Для сравнения:

  • Ставки фрахта для перевозок по маршруту Азия — США выросли на 173-218% по сравнению с 2020 годом в зависимости от локации порта назначения.
  • Ставки фрахта по маршруту Азия — Европа неуклонно растут. Прирост за неделю может достигать 7%.

Продвижение вашей компании на самом читаемом отраслевом ресурсе — ports.ua и в журнале “Порты Украины”. Стать партнером тут!

Несмотря на скачок цен, услуги перевозчиков остаются востребованными. Поэтому сегодня критичным становится поддержание уровня сервиса, заданного в конце 2020-го. Что делают операторы логистики для выполнения этой задачи?

  • Суда стали перевозить товары с гораздо большей скоростью. Так, для контейнеровозов типа Post Panamax зафиксировано увеличение скорости на 8,5% по отношению к средним показателями 2020 года.
  • Операторы стали активно наращивать парк контейнеров. Все крупные игроки на мировом логистическом рынке закупают новые контейнеры и ищут возможности их аренды, чтобы стабилизировать возникший в 2020-м коллапс. Пока что их усилия не привели в полной стабилизации, но шаги уже сделаны.
  • Внедрение диджитал-решений стало первостепенной задачей, как для грузоперевозчиков, так и для портов. Именно на диджитализацию делают ставки в прогнозах на будущий год.
  • Поиск возможностей для удовлетворения спроса на контейнеры и грузоперевозки за счёт нестандартных решений, например, предоставление контейнеров-рефрижераторов без подключения для перевозки стандартных грузов.

Такие решения позволяют всей сфере логистики не только восстановить утраченный в 2020 году статус-кво, но и нарастить прибыль. Если в предыдущие несколько лет морские контейнерные перевозки могли обеспечить только баланс на грани рентабельности, то сейчас становится очевидным, что эта отрасль переживает возрождение.

Чего ждать от 2022-го?

Несмотря на то, что по прогнозам аналитиков (мы взяли за основу анализ рынка от Drewry) к концу 2021 года совокупная прибыль от контейнерных морских грузоперевозок может достигнуть 80-100 миллиардов долларов США, столь же активное развитие в 2022 году прогнозировать сложно. Ключевыми факторами для отрасли логистики в грядущем году станут:

  • Насыщение рынка оборудованием. Сегодня все крупные участники морских грузоперевозок кинули все мощности на производство и поставки новых контейнеров. Но в следующем году может оказаться перегиб в обратную сторону — тары будет с избытком, и она будет простаивать в портах, занимая полезную площадь и принося убытки.
  • Восстановление экономики после пандемии Covid-19. Постепенно все страны стремятся вернуться к первоначальному состоянию на начало 2020 года. А это значит, что теперешний активный рост новых рынков может замедлиться. Восстановление экономики подразумевает открытие локальных производств, ориентацию на покупку местных товаров, а значит — спрос на дальние грузоперевозки, который актуален сегодня, потеряет свою значимость в будущем году.
  • С оглядкой на высокие ставки фрахта могут поднять цены на свои услуги и судовладельцы. А это снова скажется на тарифах грузоперевозок.
  • Диджитализация процессов — ключевая стратегия для портов и логистов. Начиная от внедрения цифровых решений для управления грузоперевозками, заканчивая использованием искусственного интеллекта и сложных компьютерных систем для автоматизации портов. Всё это позволит оптимизировать затраты в сфере логистики и ускорить процессы поставок.
  • А вот ставки фрахта могут остаться неизменными или продолжить свой рост.

Благодаря тому, что крупные логистические компании проводят эффективные стратегии для стабилизации процессов в сфере логистики, прогноз на 2022 год в целом выглядит достаточно радужно. Но есть одно «но»: в самой большой степени всё, что происходит в логистике, будет завязано на то, как быстро мир справится с пандемией и её последствиями. А этот фактор, увы, остаётся непредсказуемым.

Продвижение вашей компании на самом читаемом отраслевом ресурсе — ports.ua и в журнале “Порты Украины”. Стать партнером тут!

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *